ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Государственном музее истории религии открылась выставка «Дорогами Христа»: природа Святой Земли на фотографиях из коллекции ИППО

Природа Святой Земли на фотографиях 1850–1900 гг. из коллекции Императорского Православного Палестинского Общества.

С 12 марта по 5 апреля в Государственном музее истории религии открылась выставка «Дорогами Христа», на которой представлены подлинные фотографии из музейной коллекции Императорского Православного Палестинского Общества, датируемые 1850–1900 гг. Дополняют выставку паломнические сувениры конца XIX – начала XXI вв., а также исторические карты Святой Земли.

Представление о святости той узкой полоски плодородной земли, которая протянулась вдоль побережья Средиземного моря и служит своеобразным сухопутным мостом между Азией и Африкой, сформировалось в глубокой древности и фиксируется уже в ветхозаветных текстах. Именно здесь находилась легендарная Земля Обетованная, завещанная Богом патриарху Аврааму – прародителю еврейского народа. В этих пределах – между рекой Иордан на востоке и Средиземным морем на западе, рекой Евфрат на севере и заливом Акаба на юге – разворачивались события священной истории, описанные в Евангелиях. Одно из них – Рождество Христово в Вифлееме – стало точкой отсчёта нашей эры. Духовный центр региона Иерусалим был признан священным иудеями, христианами и мусульманами. Именно как отражение этого представления о святости земли во всех трёх религиях в Средние века, для обозначения того особого пространства, в котором разворачиваются события священной истории Ветхого и Нового Заветов, за ней устойчиво закрепляется название Святая (Эрец ха-Кодеш на иврите, Terra Sancta на латинском). 

Природные зоны Святой Земли чётко подразделяются по линии север – юг: плодородное побережье Средиземного моря сменяется невысоким горным хребтом, на одной из вершин которого находится Иерусалим. К востоку от Святого города идёт вертикальная линия сирийско-африканского тектонического разлома. Горы круто обрываются вниз – к безжизненной Иудейской пустыне и Мёртвому морю, расположенным в Иорданской впадине на несколько сотен метров ниже уровня мирового океана.

Во времена Христа территория, названная позднее Святой Землёй, включала в себя несколько исторически сформировавшихся областей – Иудею, Самарию и Галилею. Иисус, проведший детские годы и юность на севере в Галилее, неоднократно посещал Святой город Иерусалим в Иудее, проходя через не всегда гостеприимную к иудеям территорию Самарии.

Евангельские тексты, описывающие жизнь Иисуса, пестрят географическими названиями: Иерусалим, Назарет, Иерихон, Наин, Магдала, Капернаум, Вифсаида, Кесария Филиппова, Тивериадское озеро, Иордан, Иудейская пустыня, Заиорданье, Десятиградье, земля Израилева, пределы Галилейские (а также Тирские и Сидонские). Многие евангельские персонажи упоминаются в тесной связи с местом их рождения и жительства: Мария Магдалина, Иосиф Аримафейский, Симон Киринеянин. На кресте распятого Христа Понтий Пилат написал: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Иоанн 19:19).

Выставка разделена на несколько разделов, каждый из которых последовательно представляет пейзажи мест, ставших своеобразными природными декорациями к библейским сюжетам. Открывается она видами Вифлеема, Газы и Матариэ, по которым проходил маршрут бегства Святого семейства в Египет. Отдельный раздел посвящён Иерусалиму. Именно этот город и его окрестности особенно подробно описываются евангелистами как место, где Христос провёл последнюю неделю своей земной жизни. Следующий раздел выставки посвящён путешествиям Христа из Галилеи в Иудею через Иорданскую долину и Самарию. Дополняет выставку раздел, рассказывающий о Галилее и Тивериадском озере.