ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Члены ИППО выступили на XI Международной научной конференции «Икона в русской словесности и культуре» в Москве

Члены ИППО выступили на XI Международной научной конференции «Икона в русской словесности и культуре» в Москве

XI Международная научная конференция «Икона в русской словесности и культуре» состоялась 26–28 марта в Москве. Первый день работы форума прошел в Музее русской иконы, 27 и 28 марта участников принимал Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына. 

Форум был приурочен к 70-летию своего инициатора и организатора Валерия Лепахина — филолога, профессора Сегедского университета (Венгрия), автора более 20 книг о православной иконе, о русской словесности и культуре. С каждым годом конференция приобретает все большую популярность: около 40 докладов представили на этот раз участники из разных стран и многих городов России. 


Первый докладчик – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Чапнин напомнил, что инициированная В. Лепахиным конференция называлась сначала «Иконология и иконичность». Понятие «иконичность», с которым так или иначе соотносилось большинство докладов, не является умозрительной отвлеченностью из числа тех, которые быстро устаревают. По словам С. Чапнина, теория иконичности дает «методологическую и богословскую основу для трезвого анализа мира, в котором мы живем». Это особенно важно в контексте общей «девальвации смыслов», идеологизации Православной Церкви, которая переживает «постимперский надлом»; в условиях, когда государственная идеология все чаще апеллирует к понятию «священного» (сакрализация «вечного огня», Крыма как «крещенской купели» и т.д.), - отметил С. Чапнин.

«То, что делает В. Лепахин, его теория иконичности, -- это некая альтернатива идеологическому прессу, которому подвергается сейчас христианская традиция», -- согласился с первым докладчиком академик Российской академии художеств, известный исследователь христианской культуры Алексей Лидов. Он поздравил юбиляра и выразил надежду, что скоро понятие «иконичность» будут изучать в школах, потому что «трудно представить что-то более важное, живое и подлинное».

А. Лидов представил доклад «Райские реки в иеротопии и иконографии византийского храма». На примере интерьера храма св. Софии Константинопольской и других раннехристианских храмов он показал, какой смысл вкладывали зодчие и художники в изображение «райских рек», как эти изображения соотносились с текстами Св.Писания и особенностями богослужения. По словам докладчика, тема «райских рек» «отмирает» в более поздней иконографии, но сегодня у нее есть шансы возродиться. Этой темой заинтересовался настоятель нового храма во имя Вифлеемских младенцев в Барнауле о. Георгий Крейдун, доктор искусствоведения. На полу этого храма известный мозаичист Александр Корноухов выполнил композицию, изображающую «райские реки», истекающие из Небесного Иерусалима. Автор иконографического замысла этой мозаики А. Лидов отметил: «Сбылась моя мечта: теоретические размышления и исторические исследования перешли в область художественной практики».

В своем докладе юбиляр представил пример иконичного подхода к словесности. Анализируя пролог к поэме А. Блока «Возмездие», В. Лепахин показал, как поэтическое слово может быть «вербальной иконой». «Начала и концы», рай и ад, призвание художника, природа творчества и т.д. – эти блоковские темы автор доклада раскрывал с точки зрения православного вероучения, подчеркивая отличие «ложного символотворчества» символистов начала ХХ в. от подлинного символизма словесной иконы.

Преподаватель Библейско-богословского института им. св. ап. Андрея Александр Закуренко утверждал, что «в современных методиках филологического анализа понятие иконичности может быть ключевым». Он раскрыл эту мысль в докладе «Проблемы аксиоматики в теории литературы и понятие «иконического»». Другие докладчики анализировали с позиций иконичности произведения словесности Древней Руси, а также сочинения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Н. Глинки, И.С.Тургенева. Монография В. Лепахина «Икона в русской литературе», как можно предположить, воодушевила некоторых исследователей на размышления о месте и значении иконы в творчестве В.Ф. Одоевского, Н.С.Лескова, К.Н. Леонтьева, С.Н. Дурылина, Михаила Булгакова, В.С.Высоцкого, Андрея Тарковского и других.

Ряд докладов, прозвучавших на конференции, был посвящен разным аспектам исследований иконичности: Л. Дорофеева, профессор Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград) - «Иконичность в современной агиографии о новомучениках и исповедниках российских»; диакон И. Маслов (Москва) - «Утрата иконичности как современная форма иконоборчества: философско-эстетические аспекты»; И. Языкова, Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея - «Иконическое и антииконическое в современной культуре»; К. Цеханская, Институт этнологии РАН - «Икона как выразитель социо-религиозного самосознания русских». Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества Гуминский Виктор Мирославович, доктор филологических наук, профессор, Институт мировой литературы РАН (Москва) рассмотрел тему «Икона в древнерусских хождениях».

Были представлены также исследования, авторы которых анализировали отдельные памятники иконописи с точки зрения особенностей иконографии или традиций их почитания.

Благовест-инфо