ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Николо-Теребенская пустынь

Николо-Теребенская пустынь – монастырь Русской Православной Церкви – находится на севере Тверской области в Максатихинском районе, в 170 км от Твери.

Основан монастырь во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах он был закрыт, а с середины 1990-х годов возрождается как женский. Настоятельница монастыря – монахиня Ольга (Назмутдинова Татьяна Сергеевна).

Монастырь интересен многим. Из него происходит икона Божья Матерь Теребенская. Вре­мя про­слав­ле­ния сей чу­до­твор­ной ико­ны от­но­сит­ся к 1654 го­ду. Под­лин­ный Теребенский об­раз Бо­го­ма­те­ри не со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, в монастыре хранится её список. Есть предание, что она бы­ла взя­та в Нов­го­род­ский со­бор Святой Со­фии. На этой иконе Бо­го­ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с под­ня­ты­ми ру­ка­ми, в по­яс, а ру­ки Предвечного Мла­ден­ца пред­став­ле­ны рас­про­стёр­ты­ми. Бо­лее по­дроб­ных све­де­ний о чу­до­твор­ной иконе Те­ре­бен­ской не име­ет­ся.

Сразу после того, как в 1990 году монастырь вернули верующим и как только возобновились богослужения, в Никольском соборе стали самообновляться его старые фрески, причём даже там, где была утрачена штукатурка, на которой прежде были эти фрески. С каждым годом всё больше и больше паломников приезжает в старинную обитель, в том числе и для того, чтобы иметь возможность лицезреть это чудо. 

Среди достопримечательностей обители взгляд любого путешественника привлечёт церковь преподобного Александра Свирского, о которой стоит рассказать особо.

Загадочный храм, или по следам Лалибелы

Предположительно в 1857 году в монастыре Николо-Теребенская пустынь (ныне с. Труженик, Максатихинский район, Тверская область) был построен удивительный и загадочный храм – церковь преподобного Александра Свирского. Дело в том, что церковь эта построена ниже уровня земли и поэтому она почти полностью находилась под землёй.

Сразу стоит оговориться, что церковь преподобного Александра Свирского ничего общего не имеет с пещерными подземными церквями и монастырями, многие из которых дошли да наших дней. К сожалению, судьба и люди не пощадили этот по-своему уникальный для православной традиции нашей страны храм – купол давно провалился, церковь находится в полном запустении. Единственно, что сохранилось, так это колокольня, через которую и был оборудован вход в саму церковь.

Но есть надежда, что вместе с возрождением монастыря возродится и единственная на Тверской земле подземная церковь и что, может быть, мы всё же узнаем разгадку её создания. А пока мы только можем предположить, что именно подтолкнуло наших предков к такому редкому и рискованному строительному эксперименту. Ведь сам монастырь расположен на берегу полноводной реки Мологи, но воды на уровне основания храма, который расположен более чем в 10 метрах ниже уровня поверхности земли.

Остаётся открытым вопрос, что могло послужить примером для строительства церкви преподобного Александра Свирского? И если мы попытаемся на него ответить, то обязательно окажемся не просто далеко, а очень далеко от нашей родины в единственной православной стране Африки, в загадочной Эфиопии.

Сегодня немногие знают, что христианство в Эфиопии было принято ещё в IV веке. И хотя впоследствии распространившийся в Северной Африке ислам отрезал Эфиопию от остального христианского мира, эфиопам удалось сохранить свою религию, несмотря на то, что в стране сейчас около 40 процентов населения мусульмане. И это не может не вызывать самого глубокого уважения как к стране в целом, так и к её народу.

С давних пор воображение европейцев будоражили слухи о некоем таинственном пещерном городе в Эфиопии. Многие пытались его найти, но только в 60-е годы ХХ столетия он был открыт французским путешественником Ж. Гестерном в отдалённой и труднодоступной горной местности.

Раньше город Лалибэла назывался Роха и был религиозным центром на севере Эфиопии. В течение трёхсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Именно здесь в период с X по XIV век, и особенно во время императора Лалибелы, правившего в кон­це XII – начале XIII вв., был создан культовый комплекс, насчитывающий более десяти церквей. Со временем и сам город стал называться по имени правителя – Лалибела.

 

Причём церкви эти выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей и вырублены в скалах ниже уровня поверхности земли. Зачастую соединённые между собой они производили впечатление настоящего подземного города. Высота и глубина зданий – примерно двенадцать метров. Храмы Лалибелы остаются и по сей день одним из самых удивительных и великих творений православного духа.

Нельзя не обратить внимания и ещё на один факт: Лалибела это древний религиозный центр, а сами подземные церкви украшены различной символикой, от звезды Давида до знака «Бегущего солнца».

Монастырь Николо-Теребенская пустынь находится тоже в необычном месте. Дело в том, что напротив монастыря, на другой стороне реки, недалеко от впадения реки Кезы в Мологу, находится многокилометровый погребальный комплекс с двухметровым священным камнем Алатырь. Здесь же обнаружены: «тотемный» камень с рисунками и письменами, «вещий» камень с ликом Луны, камень-следовик с отпечатком человеческой ноги. Эти места никогда не были густо заселены и, скорее всего, являлись культовым центром наших предков или других народов, которые проживали на этой территории.

Да и о самом монастыре сегодня знают уже многие. Как мы уже сказали, после возвращения обители верующим сразу, как только возобновились богослужения в Никольском соборе, стали самообновляться и его старые фрески.

Интересная деталь: среди тех, кто расписывал когда-то храмы Николо-Теребенской пустыни был Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859), тогда начинающий живописец, а в будущем один из самых талантливых учеников А. Г. Венецианова.

***

Как видим, устройство подземных храмов Лалибелы в Эфиопии и церкви преподобного Александра Свирского в Николо-Теребенской пустыни во многом схожи. Вот только там наши братья по вере сумели их сохранить, а мы нет.

Можно лишь надеяться, что найдутся заинтересованные благотворители, чтобы возродить этот по-настоящему уникальный храм на Тверской земле.

Библиография

  1. Николай Баландинский «Эфиопия: страна, рождающая сказки», журнал «Туризм и отдых» № 25, июль 2005.
  2. «Алексей Васильевич Тыранов- 200 лет со дня рождения», «Вестник Тверской областной картинной галереи» № 10-12, октябрь-декабрь 2008
  3. azbyka.ru
  4. В. Грибков-Майский. «По следам Лалибэлы». Газета «Тверская Жизнь», 30 января 2010
  5. В. Грибков-Майский. «Загадочный храм». Журнал «Реноме» № 3, 2010.
  6. В. Грибков-Майский. «Загадочный храм, или По следам Лалибелы». Журнал «Бонус» № 3-4, 2011.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России