ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Тихвин и Северная столица: паломничество в Санкт-Петербургскую митрополию

В Тихвинской обители

В рамках совместной программы ИППО и РЖД «Святыни России» 12-15 апреля 2024 года состоялась поездка паломнической группы ИППО в Санкт-Петербургскую митрополию: богомольцы из Москвы, Подмосковья и Липецкой области посетили храмы и монастыри Тихвина и Северной столицы.  

Ранним субботним утром на Московском железнодорожном вокзале паломников ожидал автобус: предстоял продолжительный переезд в Тихвин.
 
 
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
 
По прибытии в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь богомольцы поклонились чудотворному образу Пресвятой Богородицы, после чего направились в Крестовоздвиженский храм, где начиналась Божественная литургия, которую возглавил иеромонах Ианнуарий в сослужении насельников обители и руководителя Паломнической секции ИППО игумена Серафима (Кравченко). По окончании богослужения была отслужена панихида, традиционно совершаемая в великопостные субботы.
 
Справка: Тихвинский монастырь был основан архиепископом Новгородским Пименом по указу царя Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года. Работами по устройству обители руководил ктитор Фёдор Сырков (казнен Иваном Грозным во время опричного погрома Новгорода). Срокам строительства придавалось особое значение, поэтому царь разрешил на всех видах работ использовать крестьян из двадцати волостей.
В 1510 году Василий III повелел построить каменный храм, который был освящен 12 августа 1515 года. В это же время на месте явления Богородицы пономарю Георгию был основан малый Николаевский Беседный монастырь, ещё существовавший в 1859 году.
В 1747 году императрица Елизавета Петровна распорядилась выстроить вокруг монастыря каменную ограду. С наступлением эпохи классицизма почти все монастырские сооружения были перестроены в соответствии со вкусами новой эпохи.
В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты. Монастырь сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Отступая из Тихвина, немецкие войска вывезли чудотворный образ Богородицы в Псков, где передали ее Православной духовной миссии. Потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонец, американскую оккупационную зону в Германии, откуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, согласно которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.
В 1995 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён. Основательная реставрация прочих сооружений монастыря состоялась после 2004 года, когда чудотворная икона вернулась в монастырь из Америки.
 
После трапезы по благословению отца благочинного игумен Серафим в сослужении клирика Екатеринодарской епархии иерея Даниила совершил молебен перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская». Особой милостью по отношению к паломнической группе Императорского Православного Палестинского Общества явилось то, что стекло, защищающее почитаемый образ, было открыто: богомольцы смогли приложиться непосредственно к иконе.
 
 
Паломники перед образом Божией Матери "Тихвинская"
 
Краткая экскурсия по древней обители завершилась в церкви «Крылечко».
 
Справка: в 1669 году на том месте, где пребывала Тихвинская икона до постройки Успенского собора, была возведена Надвратная башня. Фреска с изображением Богородицы на фасаде башни, к которой вела лесенка в 24 ступени (отсюда название «Крылечко»), послужила к исцелению мещанина А. А. Боровского. В память об этом исцелении к башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», так что икона оказалась внутри алтаря. В 1850-56 гг. церковь была перестроена по проекту известного русского архитектора Н. Л. Бенуа и освящена в 1863 году. В 1937 году храм был закрыт, а в 1944 году возвращен Церкви и еще в советские годы стал местом паломничества
 
Далее наш путь лежал в Антониево-Дымский мужской монастырь, главной святыней которого являются мощи преподобного Антония Дымского. Этот святой удивителен тем, что совершал он свой молитвенный подвиг в том числе и на каменном столпе посреди вод Дымского озера.
 
Антониево-Дымский монастырь
 
Справка: Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.
 
После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро. Так образовалась новая обитель. На 67-м году жизни, приобщившись Святых Христовых Таин и с молитвой на устах Антоний предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.
 
У мощей прп. Антония Дымского
 
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти. Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере. 16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь. 1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
 
В Антониево-Дымском мужском монастыре
 
Поклонившись мощам основателя Дымской обители и посетив часовни, расположенные на берегу озера, паломники отправились в обратный путь: нас ждал Санкт-Петербург.
 
Дымское озеро - место молитвенных подвигов прп. Антония
 
Воскресенье началось с краткой молитвы у мощей святого благоверного великого князя Александра Невского и иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница», которые находятся в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
 
Затем паломническая группа прибыла в Исаакиевский собор, где Божественную литургию возглавил ключарь собора протоиерей Роман Ковальский: ему сослужили соборные клирики и игумен Серафим (Кравченко). В числе пономарей, принимавших участие в богослужении, был и паломник из Москвы – Игорь Иванов, казначей храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне.
 
Божественная литургия в Исаакиевском соборе
 
Следующий пункт нашей программы, казалось бы, никак не связан с паломничеством: нас ждал Государственный Эрмитаж. Но наш маршрут в музее был особым и строго целевым: по распоряжению директора всемирно известного музея М.Б. Пиотровского, который является Почетным членом ИППО и возглавляет Санкт-Петербургское отделение Общества, нам показали Императорские покои, в которых когда-то проживал причисленный к лику святых император Николай II и члены его Августейшей семьи, а также залы, в которых экспонируются шедевры религиозной живописи. Увидели мы и Большую церковь Зимнего дворца – храм Спаса Нерукотворного.
 
 Государственный Эрмитаж. Паломническая группа ИППО в Большой церкви Зимнего дворца
 
Эрмитаж. Паломники перед картиной Рембрандта "Возвращение блудного сына"
 
 
Во второй половине дня паломники посетили Иоанновский женский монастырь на Карповке и Смоленское кладбище, чтобы поклониться мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербургской.
 
 Иоанновский женский монастырь на Карповке
 
У мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского
 
Смоленское кладбище. Паломники в очереди к мощам св. блж. Ксении Петербургской
 
Воскресный вечер богомольцы провели в Казанском кафедральном соборе, где им была предоставлена возможность приложиться к чтимому Казанскому образу Божией Матери. Великопостное богослужение (пассию) возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыке сослужили клирики собора и игумен Серафим (Кравченко).  
 
Справка: Пассия (в переводе с латинского "страдание") – совершаемое в четыре воскресных вечера Великого поста богослужебное последование, во время которого читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской Лаврой в 1702 году. Смысл пассии – сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.
 
 Казанский собор. Вечернее богослужение возглавляет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
 
Казанский кафедральный собор: икона Пресвятой Богородицы "Казанская"
 
При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было вынесено из алтаря и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым. По возглашении прокимна "Разделиша ризы" по благословению владыки митрополита игумен Серафим (Кравченко) прочитал отрывок из Евангелия от Луки о Страстях Христовых. При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
 
Великопостное богослужение в Казанском соборе.
 
По окончании богослужения состоялась краткая беседа митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с руководителем Паломнической секции ИППО игуменом Серафимом (Кравченко). Участники встречи обменялись памятными подарками и согласились в необходимости расширять географию паломнических поездок в пределах Санкт-Петербургской митрополии.
 
Руководитель Паломнической секции ИППО,
игумен Серафим (Кравченко)