ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Казани воссоздан собор Казанской Божией Матери

8 июля 1579 года (21 июля по н.ст.) в Казани чудесным образом была обретена икона Казанской Божией Матери.

На месте обретения - сейчас это территория Казанского Богородицкого мужского монастыря - за последние пять лет заново отстроен собор в честь этой иконы. Первый деревянный храм в честь нее, по государеву указу Иоанна IV Грозного, был выстроен уже в 1579 году, явившись средоточием основанного в том же году женского Богородицкого монастыря. Через шестнадцать лет по указу царя Феодора Иоанновича деревянный храм был заменен каменным; в 1808 году Императором Павлом I и его преемником Императором Александром I был выстроен пятиглавый каменный храм, взорванный большевиками в 1932 году; и, наконец, в 2021 году отстроен новый храм, практически полностью воссоздавший "павловский". Эта святая обитель тесно связана с именем святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, принимавшей участие в создании и обустройстве Пещерного храма в месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

21 июля 2005 года икона Божией Матери была "явлена" в Казани во второй раз, вернувшись уже в виде чудотворного и чрезвычайно искусно написанного, так называемого "Ватиканского списка".  Эта икона оказалась за границей после произошедшей в царской России революции, при этом специалисты-иконоведы и историки, сколько ни искали, но так и не выяснили, из какой российской обители этот образ был вывезен.

Новоказанская. Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. Пронзительный взгляд Богородицы подчеркивают огромные жемчужины, изумруды, сапфиры, бриллианты, бирманские рубины. Некоторые камни оклада настолько древние, что амерканские исследователи в 60-х годах двадцатого века давали им 3000 лет. Фото с сайта "Православие в Татарстане":  tatmitropolia.ru

В 2004 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принял в дар от представителей Ватикана чудотворную икону Казанской Божией Матери, специально привезенную ими для этой цели в Москву. 20 июля 2005 года он привез икону в Казань, приехав на празднование Дней православия, посвященных 450-летию Казанской епархии. Праздник решено было перенести с ноября (фактическая дата основания) на 21 июля. В этот день, 21 июля 2005 года, по окончании Божественной Литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля Святейший Патриарх передал икону верующим. Верующие пронесли икону крестным ходом к Богородицкому монастырю и воздвигли ее на приготовленное ей место в Крестовоздвиженской церкви монастыря, где она находилась до 21 июля 2021 года, когда была перенесена в новый Собор, построенный в ее честь.

"Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по окончании Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля передал верующим великую святыню." Цитата и фото с сайта "Православие в Татарстане": tatmitropolia.ru

За правой рукой Патриарха стоит Камиль Шамильевич Исхаков, мэр Казани с 1989 по 2005 гг.  Он и его советник по вопросам религии Дмитрий Иосифович Хафизов добились возвращения иконы в Россию и Казань.

Главный храм дореволюционного Богородицкого женского монастыря - величественный пятиглавый собор Казанской иконы Божией Матери - был построен в 1798-1808 годах по проекту знаменитого русского архитектора И.Е. Старова. В закладке фундамента собора принимал участие сам император Павел I, строительство было завершено уже при императоре Александре I Павловиче. Рядом с ним находилась шестиярусная колокольня. В 1930 годы и собор, и колокольня были взорваны, стерты с лица земли. Также в последующие годы были разрушены небольшие церкви Рождества Христова и Сретения Господня.

До революции монастырь владел зимним отапливаемым храмом - Церковью Николая Чудотворца (в народе церковью Николы Тульского) - построенной по проекту Я.М. Шелковникова в 1810-1816 годах в том же стиле "классицизма", как  и главный собор. В 1929 году собор закрыли, купол разобрали. Поначалу бывший храм стал столовой, затем его объединили с корпусом  монашеских келий и сделали цехом табачной фабрики. В находящемся рядом с ним здании церковно-приходской школы был надстроен третий этаж и поквартирно размещены жильцы. Школа была построена в 1895 году по проекту первого епархиального архитектора Федора Малиновского и является объектом культурного наследия городского значения. В настоящее время в этом здании ведутся реставрационные работы.

Здание церкви Николы Тульского, превращенное в советское время в цех табачной фабрики. В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики. Одна из них расположилась на территории бывшего монастыря. Здание церкви обветшало, похоже, табачная фабрика уже давно его не использовала, но продолжала работать в новом здании. Оно находилось на месте главного собора, а проходная - на месте колокольни. Только после того, как Папа Римский подарил России "Ватиканский список" (в 2004 году), было принято решение о переводе фабрики в другое место. В настоящее время здание демонтировано. Фото 2015 года, из открытых источников.

Здание церковно-приходской школы с надстроенным в советское время третьим этажом. Фото 2019 года, с сайта: tatar-inform.ru 

Николо-Тульский храм Казанского монастыря. Фото 1910-х годов, из личного архива Г. В. Фролова. Однокупольное здание с восьмиколонным портиком ионического ордера, завершающимся большим фронтоном, с лепным украшением «всевидящего ока». Во многих православных храмах, построенных в начале XIX века, использовался этот масонский символ, называемый ими  «Око Великого Архитектора Вселенной». Фото с сайта: tatmitropolia.ru 

В ноябре 2019 года архитектор епархии, преподаватель Казанского государственного архитектурно-строительного университета Степан Новиков объявил, что Казанская епархия воссоздаст утраченную церковь Николы Тульского и корпуса монашеских келий на территории Богородицкого монастыря. Судя по макету, представленному архитектором, здание Николо-Тульского храма будет точной копией дореволюционного. Жилые корпуса - Настоятельский и Никольский планируется расположить также, как они стояли до революции - с двух сторон от Никольского храма (все три здания вместе составляли гигантский полукруг).

 

Наиболее поздним по времени постройки является храм Воздвижения Креста Господня или Крестовоздвиженская церковь, которая была построена в 1882-1887 годах по проекту архитектора П.В. Тихомирова. В первоначальном виде церковь, как и храм Николы Тульского, украшали восьмиколонный портик и лепное «всевидящее око». Алтарь храма размещался в купольном этаже здания. На первом и втором этаже находилась общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты воспитывавшихся в монастыре сирот, пекарня и квасная. В советское время к зданию Крестовоздвиженской церкви были пристроены гаражи, долгое время здесь располагалось учебное здание Казанского государственного педагогического института, потом это было студенческое общежитие. В 2004 году, когда стало известно о предстоящем возвращении в Россию Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери, началась масштабная реставрация храма. Украшенный позолотой иконостас выполнили в классическом стиле мастера Русской Православной Церкви из подмосковного поселка Софрино. Справа от него разместился киот со знаменитой иконой Казанской Божьей Матери, подаренной Папой Римским Иоанном Павлом II. Купол и стены молельного зала, расположенного на втором этаже, прямо под самим куполом, расписывали художники А. Беляев и А. Пьянков из Санкт-Петербурга, а также студенты Мухинской художественно-промышленной академии (Санкт-Петербург). В будущем в здании планируется разместить праздничный тронный зал, монашеские кельи, трапезную, кухню.

Молельный зал, находящийся на втором этаже Крестовоздвиженской церкви, украшенный позолотой иконостас, выполненный мастерами из подмосковного поселка Софрино. Справа киот с иконой Казанской Божией Матери - перед ним стоит женщина с сумкой. Фото 2018 года с сайта: business-gazeta.ru 

Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери находился в специальном сейфе с бронированным стеклом, сам сейф был размещен в киоте с пурпурными занавесями и семью лампадами. Слева в белом с золотом киоте ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы и мощами: свт. Николая Чудотворца, свт. Василия Великого, св. мч. Наталии, св. мч. Власия, мч. Клавдиана, мч. Панкратия. Фото 2018 года с сайта: business-gazeta.ru 

Храм Воздвижения Креста Господня в Казани. Фото из открытых источников.

Образ преподобномученицы благоверной княгини Елизаветы, находящийся в Софийской церкви Казанского Богородицкого мужского монастыря. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/temples/priories/kazkobogkiymonr/sofiyskaycerkov/

Надвратная церковь (в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) Казанского Богородицкого мужского монастыря. Фотография 2010 года (Анна Сергеевна Михеева). Фото с сайта: https://egul.livejournal.com/36171.html

Самая сохранная и самая маленькая (среди всех действующих церквей Казани) - Софийская церковь, выстроенная примерно в конце XVII века как надвратная. С тех пор храм претерпел некоторые реконструкции и реставрации, стал отдельно стоящей церковью (по монастырским документам она была построена в 1807-1825 годах на средства дворян Мусиных-Пушкиных). В советское время в ней располагались квартиры, с 1993 года церковь передана Казанской епархии и в настоящее время является действующей. Среди икон ее иконостаса особо почитается новый образ преподобномученицы благоверной княгини Елизаветы.

 

Известно, что икона Казанской Богородицы пользовалась у царей рода Романовых особым почитанием. Ее называли  "Державной Заступницей", члены семьи святого царя Николая II относились к ней как к семейной святыне. Похищение явленной иконы из Казанского Богородицкого монастыря в 1904 году стало для них ударом.  Великая княгиня приложила много усилий, пытаясь найти икону, но Богу было так угодно, что она не была найдена. В 1910 году, помолившись на месте обретения Казанской иконы в подвале Казанского Богородицкого монастыря, Елизавета Федоровна решает принести Божией Матери дар своего любящего сердца (что это был за дар - об этом чуть ниже). Между тем, Елизавета Федоровна посещала Казань не только в 1910 и 1913 годах. В семнадцати километрах к северу от Казани находился в то время мужской монастырь - Казанская Седмиозерная Богородицкая пустынь, наместником в которой с 1902 по 1908 год служил духовный отец Елизаветы Федоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов), который еще до назначения наместником, с 1883 года жил монахом в этом же монастыре. Считается, что уже после 1892 года Елизавета Федоровна стала постоянной посетительницей этой обители.

Духовный отец великой княгини Елизаветы Федоровны старец Елеазаровской пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов) в монастырском саду, 1910 год. Фото с сайта: http://eleazarovo.ru/bez-rubriki/

Седмиозерная Богородицкая пустынь в наши дни. Храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского, в котором был похоронен старец Гавриил. В 1928-1929 годы обитель была закрыта, все храмы и братские корпуса, кроме тех, что на фото, разрушены до основания, захоронение осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин). В ведение Русской Православной Церкви  монастырь передан в 1997 году. Мощи старца частично находятся в данном храме, а остальная часть в церкви св.праведного Иоанна Кронштадтского г. Казани.  Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/temples/priories/sedmiosersbogorodizkajpustin

Великая княгиня Елизавета Федоровна со схиархимандритом Гавриилом Седмиозерным. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=60727

Старец Гавриил с 1908 по 1915 годы монашествовал в Спасо-Елеазаровом монастыре, который в то время был мужским монастырем, но умирать он приехал в Казань. Душа старца покинула тело 24 сентября 1915 года, на отпевание приехала в Казань и великая княгиня Елизавета Феодоровна с несколькими сестрами Марфо-Мариинской обители. Ее духовный отец был погребен в храме преподобного Евфимия Великого Седмиозерной обители.

Великая княгиня оставила в Казани и вещественный след, который не смогли уничтожить ни большевики, ни время. На ее деньги и под ее руководством в подвале собора Казанской иконы Божией Матери, на том месте, где икона была вынута из своего подземного тайника, был построен Пещерный храм. Строительство задумали и начали в 1910 году, закончили в год празднования трехсотлетия царствования дома Романовых - в 1913-ом. Освятили его в присутствии Елизаветы Федоровны 20 апреля 1913 года.

Казанский Богородицкий женский монастырь был закрыт в 1918-1919 годах, однако его храмы продолжали действовать до начала тридцатых годов, когда собор Казанской иконы Божией Матери был взорван большевиками (в 1932 году). На его месте с 1942 года по 2005 год находилось здание работающей табачной фабрики. После того, как Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери был установлен в молельном зале Крестовоздвиженского храма, монастырь было решено возродить (причем до революции он был женский, а теперь будет мужской). Табачную фабрику переселили сразу же, а вот строительство огромного собора, требующее очень больших денежных средств сразу не начнешь. Только 4 ноября 2015 года Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери». Какова стоимость Собора и кто оплатит? Ответ на этот вопрос дал на пресс-конференции, состоявшейся 29 апреля 2016 года митрополит Феофан: "Чуть меньше одного миллиарда рублей. Деньги дадут ТАИФ и другие спонсоры, которые не в силах отказать главе фонда «Возрождение», первому Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву". (Данные на 21 июля 2021 года: все работы по восстановлению собора обошлись в 2,7 миллиарда рублей; деньги шли из фонда "Возрождение", сформированного в том числе и за счет добровольных пожертвований частных лиц. Огромные суммы внесены организациями ПАО «Татнефть», группа компаний «ТАИФ» и другими.)

Той же весной, в 2016 году, археологи раскопали фундамент старого собора, а потом, к всеобщему удивлению и радости, вырыли стены Пещерного храма, когда-то подаренного Собору Елизаветой Федоровной. После исследования всего фундамента старого храма, было решено, что он достаточно прочен для того, чтобы новое здание храма было установлено на старом историческом фундаменте. А Пещерный храм фактически пережил взрыв, археологи увидели, что он сохранился на уровне стен и начала сводов; реставраторы смогли прочесть его план, рассчитать объемно-пространственные характеристики и разработать план воссоздания. Более ста лет тому назад, в 1910 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна, во время пребывания в стенах Собора Казанской иконы, предложила игумении монастыря обустроить подвал собора следующим образом: создать святое место с сенью и иконостасом на месте непосредственного обретения чудотворной иконы, а рядом подземный храм-часовню в честь Рождества Богородицы. Проект разработал архитектор Алексей Щусев. С целью реализации этого проекта дореволюционные строители увеличили высоту подвала на один метр, расширили коридоры, оштукатурили стены и своды.

В наше время, перед тем, как в реставрируемом Пещерном храме были обустроены полы, в подвале исторического собора, на площади более чем 250 квадратных метров, провели археологические исследования. В результате был найден белокаменный фундамент на известковом растворе шириной до трех метров, относящийся к собору Казанской иконы Божией Матери 1595 года постройки. Это была первая каменная церковь после сгоревшей деревянной, которую, как упоминалось выше, повелел выстроить на этом месте царь Иоанн IV Грозный. В Географическом словаре Российского Государства 1804 года по поводу новой церкви, построенной в 1595 году по велению сына Иоанна Грозного сказано: "Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович указал снабдить сию церковь святыми Иконами, книгами, ризницею и прочими церковными потребами; самую же явленную Икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из Царских сокровищ, которых был тогда хранителем Деменьша Иванович Черемисинов".

 

Реставрационные и строительные работы в Пещерном храме шли три года. Стены были достроены кирпичом, проведена их гидроизоляция, своды храма воссозданы из кирпича по старинной технологии. Немногие каменщики в наше время умеют выкладывать своды так, как это делали в старину. Такие мастера нашлись в Костроме, в ООО "Рестор" (организация, сочетающая такие виды деятельности, как строительство современных зданий и работы по сохранению объектов культурного наследия). Также были оштукатурены наружные стены, кирпичная кладка лестничных маршей и площадка у входа, устроены теплые полы и система подачи тепла. Удивительное дело - на стенах храма сохранилась часть подлинных росписей. Их сохранность могла пострадать уже во время этих трех лет строительства из-за дождей, зимних холодов, но этого не произошло, так как все вовлеченные в этот процесс люди с любовью оберегали их. Осенью 2018 года начали расписывать стены, затем своды Пещерного храма. Работы производились мастерами под руководством художника-реставратора I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) Валерия Косушкина. Сводчатый потолок и верхняя часть стен выполнены в голубом цвете, символизирующем ясное небо. На небосвод нанесены восьмиконечные золотые звезды двух размеров. Удалось сохранить часть стен и оставшиеся росписи. Подлинные части стен были затонированы без нанесения нового рисунка. Они кораллово-розовые - такого же цвета, какого были в начале ХХ века. Между голубым и кораллово-розовым проведена белая полоса границы. На таком решении настояли археологи, объясняя его тем, что так паломники и туристы смогут видеть разницу между восстановленной и древней кладкой. Так что теперь эти подземелья не только религиозный, но и археологический объект.

Реставраторы специально оставили для обозрения кирпичную кладку XVI века. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72054

В помещении перед храмом расположился музей истории собора Казанской иконы Божией Матери. Здесь же реставраторы намеренно оставили в стене отверстие от старинной электрической розетки. "Это музейный экспонат, свидетельствующий о том, что в начале ХХ века в храме было электрическое освещение", — сказал художник-реставратор Валерий Косушкин. Справа, на кораллово-розовом фоне заметны остатки аутентичных росписей. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72054

В помещении музея находятся фрагменты фундамента собора 1595 года, они накрыты стеклом и подсвечены, чтобы посетители смогли увидеть древнюю кладку. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72054

Пещерный коридор и место обретения иконы. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72054

На месте явления Казанской иконы установлена сень, иконостас оформлен басмаорнаментом (тонкими листами металлической фольги с печатным рельефным узором) и мрамором. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72054

На месте явления Казанской иконы установлена сень, иконостас оформлен басмаорнаментом (тонкими листами металлической фольги с печатным рельефным узором) и мрамором. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72054

Восьмиконечная звезда, в углублении закрытым стеклом, на месте обретения иконы. Фото с сайта: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72054

Три главных героя этой истории: митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, Президент РТ Р.Н. Минниханов, председатель попечительского совета республиканского фонда "Возрождение" М.Ш. Шаймиев перед открытыми Царскими вратами часовни Рождества Богородицы (еще ее называли: часовня в память 300-летия царствования на Русском Престоле Дома Романовых). Фото сделано в январе 2020 года. С сайта: https://inkazan.ru/news/society/13-01-2020/v-sobore-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-dodelyvayut-ikonostas?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Алтарь часовни Рождества Богородицы виден через открытые Царские врата. На розоватом фоне внизу стен заметны остатки аутентичных росписей. Плитка пола подобрана в тон "родным" стенам - такого же розоватого цвета. Фото из открытых источников.

 

Одной из особенностей этой подземной церкви было то, что на ее алтаре висели и полотняные, вышитые иконы. Как дань этой традиции, рукодельницами золотошвейной мастерской Донского монастыря в Москве вышита на полотне икона «Покров Богородицы». Икона-пелена, над которой, стараясь повторить икону начала двадцатого века, полтора года работали восемнадцать вышивальщиц, висит в восточной части иконостаса часовни.

Вышитая в золотошвейной мастерской икона "Покров Богородицы". Фото с сайта: https://www.business-gazeta.ru/article/516465

25 февраля 2020 года состоялось великое освящение Пещерного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. "Особенность этого храма в том, - отмечается на сайте монастыря, - что в восточной его части - сень над местом обретения Казанской иконы Божией Матери, а алтарь расположен в центре собора". Перед началом богослужения митрополит Берлинский и Германский Марк доставил в монастырь частицы мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Святыня теперь будет храниться в часовне Рождества Богородицы Пещерного храма. Страшную и возвышенную историю о том, как друг Великой княгини, игумен Белогорского мужского монастыря (Пермский край, 480 км от Алапаевска) Серафим (Кузнецов) с двумя монахами обители 18 месяцев вез мощи Святой княгини и инокини Варвары в Иерусалим, можно прочесть в статье Анастасии Переверзевой "Похоронить в Иерусалиме. Как пермский монах спас мощи княгини Елизаветы". Мощи Великой княгини и инокини Варвары хранятся в русской церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании, однако часть мощей перевезена и в другие храмы, вот митрополит Берлинский Марк и привез нам в дар часть хранящихся в его стране мощей.

 

Ковчег с мощами Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары установлен в день освящения Пещерного храма 25 февраля 2020 года под Их образом. Фото из открытых источников.

На противоположной стене расположена икона с Царской семьей. Фото с сайта: https://otzovik.com/review_11461358.html

Справа: белоснежный собор Казанской иконы Божией Матери (время строительства: 21 июля 2016 года-21 июля 2021 года - пять лет). Строительство предыдущего собора, начатого при императоре Павле I и законченного при императоре Александре I, шло 10 лет. Слева - Крестоводвиженская церковь. Фото из открытых источников.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, мозаичное панно на западном фасаде собора. Говорят, что митрополит Феофан настоял на том, чтобы иконы на фасадах были именно мозаичные (из кусочков цветного "вареного" стекла - смальты). Их создали мастера художественного производственного предприятия Лаврентьевых "Домострой" из города Мурома. Фото Е.П. Киняевой с сайта http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=270758

Воссозданный собор изнутри. Фото сделано 30 июня 2021 года. Фото с сайта: https://www.tatar-inform.ru/news/on-vernulsya-k-nam-v-bylom-velicii-sobor-kazanskoi-ikony-boziei-materi-gotov-k-otkrytiyu-5827880

В дореволюционном соборе полы были выложены чугунными плитами. Это вечный материал, способный противостоять подошвам тысяч прихожан и паломников. Полы из чугунных плит восстановлены "один в один".  Они изготовлены Каслинским заводом архитектурно-художественного литья под Челябинском. Орнамент на них отлит по архивным фото. Фото с сайта: https://kam.business-gazeta.ru/article/507978

Могила Владыки Феофана возле "алтарной" стены воссозданного собора. Митрополит Феофан столько сделал для возвращения в Казань чудотворной иконы и Ее Собора, что можно сказать: "Без него бы ничего не было". Владыка скончался 20 ноября 2020 года. Его соратник и единомышленник Д.И. Хафизов ушел вслед за ним 21 апреля 2021 года. Фото с сайта: https://kam.business-gazeta.ru/article/507978

 

Восстановленный собор Казанской иконы Божией Матери освятили 21 июля 2021 года. В мероприятии принял участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Чтимый список Казанской иконы Божией Матери крестным ходом пронесли по историческому центру Казани. Молитвенное шествие началось в Благовещенском соборе Казанского кремля, где накануне совершалось всенощное торжественное богослужение, и завершилось в Казанском Богородицком монастыре. "В этом году крестный ход с Казанской иконой предварял Божественную литургию, а не заканчивал ее, как это было обычно, потому что Литургия будет совершаться в воссозданном Казанском соборе, как только он будет освящен. Именно там будет постоянно пребывать возвращенная в 2005 году Казанская икона Божией Матери, к которой притекают многие-многие люди. От этого образа исходит благодатная сила. Благодать Божия, радость и любовь изливаются на каждого, кто открывает Царице Небесной свое сердце", – сказал в этот день Кирилл, митрополит Казанский и Татарстанский. Святыня будет постоянно пребывать в иконостасе правого придела Казанского собора. Рядом с чтимым списком Казанской иконы Божией Матери будет храниться серебряная риза, в которой  до 1904 года находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, явленная в  Казани в 1579 году.

После службы и перед переходом к светской части мероприятия Патриарх вместе с духовенством преклонился перед Ватиканским списком. Фото 21 июля 2021 года с сайта: https://www.business-gazeta.ru/article/516610

Для детского сада епархии Патриарх Кирилл передал образ царя-страстотерпца Николая II и его семьи. Фото 21 июля 2021 года с сайта: https://www.business-gazeta.ru/article/516610

 

Ильсеяр Биккенова, Казань, 2021 год