ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Церковь Панагии Питательницы (Асину)

Знаменитая своими древними фресками Церковь Панагии Питательницы (Форвиотиссы) более известна под именем Пресвятой Богородицы Асину. Такое название она получила от имени существовавшего здесь Форвиотисского монастыря, который прекратил своё существование в начале XVII века. А вот церковь благополучно дожила до наших дней.

Предание гласит, что название церкви происходит от древнегреческого города Асин, из которого в эти места переселились греки-ахейцы в XI веке до нашей эры. Считается также, что слово «форви» в названии монастыря произошло от названия целебного растения «эфорвион», произраставшего в округе.

Основание монастыря восходит к 1099 году. Его основателем был византийский сановник Никифор Исхирий, который после смерти жены принял постриг и стал монахом, сменив имя на Николая. Об этом говорят фрески, расположенные над входом в церковь. Полагаем, что женщина, стоящая за ним на посвятительной фреске, написанной над северным входом храма, и есть его супруга.

Преставился ктитор обители 16 ноября 1115 года в построенном им монастыре. Об этом сообщается в кодексе Парижской библиотеки, которая происходит из собрания монастыря Форвион. Эта рукопись представляет собой Месяцеслов (с сентября по февраль), использовавшийся монахами в качестве помянника, поэтому в нём можно обнаружить даты смерти всех игуменов и монахов монастыря с XII в. по XV век.

Вторым источником по истории монастыря может служить уже упомянутая фреска из этой церкви. Три надписи относятся к ктитору храма военачальнику Никифору и датированы 1106 годом. Надпись, сопровождающая фреску Святого Георгия на южной апсиде притвора, сообщает и само название обители: «Монастырь Форвион». Данная надпись, как и сама фреска, датируется XIII веком. Пресвятая Богородица изображена над вратами, ведущими из притвора в храм. Это её образ именуется «Питательница», и этим означается предстательство Богородицы за монастырь Форвион.

Наконец, едва различимая надпись на косяке дверей из притвора в храм сообщает нам, что фрески, которыми щедро украшен весь притвор, были написаны (уже вторично) около 1332–1333 гг.

Храм Пресвятой Богородицы Асину представляет собой сооружение с двускатной кровлей на деревянной основе. Первоначально храм был лишён притвора, как показывает изображение храма на посвятительной фреске: южная дверь была замурована и превращена в стену сразу же после пристройки притвора.

Стены храма сложены из монолитов вулканической породы. Эти камни не обработаны и неодинаковы по размеру. Рядом с дверью северной стены сохранились фрески, плачевное состояние которых не позволяет точно определить время их написания.

Вероятно, церковь Пресвятой Богородицы Асину получила серьёзные повреждения во время землетрясения в конце XIII – начале XIV века. В результате потребовалось заново восстанавливать все фрески. Большая часть площади первоначального убранства церкви была расписана заново.

Внутренний вид храма сильно изменился. Немного позднее оседание оснований северо-восточной части храма заставило монахов произвести ремонт и снова восстанавливать фрески.

Итак, в этот период все фрески центральной части храма были навсегда утрачены. Такая же участь постигла и большинство других храмовых фресок. Все утраченные участки росписи были заново расписаны другими иконописцами.

Таким образом, те фрески, которые мы сегодня видим в храме, относятся к различным эпохам. Несомненно, наиболее важными являются древние фрески. Ктиторская надпись, которая начинается от северной части западной колонны южной стены и продолжается до западной арки, гласит: «Храм Пресвятой Богородицы был расписан благодаря многим трудам Никифора Воеводы, поставленного Государем нашим Императором Алексием Комниным в 1105–1106 годах».  В росписи сказались новые веяния иконной изобразительности эпохи Комнинов. Мастер старательно воспроизводит особенности самых выдающихся фресок Константинополя той эпохи.

Таким образом, выясняется, что мастер по фрескам, участвовавший в росписи церкви Панагии Питательницы, прибыл на Кипр из столицы, из Константинополя. Об этом свидетельствует не столько сама иконография, сколько техника письма. Яркость и глубина красок обращают нас к живописи Константинополя. Необходимо отметить, что первоначальные фрески отличались от более поздних именно разнообразием палитры и сочетанием красок. Движения фигур сдержаны и полны духовного благородства. Выражения ликов строги, а сам метод изображения отличается умеренностью и чинностью.

В настоящее время первоначальные фрески церкви сохранились только на восточной и западной частях. По стилю письма особо отличаются фрески северной стены, которые когда-то были скрыты под новейшими росписями. Под новыми росписями также сохранились первоначальные фрески и на внешней части арок над южным и северным входами.

На полукруглом своде апсиды изображена Пресвятая Богородица, молящаяся с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Стиль письма и сама роспись схожи с фреской Святой Анастасии, сохранившейся в притворе. Последняя фреска принадлежит к группе росписей 1332–1333 годов, но создана другим мастером. Немного ниже, на верхней части цилиндрической стены апсиды, написано Божественное Причащение Святых Апостолов. Ещё ниже изображены стоящими в анфас святители: Дионисий Ареопагит, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай – архиепископ Мир Ликийских и Игнатий Богоносец. Ниже окна апсиды изображены апостол Варнава и святитель Епифаний Кипрский. Все эти фрески принадлежат к первоначальной росписи храма. К этому же периоду можно отнести фреску Вознесения Господня, которая занимает восточную часть купола храма. Часть этой фрески в настоящее время закрыта вследствие расширения апсиды.

Кроме того, кисти мастера принадлежат Благовещение Пресвятой Богородицы XI века на восточной стене; Причащение преподобной Марии Египетской аввой Зосимой – справа и слева от апсиды; Рождество Пресвятой Богородицы на восточной арке северной стены храма; немного ниже – неизвестный святой, преподобный Роман Сладкопевец и святой Тихик. Этому же мастеру, очевидно, можно приписать четыре поясных изображения святых, из которых особенно выделяется святители Спиридон и Никифор на внешней части восточной арки северной стены и, немного выше, три превосходных изображения: святого Лазаря, процветшего Древа Крестного, неизвестного святого и, в небольшом углублении, изображение святителя Иоанна Милостивого.

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов