ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сергей Степашин в интервью «КП»: В Китае мы еще раз напомнили всему миру, кто победил во Второй мировой

Сергей Степашин. Фото: Светлана Маковеева

Сергей Степашин: В Китае мы еще раз напомнили всему миру, кто победил во Второй мировой Экс-премьер России - с политобозревателем «КП» Гамовым

…- Сергей Вадимович, это Радио «Комсомольская правда», помощник Степашина – Гамов.

- День добрый.

- Мы все внимательно наблюдаем за событиями, которые происходят в эти дни в Китае. Почему я вам решил позвонить? Потому что в моем представлении вы – человек в какой-то степени «восточный», родились в Порт-Артуре (тогда он входил в Российскую империю).

- Саша, это была военно-морская база России.

- Вы жили на Дальнем Востоке, во Владивостоке, я даже был в вашем доме вместе с вами, где вы мальчишкой росли…

- Это был барак, да, который мы снесли потом, ты знаешь.

- Конечно, мы писали об этом. И потом вы все-таки - были премьер-министром России, занимались и темой Китая тоже. Поэтому хотелось бы узнать о ваших впечатлениях по поводу того, что происходит?

- Хорошо, я готов.

- Но сначала - давайте вспомним историю, которую вы однажды мне уже рассказывали - как в 2002-м снова оказались в родном Порт-Артуре.

- Да, я тебе уже говорил… В 2002-м мне было 50 лет, и тогда был в Счетной палате. (Степашин возглавлял этот контрольный орган. - А.Г.)

Меня пригласили в Пекин китайские товарищи. Была встреча с их премьер-министром, и он сказал: «Вы - единственный премьер-министр великой страны, который родился у нас в Китае. Мы вас будем принимать по протоколу председателя правительства».

Я думал: ну, пошутил, наверное. Выхожу – лимузин, сопровождение…

И тогда впервые смог съездить не только в Шанхай, но и в свой родной Порт-Артур.

Он был закрытой военно-морской базой, и нас туда никого не пускали. Я был первым, кто туда съездил, побывал в роддоме, где родился.

- Супер!

- Сейчас это военно-морской госпиталь.

Так что, видишь, Саш, такая вот история меня связывает с Китаем. Как говорят в таких случаях, для меня это - историческая родина.

- Просто ваш папа Вадим Дмитриевич был морским офицером…

- Да, отец служил там, помогал, кстати, и в создании Военно-морского флота Китайской Народной Республики.

- Видите, как всё близко, оказывается… И - во времени, и в пространстве.

- Это точно.

- А сейчас с каким чувством вы смотрите репортажи из Китая?

- У меня, конечно, детские воспоминания о Китае остались. А если - о том, что мы видим сегодня…

Я несколько раз бывал в КНР в разных качествах, в том числе, когда работал в Счетной палате.

Конечно, это потрясающий рывок, который сделал Китай с 1949-го, когда он стал Китайской Народной Республикой.

Потрясающий рывок. Я не знаю ни одну страну мира, скажу откровенно, чтобы вот такой рывок был сделан. Ни одной.

Как бы мы ни относились к другим государствам…

- Абсолютно с вами согласен, потому что с Владимиром Владимировичем Путиным тоже как минимум дважды бывал в Пекине, в Шэньчжэне…

- Шэньчжэнь - это первая открытая экономическая зона, которая заработала очень эффективно, и она придала огромный рывок для развития Китая.

Очень много сделал, ты знаешь, и Дэн Сяопин.

- Конечно. А если говорить о реальных решениях, которые там были приняты… Я недавно разговаривал с Виктором Бутом. Вы с ним встречались на юбилее «Комсомолки».

- Конечно. Который сидел в тюрьме в Америке.

- Да, почти 15 лет - по сфабрикованному делу. Он изучает сейчас западную прессу и сам выступает в американских СМИ. И Бут сказал, что там просто паника такая. Никто не ожидал приезда Моди и тройственного союза (вот втроем они переговаривались), и конкретных решений Шанхайской организации сотрудничества. Раньше это были лишь декларации в основном. Как вам это?

- Согласен. Я, кстати, сегодня с удовольствием посмотрел передовицу «Комсомолки». Там же - что сказал китайский лидер? О том, что Слон и Дракон должны быть вместе. «Комсомолка» уже написала – «Медведь, Слон и Дракон». Под Медведем имеется в виду, видимо, Россия.

Хотя, честно говоря, мне больше понравилось бы, если бы вы написали «Амурский Тигр». Он живет у нас, этот красивый тигр.

- Мы заменять не будем, мы добавим.

- Но, на самом деле точно подмечено, действительно, потрясающий союз – Россия, Китай и Индия. Это новый формат миропорядка, для меня это совершенно очевидно.

И не только потому, что это огромные территории, половина

Земного шара по населению, но и бурными темпами развивающаяся экономика.

И очень приятно, что и Китай, и Индия здесь нашли точки соприкосновения.

Их очень долго разводили, еще со времен английского владычества, когда Индия была колонией. Но вот смогли переступить и индийский, и китайский лидеры это недопонимание. Это первое.

Второе. Самая интересная заявка, которая была сделана Си Цзиньпином и которую поддержал Моди (ну, наша позиция давно известна), о том, что давайте создавать банк ШОС. И - вместе подумаем о валюте, которая могла бы быть не просто эпизодически, а системно - в торговом обороте.

Давайте откровенно говорить (я понимаю, что Трампу это очень не понравится, но что теперь сделаешь)… Появление альтернативной доллару валюты будет серьезным ударом по тем, кто считает, что именно доллар сегодня является эквивалентом международных финансовых институтов.

Колоссальнейший внутренний долг США! Ведь они почему так спокойно живут? Печатают долларов столько, сколько хотят. Мы же не можем этого делать, у нас инфляция подскочит.

Потому что доллар является эквивалентом для международных финансовых отношений.

Словом, новые сентябрьские инициативы в Китае - это серьезнейшая заявка, которая, я так понимаю, напрягла и США, и Европу. Отсюда и такая реакция средств массовой информации.

- Зарубежных, вы имеете в виду.

- Естественно. Это, наверное, главная новость.

Второе. Мы еще раз подтвердили прекраснейшие отношения с Китайской Народной Республикой и с Индией. Несмотря на то, что Индию решили «припугнуть», но индусы не сломались.

- Соединенные Штаты решили.

- Естественно (мы понимаем, о чем речь идет). И это, наверное, второй очень важный вывод, который нужно будет сделать.

Ну, и третье. Ведь встречи прошли со многими руководителями. Только сейчас закончилась беседа Путина с Вучичем. Я понимаю, он ищет поддержки и у России. И мы своих не бросаем.

Ну, естественно, все очень ждем парада. Для меня как для советского и российского офицера, для человека, который родился в Китае, это, конечно, демонстрация армии потрясающей силы.

Это будет, правда, поздно ночью (или рано утром по Москве). Но в записи, я думаю, мы это увидим.

Есть еще один эпизод – приезд лидера КНДР - Ким Чен Ына. Это тоже интересный эпизод праздника. И то, что 26 руководителей государств будут на Параде Победы, посвященном 80-летию окончания Второй мировой войны… Это - очень яркий символ.

Мы еще раз напомним всему миру: друзья мои, вы забыли, кто победил во Второй мировой войне. Да, спасибо второму фронту, спасибо ленд-лизу. Спасибо тем, кто воевал вместе с нами и во Франции («Нормандия – Неман»). И - английским замечательным морякам, которые погибали, когда перевозили нам грузы. Спасибо солдатам США.

Но хребет фашистскому зверю и японскому милитаризму во Второй мировой, безусловно, сломали Советский Союз и его братья по оружию из Китая.

Вот сейчас цифру назвали, 30 миллионов китайцев погибло во Второй мировой войне. 30 миллионов!

- Есть даже еще более высокая цифра.

- Это такие знаковые вещи на самом деле.

Знаешь, какая у меня еще мысль возникла? Я вспомнил свое отношение к Китаю, китайцев – ко мне. Я понимаю, что, может быть, это пока утопично звучит. Было бы неплохо, чтобы где-то в перспективе у нас был бы подписан с Китайской Народной Республикой документ (может быть, закон был бы принят) о военно-стратегическом партнерстве.

- Спасибо вам, Сергей Вадимович! А идея очень интересная!

 

Источник: kp.ru