ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«Время собирать камни…» Выставка народного художника России, члена ИППО Дмитрия Белюкина

15 ноября 2017 года Российская академия художеств по адресу Пречистенка, 21, представляет юбилейную выставку произведений известного московского живописца, Народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Дмитрия Белюкина «Время собирать камни…», приуроченную к 55-летию мастера.

В экспозиции представлено около 200 живописных работ, большая часть которых создана за последние 5 лет, причём некоторые из них будут показаны впервые.

Творческий диапазон одного из наиболее успешных современных живописцев, убеждённого приверженца классической школы живописи Дмитрия Белюкина очень широк: он работает практически во всех жанрах – исторические картины, портреты, пейзажи, книжные иллюстрации.

На этой выставке зрители увидят исторические полотна, работы серии «Святые места Православия», а также многочисленные пейзажи, созданные по материалам частых поездок художника как по России, так и по Европе. Центральными произведениями экспозиции, по всей вероятности, станут триптих «Иерусалим. Рассвет» (2017), «Панорама восточного побережья Афона с монастырём Ставроникита и кельями» (2016) и «Раннее утро на озере» (2017), написанная на Валдае, одном из любимых мест живописца. «Время собирать камни...» – библейская цитата, взятая в название выставки, предвещает погружение зрителя в пейзажи городов Святой Земли, реки Иордан, Галилейского моря.

Посетители экспозиции также пройдут по тропам недоступного для многих Афона, удела Пресвятой Богородицы, посетят редкие северные монастыри России. Но у названия есть и другой глубинный смысл, заложенный автором. Это деликатный совет начать «собирать камни» во всех сферах общественной и духовной жизни. Это касается и целой страны, и каждой семьи, и отдельного человека.

«Нужно «собрать камни» и в душе, внутри себя, иногда остановиться и подумать, не упускаем ли мы в ежедневной суете что-то более важное», – говорит художник. 

Пейзажи Дмитрия Белюкина – не просто «изображение природы» среднего или более крупного размера, а осмысленные философские образы, картины-размышления. Особенно это относится к серии «Святые места Православия».

В работах 2016–2017 годов художник использует крупный формат полотна, но немногие знают, что обязательный метод работы мастера над большой картиной – натурный этюд, сделанный иногда за один-два часа.

Натурные работы под общим названием «Впечатления православного паломника», представляющие интерес для знатоков живописи, будут также представлены в экспозиции.

Несмотря на то, что Дмитрий Белюкин по праву считается родоначальником белогвардейской темы в российском искусстве (его полотно «Белая Россия. Исход» (1992–1994) стало хрестоматийным), на этой выставке, чтобы не отойти от темы, мастер сознательно показывает только одну работу о трагических событиях столетней давности. Это картина «Осколки» (1996). На ней изображён сидящий рядом с развалинами дворянской усадьбы крестьянский мальчик, который пытается сложить из осколков разбитую тарелочку. Написанная больше 20 лет назад, эта картина не потеряла актуальности и сегодня. 

Дмитрий Белюкин является также одним из ведущих живописцев Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В созданных работах на военную и историческую тематику батальные сцены ему удаётся подать в неожиданном, даже лирическом ракурсе с индивидуально найденным колоритом.

Это работы «Гибель императорской гвардии», «Утро Бородинской битвы» (Война 1812 года) и «Последний подвиг эскадры» (Крымская война). Каждая работа связана с теми или иными воспоминаниями, которыми художник готов поделиться со зрителями в дни работы выставки, предполагается проведение встреч с посетителями в выходные дни.

Например, пейзаж «Свято-Пантелеимонов монастырь утром» ассоциируется с опрометчивым решением художника, впервые попавшего на Афон, нарушить Устав Святой Горы и искупаться в море. Там на него напал огромный осьминог, наш герой с грехом пополам его одолел, после чего к трапезе монахов и паломников были поданы свежие «морепродукты». Все следующие 7 поездок на Афон прошли без нарушения Устава. Помимо гармонии, света и прекрасной живописи, экспозиция характерна ощущением радости и гармонии.