ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Московские члены ИППО совершили паломничество в Ново-Иерусалимский монастырь

12 августа 2017 года группа членов Московского отделения ИППО совершила паломническую поездку в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Паломники молились у святынь, находящихся в храме Воскресения Христова: у ковчега с десницей святой мученицы Татианы Римской; перед чтимой иконой Пресвятой Богородицы Тихвинской; перед иконой Божией Матери Троеручица (список с чудотворной иконы); у подобия часовни Гроба Господня; у гробницы Патриарха Никона и др.

После поклонения святыням обители паломники побывали у святого источника и осмотрели скит Патриарха Никона. По благословению наместника монастыря архимандрита Феофилакта всем паломникам были вручены на молитвенную память путеводители по обители. В свою очередь в библиотеку обители были переданы очередные номера Православного Палестинского Сборника. Далее паломников приняли в трапезной монастыря, где они отведали монастырский обед.

Историческая справка

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, мужская ставропигиальная обитель в честь Воскресения Христова, расположенная на берегу реки Истры, в селе Воскресенском, впоследствии одноимённом городе (ныне город Истра). Монастырь был основан в 1655 году Патриархом Московским и всея Руси Никоном. На освящение малого деревянного храма вместе с Патриархом Никоном прибыл царь Алексей Михайлович, которому очень понравилось это место, и, обозревая окрестности, он назвал их Новым Иерусалимом. Патриарх Никон положил идею, высказанную царём, в основу своего замысла по созданию обители, которая должна была воспроизвести храм Воскресения Господня в Иерусалиме и библейские места Палестины на русской земле. Патриарх Никон отправил в Святую Землю иеромонаха Арсения (Суханова), чтобы тот привёз точное описание храма Воскресения Господня и других святынь Палестины.

При организации территории монастыря и его сооружений Патриарх Никон использовал топонимию Святой Земли. После ухода с патриаршей кафедры он поселился в обители и сосредоточил все свои усилия и возможности на возведении соборного храма, который достроил почти до самых сводов. После того как в 1666 году Патриарха Никона отправили в ссылку, все работы в обители были прекращены. В 1679 годуу царь Фёдор II Алексеевич, любивший Патриарха Никона, повелел продолжить строительство обители. Благочестивая царевна Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, пожертвовала много средств и церковной утвари для окончания строительства храма и его украшения. В недостроенном соборе, в храме-приделе во имя святого Иоанна Предтечи, в 1681 году был погребён Патриарх Никон.

В 1685 году соборный храм обители в честь Воскресения Христова был освящён Патриархом Московским и всея Руси Иоакимом, в присутствии царей Ивана V Алексеевича и Петра I Алексеевича, а также их сестры, правительницы Софьи Алексеевны. По указанию последней тогда же были сооружены храм в честь Трёх Святителей и дворец, в котором останавливались царские особы, приезжавшие в обитель на богомолье. В 1691 году царевна Татьяна Михайловна преподнесла в дар обители в особом ковчеге святые мощи мученицы Татианы. В 1690 году вокруг монастыря вместо деревянной ограды были возведены каменные стены с мощными башнями. В 1697 году над вратами обители был построен храм в честь входа Спасителя в Иерусалим. Летом 1698 года под стенами обители произошло кровопролитное сражение между восставшими стрелецкими полками и верным царю Петру I Алексеевичу войском. В 1723 году Воскресенский храм сгорел и обрушился. В 1749 году в обитель на богомолье приехала императрица Елизавета Петровна, которая повелела восстановить Воскресенский собор архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.

В 1756 году храм был возобновлён и освящён, хотя достраивался и совершенствовался ещё в первой половине XIX в. В нём насчитывалось 30 престолов, среди которых пять предназначались для православных Патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Московского. Внутри собора расположена часовня-кувуклия с точной копией Гроба Господня. В зимнем храме в честь Рождества Христова находится подземная пещера – точная копия Вифлеемской. В монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручица, привезённая Патриарху Никону с Афона, из Хиландарской обители. Особо почитался в народе образ Господа Вседержителя с припадающими святителем Филиппом Московским и Патриархом Никоном. Русские богомольцы, лишённые возможности совершить паломничество в древний Иерусалим, приходили в обитель, чтобы духовно побывать в Святом Граде.

В 1919 году монастырь был закрыт и превращён в музей. В декабре 1941 года при отступлении фашистские войска взорвали архитектурный ансамбль и без того разорённой войной обители. В послевоенный период большая часть монастыря была восстановлена усилиями сотрудников музея. В 1995 году Русской Православной Церкви была возвращена обитель, в которой началась монашеская жизнь. В настоящее время восстановление монастыря практически завершено.