ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

На могилу почетного члена ИППО архиепископа Макария (Миролюбова) возложены цветы

На могилу почетного члена ИППО архиепископа Макария (Миролюбова) возложены цветы

23 августа 2013 года действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества из Московского областного и Нижегородского отделений в рамках программы «Возвращение памяти: история Императорского Православного Палестинского Общества в регионах» возложили цветы на могилу Высокопреосвященного Макария (Миролюбова), почетного члена ИППО, погребенного в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода.

Программа «Возвращение памяти» разработана фондом «Возрождение культурного наследия» с целью поиска мест захоронений членом Императорского Православного Палестинского Общества в различных регионах России, а также на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Сербии, Франции и в других государствах. По предложению председателя правления фонда А. Н. Панина фонд приступил к созданию базы данных, посвященной почившим членам Общества. В настоящее время фонд проводит большую и очень сложную работу, связанную с изучением системы работы отделов ИППО до 1917 года. Целью этой работы является сбор информации о членах отделов, поиск их фотографий и трудов. Главная цель — успеть зафиксировать то, что еще осталось. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей с фотофиксацией и привязкой на местности.

Большую помощь в работе над программой «Возвращение памяти» оказывает фонду наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член ИППО (Нижегородское отделение) архимандрит Тихон (Затекин).

Находясь в Нижнем Новгороде, руководители фонда «Возрождение культурного наследия», члены Совета Московского областного отделения ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя отделения) и Семен Яковлевич Ваксман (член Совета отделения) вместе с архимандритом Тихоном (Затекиным) посетили Нижегородский Благовещенский мужской монастырь. В Святых вратах обители члены ИППО были встречены наместником обители архимандритом Александром (Лукиным), который рассказал об истории монастыря и показал монастырские святыни.



Монастырь был основан Великим Князем Владимиро-Суздальским Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. Он расположен на высоком правом берету реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и представляет собой в настоящее время величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов, возведенных на узкой береговой террасе в XVII–XIX веках. Судя по названию обители — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы — можно предположить, что монастырь был создан как оплот Православия для распространения благой вести о Христе в языческих землях и имел важное миссионерско-просветительское значение для всего Поволжья.

Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI–XIX веков. В монастырской церковной ризнице сохранялись напрестольные кресты, церковные сосуды с надписями, потиры, водосвятные чаши, пелены, шитые золотом и серебром, украшенные жемчугом. Благовещенский монастырь оставался в управлении Патриаршего дома и после учреждения в Нижнем Новгороде в 1672 году самостоятельной епископской кафедры.

Лишь в начале XVIII века, с упразднением патриаршества, монастырь перешел в ведение Святейшего Синода, став домовым Синодальным с 1721 года. В середине XIX века наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) — во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены выдающиеся святители земли Нижегородской и всей Русской Православной Церкви Высокопреосвященные Иеремия (Соловьев) и Макарий (Миролюбов).

После Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был в 1919 году закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещались школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Под склады и другие хозяйственные постройки монастырские здания использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей. В 1949 году в Алексеевском храме был размещен планетарий, и храм был частично перестроен.



Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса, по милости Божией, был возвращен Нижегородской епархии.


Архиепископ Макарий (Миролюбов) (1817-1894).
Фото из фондов Орловского краеведческого музея

Высокопреосвященный Макарий родился 24 марта 1817 года в селе Ухолово Ряжского уезда Рязанской губернии в семье священника Кирилла Прокопьевича Подлесенского. При крещении был наречен Николаем. Поступив в Сапожковское Духовное училище, Николай, по тогдашнему обычаю и желанию родителей, получил новую фамилию Миролюбов. В пятнадцатилетнем возрасте юноша продолжил обучение в Рязанской Духовной Семинарии (1832-1838). С 1838 по 1842 год обучался в Московской Духовной Академии, окончив ее со степенью магистра богословия. В сентябре 1842 года определен в Нижегородскую Духовную Семинарию преподавателем логики, психологии и латинского языка. 2 июня 1846 года он принял постриг под именем Макарий в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода.

С этого года началась его большая и плодотворная деятельность на благо России. Он состоял членом и сотрудником Императорского Географического Общества, Императорского Археологического Общества, Императорского Православного Палестинского Общества. В эти же годы началось его становление как краеведа, историка, исследователя древних церковных памятников и рукописей. Изучая старинные книги и рукописи, надписи на зданиях церквей, иконах, колоколах, древних могильных плитах, расспрашивая старожилов о местной истории церковных построек, о. Макарий вместе с тем устанавливал связи с научными обществами и учеными России, публиковал материалы по церковной истории и археологии Нижегородского края. Начиная с 1848 года, на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» регулярно появлялись исторические статьи и сообщения профессора иеромонаха Макария (все эти материалы впоследствии легли в основу известных книг архимандрита Макария). В 1850 году он был удостоен звания члена-корреспондента Императорского Общества истории и древностей Российских. Публикации в научных сборниках общества принесли ему известность и знакомство с такими ведущими российскими учеными, как И. И. Срезневский, И. П. Сахаров, М. П. Погодин. Долгие и лучшие годы Макария (Миролюбова) были связаны именно с Нижним Новгородом. Всего было опубликовано более 30 книг, брошюр и статей по церковной истории Нижегородского края, написанных о. Макарием. В Нижнем Новгороде он был известен не только как историк, ученый и один из выдающихся преподавателей семинарии, но и как попечитель: получил благодарность от Нижегородского попечительского общества и архипастырскую признательность и благословение «за отличную деятельность и усердие к пользе сирот духовного звания».

В течение своей многотрудной жизни Макарий (Миролюбов) был настоятелем различных монастырей, инспектором в семинариях, а будучи епископом, проходил служение в Новгороде, Вятке, Орле, Архангельске, Новочеркасске, Нижнем Новгороде. Находясь на Новочеркасской кафедре, владыка регулярно получал от Императорского Православного Палестинского Общества выпуски Православного Палестинского сборника и других изданий Общества.

В конце жизни, удрученный немощами, он проживал на покое в Благовещенском монастыре. 24 декабря 1894 года, рано утром святитель Божий в полном сознании отошел ко Господу, держа в руках святой крест. Настоятель монастыря архимандрит Макарий с братией перенесли покойного из спальни в зал и по церковному чину облачили почившего святителя. В 6 часов вечера в обитель прибыл Преосвященный Алексий (Опоцкий), епископ Балахнинский, после чего тело усопшего было перенесено в Алексеевскую церковь, где была сразу совершена заупокойная всенощная. На следующий день Алексеевский храм был полон людьми разного звания, пришедшими проститься с архипастырем. После Божественной Литургии Преосвященным Алексием (Опоцким), епископом Балахнинским совершено было отпевание. По совершении отпевания и отдания последнего целования усопшему архипастырю, гроб его поднят был на руки старейшим духовенством и при пении ирмосов отнесен был в придел Великомученика Пантелеимона Алексеевского храма, где и опущен в могильный склеп.

В 2009 году архимандрит Тихон написал самую подробную биографию Владыки Макария – «Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный писатель».





Архимандрит Тихон (Затекин), А. Н. Панин, С. Я. Ваксман в сопровождении архимандрита Александра (Лукина) поклонились всем святыням Благовещенской обители.





В Алексеевском храме у могилы Высокопреосвященного Макария (Миролюбова) все присутствующие трижды пропели «Вечная память» и помолись об упокоении Владыки. Трижды пропели «Вечная память» и у могилы Высокопреосвященного Иеремии (Соловьева).

Наместник Благовещенского монастыря архимандрит Александр рассказал о том, как происходило возрождение храма, как были обнаружены склепы Высокопреосвященных Макария (Миролюбова) и также погребенного в этом храме Иеремии (Соловьева). Во время нахождения в храме планетария — над могилами Владык находились кабинет директора (над захоронением Владыки Макария) и туалет (над захоронением Владыки Иеремии).

Могила Высокопреосвященного Макария была зафиксирована и сфотографирована, были сделаны фотографии храма, надгробие осмотрено и подробно описано.