ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Учёные откроют новые фрески Феофана Грека

Фрески в церкви Спаса на Ильине (улице Ильина) в Великом Новгороде — единственные бесспорно принадлежащие кисти Феофана Грека. Недавние публикации в интернете о возможной гибели росписей взволновали общественность. Что угрожает уникальным произведениям средневекового искусства и какие научные открытия с ними связаны — разбирался корреспондент РИА Новости.

Как погибали фрески

Когда-то все стены храма Спаса на Ильине были покрыты росписями Феофана Грека. Легендарный византийский и русский иконописец работал в Великом Новгороде в 70-е годы XIV века. До нас дошла лишь десятая часть его наследия. Фрески не раз были на грани уничтожения. Особенно сильно пострадали во время пожара 1696 года. От огня пигменты потеряли цвет – и росписи, которые, по мнению современных исследователей, были очень яркими, насыщенными, поблёкли.

Храм Спаса на Ильине в Новгороде. © РИА Новости / Александр Филиппов
 

В годы Великой Отечественной храм уцелел чудом. Рядом взорвалась бомба, на стенах и фресках образовалось много трещин. Но самый большой вред шедеврам Феофана нанесли люди.

«В XVII веке делали ремонт и штукатурку с бесценными фресками сбивали зубилом. Так поступали во всех храмах Новгорода – город был бедненький», – объясняет заведующая центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова.

Дело в том, что если у епархии не хватало денег на поновление росписей, то потемневшие от времени фрески просто скалывали, а стены покрывали свежей штукатуркой.

 

«Великий Архиерей», или «Спас на троне» (фрагмент). Полихромный образец фрески Феофана Грека. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
Фрагмент фрески Феофана Грека «Великий Архиерей», или «Спас на троне». © РИА Новости / Александр Филиппов
 
Фрески Феофана Грека в храме Спаса на Ильине в Великом Новгороде. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
Храм Спаса на Ильине в Новгороде, разрушение штукатурки и кладки. © РИА Новости / Александр Филиппов
 

Эти фрески считались утраченными вплоть до 1970-х годов. Однако советский историк и археолог Михаил Каргер, приступив к раскопкам в алтаре Спаса на Ильине, обнаружил под толстым слоем песка (который насыпали в XVII веке, чтобы выровнять пол) древний пол XIV века. Оказалось, что в качестве подсыпки использовали кусочки фресок, сбитых со стен. Эти фрагменты стенной росписи хранятся сегодня в центре реставрации Новгородского музея.

Яркие, как комиксы?

Цветовая гамма фресок Феофана Грека непривычна для современного зрителя. Преобладают чёрный, белый и оттенки красного.

Советские учёные объясняли эту особенность неким монашеским стремлением отречься от многоцветья мира. Но современные исследователи с ними не согласны. И предлагают всем заглянуть в алтарь храма Спаса на Ильине.

Вместе с реставратором Новгородского музея Татьяной Ромашкевич мы рассматриваем небольшой участок алтарной фрески. На ярком небесно-голубом и изумрудно-зелёном фоне – подножие, подставка для ног, выписанная землисто-коричневыми и серебристо-серыми оттенками. На подножие опирается стопа Иисуса Христа – жёлтая и оранжевая охра. Её окутывают струящиеся синие и лиловые драпировки. Трон Спасителя – оранжево-жёлтый. Разные изображения разделяет линия красной киновари.

Алтарь в храме Спаса на Ильине в Великом Новгороде. Горнее место. «Великий Архиерей» – «Спас на троне» (фрагмент). Полихромный образец фрески Феофана Грека. Убрусы. Общий вид. © РИА Новости / Александр Филиппов

«Это единственное место, где письмо Феофана Грека сохранилось в первозданном виде, – говорит Татьяна Ромашкевич, участница реставрации 1970-х годов. – То, что вы видите вверху, – цвет после пожара XVII века. А фрагмент ступни Иисуса Христа был заложен кирпичной кладкой и не пострадал».

Некоторые учёные считают, что роспись Христа на троне не принадлежит Феофану. Но доктор искусствоведения, сотрудник московского Института искусствознания, автор книги «Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде» Татьяна Царевская сравнивает этот фрагмент с Ветхозаветной Троицей в Троицкой каморе. «Их писал один мастер. Видите, как похожи стопы?» – отмечает эксперт.

«Не могу сказать, что Феофан писал откровенно яркими красками. Но палитра у него была более разнообразная, чем то, что мы видим сейчас», – всё же уточняет Царевская.

 

«Троица Ветхозаветная» – «Гостеприимство Авраама», фреска в Троицком приделе. Храм Спаса Преображения на Ильине. Феофан Грек, 1378 год. © РИА Новости / Александр Филиппов

Церковь Спаса Преображения на Ильине. Южная стена в камере на хорах. «Богоматерь» – «Знамение». Фреска Феофана Грека. Великий Новгород. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
«Поклонение жертве» – «Святитель», восточная стена Троицкой каморы. Фреска Феофана Грека. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
«Архангел Гавриил», фреска в Троицком приделе. Храм Спаса Преображения на Ильине. Феофан Грек, 1378 год. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
«Богоматерь с Младенцем» – «Неопалимая купина». Южная стена Троицкой каморы. Фреска Феофана Грека. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
Фрагмент фрески Феофана Грека «Богоматерь с Младенцем» – «Неопалимая купина». Южная стена Троицкой каморы. © РИА Новости / Александр Филиппов
 

А вот эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова твёрдо уверена: «Фрески во всём храме были такие же яркие, как стопа Христа на троне и убрусы (полотенца) в алтаре храма Спаса на Ильине». После Феофана Грека росписи в виде полотенец появились во многих храмах средневековой Руси. И не было в них никакой монохромности. Разве что там, где тоже случались пожары.

Заведующая центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова показывает на планшете кусочки фресок Феофана из раскопок 1970-х.

«Святой Макарий Египетский», западная стена Троицкой каморы. Фреска Феофана Грека. © РИА Новости / Александр Филиппов

«Вот этот фрагмент уникальный, потому что цветной. Он лежал ниже уровня пола XVII века и не выцвел. А этот сохранил киноварь – цвет шикарный! У Феофана Грека росписи были не монохромные, а цветные», – подчёркивает она.

«Караул» или нет?

Опубликованная в конце ноября на новгородском сайте «Ваши новости» статья «Великий Новгород готовится потерять фрески Феофана Грека» вызвала большой резонанс. Мы связались с её автором – Еленой Михайловой. «Новгородцам пора поставить вопрос перед государством о создании программы спасения новгородских памятников», – заявила она РИА Новости.

По словам Татьяны Ромашкевич, в аварийном состоянии находится 20 процентов фресок, а трещины в алтаре возникают из-за того, что снаружи на стены давит метровый слой земли.

«Это не аварийное, а подвижное состояние», – уточняет эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова. Подвижность фрески – это когда участки штукатурки отходят от стены, но не отваливаются от неё.

Интерьеры храма Спаса на Ильине, вид с лесов. © РИА Новости / Александр Филиппов

Однако Татьяна Царевская утверждает, что ещё в 1990-е годы эксперты признавали: есть опасные высыпания. «Там отдельные участки в аварийном состоянии, хотя большая часть росписей в порядке… Живопись считается аварийной, когда начинает осыпаться», – объясняет она.

«Никакого «караула» там нет», – настаивает заведующая отделом пресс-службы Новгородского музея Ирина Петрова.

«Я болезненно воспринимаю гонения на тех, кто якобы не так следит за этими фресками», – вздыхает Банникова, 25 лет проработавшая в музее заместителем директора по реставрации. По её словам, в 1990-е денег у музея не было и реставраторы часто работали по бартеру: когда летом приезжали в Новгород с семьями, сотрудники бесплатно проводили для них экскурсии.

«Святой Акакий», фреска в Троицком приделе. Храм Спаса Преображения на Ильине. Феофан Грек, 1378 год. © РИА Новости / Александр Филиппов

«Архангел Гавриил», фреска в Троицком приделе. Храм Спаса Преображения на Ильине. Феофан Грек, 1378 год. © РИА Новости / Александр Филиппов

Храм Спаса на Ильине, фрески Феофана Грека. Троицкая камора. © РИА Новости

Подробная информация о состоянии фресок содержится в актах технического состояния памятника. В документах этого года говорится более чем о 30 проблемных участках росписи. В Троицкой каморе на изображении архангела Гавриила, на нимбе, замечено отставание штукатурки площадью 25 квадратных сантиметров. В актах за прошлый год зафиксировано около 60 проблемных участков, девять раз используется термин «аварийное состояние». В частности, аварийным признано изображение святой Александры. В актах за 2017-й свыше 50 проблемных участков. Термин «аварийное состояние» употребляется пять раз. Так, отмечено отставание штукатурного грунта с вибрацией по трещине в композиции «Христос на троне» в алтаре.

 

Христос Пантократор. Роспись в куполе храма. Фреска Феофана Грека. Оригинал фотографии. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
Христос Пантократор. Роспись в куполе храма. Цвет верхней одежды Христа, раскрашенной в компьютерной программе, помогает понять, как могли выглядеть фрески Феофана Грека вскоре после росписи. © РИА Новости / Александр Филиппов
 

В акте 2016 года перечислено около сотни участков росписи с повреждениями в виде отставаний и вздутий штукатурки, трещин и выпадений фрагментов. Аварийное состояние упоминается порядка десяти раз.

В 2015 году в Троицком приделе на изображении святого Макария Египетского выявлено вспучивание на уровне нимба с образованием трещин на площади 30 квадратных сантиметров. А десятилетием ранее, в 2005-м, на росписи в алтаре, справа от образа Христа на троне, под красной раскраской зафиксировано разрушение грунта. В 2003-м в куполе, на росписи Христа Пантократора, выпало два фрагмента, каждый площадью около одного квадратного сантиметра.

Скрытые сенсации

Храм недостаточно обследован, считают сотрудники музея. Северную стену здания в предыдущих реставрациях не расчищали от поздних росписей. А ведь под ними могут быть неизвестные фрески Феофана Грека, предполагает Татьяна Ромашкевич.

В 2009 году в нишах на фасаде храма обнаружили росписи. «По всей видимости, работал сам Феофан или его ученики, – говорит Царевская. – Изображены некие святые. Какие – установить совершенно нереально. Сохранились только остатки силуэтов и расколеровки (смешанные краски. – Прим. ред.)».

«Дело за малым – подготовить документацию, получить одобрение Минкульта и начать работу», – призывает директор Новгородского музея Наталья Григорьева. Тогда, надеются новгородские специалисты, мир ждут сенсационные находки.

Пазл из миллиона осколков

Ещё один возможный источник открытий – сбитые фрагменты стенной росписи, хранящиеся в Новгородском музее. В пяти огромных шкафах – 2300 планшетов с кусочками раскрашенной штукатурки.

Шкафы с фрагментами фресок Феофана Грека из раскопок в храме Спаса на Ильине. © РИА Новости / Александр Филиппов
 
«Немыслимое количество – почти 260 тысяч фрагментов. И всё это – Феофан Грек!» – подчёркивает заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова.
 
Многие любят собирать пазлы, но трудно представить себе пазл из 260 тысяч фрагментов. Кому под силу собрать всё это в единую композицию?
 

 

Учёные утверждают: это вполне реально. Фрагменты разрушенных фресок можно склеить и вернуть на стены храма.

«Мы этим и занимаемся. И у нас уже есть подобранные фрагменты», – Анисимова показывает пластинку из склеенных осколков фрески Феофана. Но большая часть росписей всё ещё похоронена в подсыпке пола в центральной части храма, ведь раскопки проводились только в алтаре.

Склеенные фрагменты фресок из храма на Волотовом поле в Новгороде. © РИА Новости / Александр Филиппов

По словам хранителя Спаса на Ильине Натальи Разиной, чтобы собрать фрагменты фресок Феофана Грека, потребовалось бы лет пять. Есть новые технологии, многократно ускоряющие работу реставраторов, в частности компьютерные программы. Все найденные фрагменты сканируют, и компьютер собирает из них картину. Лаборанту остаётся только их склеить. «Сами фрагменты хорошего качества, у них ровные грани, их легко сканировать», – добавляет эксперт.

Так были восстановлены фрески примерно той же эпохи в новгородском храме на Волотовом поле. В Великую Отечественную этот храм оказался на линии фронта и был разрушен почти до основания. Учёные обнаружили около одного миллиона семисот тысяч фрагментов разбитых фресок. До начала нового века они лежали на планшетах, пока одна немецкая фирма не выделила деньги на реставрацию. Чтобы собрать из этих осколков 60 процентов изображений, потребовались восемь лет и миллион долларов.

Склеенные фрагменты фресок из храма на Волотовом поле в Новгороде. © РИА Новости / Александр Филиппов

Генеральный директор Новгородского музея Наталья Григорьева говорит, что методика подборки фресок у музея есть, и сроки возвращения росписи Феофана Грека на стены храма Спаса на Ильине оценивает в десять-пятнадцать лет при своевременном финансировании.

Феофан у нас один

По словам заместителя директора по реставрации Новгородского музея Валерии Хорошевской, для сохранения фресок Феофана Грека в первую очередь нужен проект комплексной реставрации храма Спаса на Ильине. На это понадобится несколько миллионов рублей. Стоимость самой реставрации выяснится при составлении проекта. Предположительно, речь идёт о сумме порядка ста миллионов рублей.

Храм на Волотовом поле. Фрески собирают из фрагментов и устанавливают на стены. © РИА Новости / Александр Филиппов
 

Это подтверждает и директор музея Наталья Григорьева. «Сегодня, слава богу, ни архитектура храма Спаса на Ильине, ни живопись не являются остроаварийными. Но памятник действительно находится в неудовлетворительном состоянии и требует научного сопровождения. Часть фресок нуждается в реставрации. Мы подавали прошение в Министерство культуры на проектно-сметные работы стоимостью 7,5 миллиона рублей. Как только будет готов проектный документ, начнутся противоаварийные работы», – поясняет она.

Фрески Феофана Грека в храме Спаса на Ильине не погибнут, хотя мелкие утраты росписи происходят постоянно, полагает Татьяна Царевская.

«А то, что мы цивилизованные люди и должны относиться к наследию бережно, это факт. Феофан у нас один», – заключает доктор искусствоведения.
 

 

Александр Филиппов. Источник: РИА Новости