ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

К Дню народного единства в Нижнем Новгороде представлена персональная выставка члена ИППО Василия Нестеренко

К Дню народного единства в Нижнем Новгороде представлена персональная выставка члена ИППО Василия Нестеренко

17 октября 2014 года в Нижегородском государственном художественном музее состоялось открытие персональной выставки народного художника России, действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества В. И. Нестеренко. Главной темой выставки стала тема отечественной истории, защиты своей Родины, в частности, роли Нижнего Новгорода и его жителей в изгнании с русской земли польских захватчиков в Смутное время.


На открытии присутствовали Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев, мэр города О. В. Сорокин, заместитель губернатора Д. В. Сватковский, члены Правительства Нижегородской области и представители духовенства. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, в мероприятии принял участие наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), член Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

По словам генерального директора Нижегородского государственного художественного музея Романа Жукарина, идея привезти работы Василия Нестеренко в Нижний Новгород родилась еще 8 лет назад, но воплотилась в жизнь она лишь в этом году. Василий Игоревич Нестеренко сам приехал на открытие выставки, ему интересно, как воспримут его работы нижегородцы на тему Нижегородского ополчения 1612 года. 

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил, что выставка не случайно открывается накануне праздника 4 ноября. Все нижегородцы смогут испытать чувство гордости за своих соотечественников, смотря на такие замечательные полотна. 

По мнению главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина, выставка Василия Нестеренко станет одним из крупнейших культурных открытий для нижегородцев, которые не имеют возможности познакомиться с работами автора в столичных музеях. «Думаю, картины, посвященные Нижегородскому ополчению, должны занять достойное место в музеях, в том числе и нашего города», — отметил глава города.

Архимандрит Тихон в своем слове также подчеркнул значимость этой тематики для нынешнего поколения и пожелал художнику дальнейших творческих успехов.



Как сообщает журнал "Столица Нижний", самой масштабной из представленных в Нижнем Новгороде работ стала картина размером 8,3х4 метра «Избавление от Смуты», которую мастер писал в течение четырех лет. Монументальное полотно повествует о знаменитой атаке у Крымского брода, когда 300 всадников, возглавляемых Кузьмой Мининым, опрокинули и погнали прочь многотысячное войско гетмана Ходкевича, что стало переломным моментом в изгнании поляков из Москвы. Василий Нестеренко добиваясь подлинного историзма и достоверности, пишет всех героев с живых лиц, консультируясь с историками по поводу элементов одежды и боевого оружия.

Дополняют картину о Смуте еще два портрета: «Клятва Дмитрия Пожарского» и «Молитва Сусанина». Так, крестьянин Иван Сусанин изображен в момент молитвы, немного вдалеке от захватчиков, которые с тревогой и грустью наблюдают за ним. Он упал коленями на снежную опушку и, сжав в руках шапку, поднял глаза к небу в беззвучной молитве, полный сомнений и надежды, что Бог его не оставит и простит. Каждый жест героя Нестеренко эмоционален, пронизан смыслом, каждый взгляд понятен, и величие русской природы, на фоне которой происходит действие, лишь обостряет трагизм ситуации.

Обращение к военно-историческим темам для художника - это попытка осмыслить настоящее. Смута для него некий архетип, одно из постоянных состояний России.

О России сегодняшней картины не менее историчны и эмоциональны. «Забытые» — так называется один из пейзажей Нестеренко. Заброшенный дом с просевшей крышей, изображенный на холсте, стал обиталищем ворон. Рядом с ним стоит сломанная береза. Может, ее когда-то — на счастье или в честь рождения сына — посадил хозяин этой избушки. Но теперь этого не узнать: за мутными оконными стеклами никого не видно, стены почти скрылись за сорной травой, а тропинку, которая когда-то вела к этому дому, и вовсе не найти. Эта картина — обо всех нас, о поколении забытых и забывающих: свою историю, предков, а в конечном счете, себя. Это картина — попытка сказать, что наша земля не просто место жительства, это некий способ самоидентификации в меняющемся мире, это точка опоры для каждого человека.

В экспозиции представлены иконы, репродукции икон и фресок, написанных художником для Храма Христа Спасителя, портреты и пейзажи. 

«Искусство не должно быть работой, — считает Василий Нестеренко. — Это должно быть образом и смыслом жизни. Оно требует подчинения всей жизни мастера. Мне как художнику важно, чтобы мое искусство умножало добро и любовь, в том числе и к Родине, к родной природе. В этом и есть смысл искусства — в умножении любви».

Выставка продлится до 30 ноября 2014 года.

Использованы фотографии Вознесенского Печерского мужского монастыря