Как экс-премьер России чуть не стал послом в Киеве. И почему маршал Язов отказался оставить советские войска в Германии. Об этом сам Сергей Степашин рассказал на Радио «Комсомольская правда».
- Сергей Вадимович, вы недавно отвезли в Донецк икону Божией Матери Августовской. Почему именно ее?
- Это список иконы 1914 года, когда во время Первой мировой гренадерам Русской армии было видение Богородицы, 12 минут это длилось: она руку свою протянула, показывая, куда наступать.
Патриарх Алексий дал иконе статус святой, она действительно помогает воинам решать боевые задачи, поэтому мы договорились, что она побывает во всех частях, где сейчас решают задачи СВО.
Кстати, за 3,5 года спецоперации 46 тысяч наших ребят, кто воюет там, крестились. Двое священников посмертно стали Героями России.
- Это же не первая ваша поездка в Донбасс?
- Да, я был в Мариуполе сразу после его освобождения, видел разрушенным. Сегодня он на две трети уже восстановлен и становится одним из красивейших городов. В следующем году заработает театр, который взорвали бандиты. Новые трамваи, шикарная набережная, чистейшее море.
Для меня как главы Попечительского совета Фонда развития территорий важно посмотреть, как восстанавливается Донбасс. И разобраться с аварийным жильем. Сейчас эти регионы включаются в программу переселения из непригодных квартир. До 2027 года на это будет выделено 7 миллиардов рублей.
- А строители, как в Мариуполе, тоже будут приезжие?
- К сожалению, большая часть мужчин Донбасса воевали с 2014 года, много погибло. Строители едут в Донецк из других регионов страны.
Я встречался с учителями и учениками 22-й школы. Школу разрушали немцы в 1942-м и вот сейчас - бандеровцы. Самый центр города!
Мне показали и другие разрушенные объекты. Знаете, какие? Школа, больница, детсад, рынок, библиотека имени Крупской. Сейчас ее Москва восстанавливает. Великолепнейшее здание. А рядом храм. И по нему лупанули. По стадиону. А знаете, как бандеровцы объяснили удар по школе? Якобы там никто не учился, там «Ахмат» был. Ложь! Занятия шли в школе.
Новые дома в Мариуполе расписывают патриотическими муралами. И делают это местные молодые художники - из Донбасса. Фото: Дмитрий ЯГОДКИН/ТАСС
«Я ЧУТЬ НЕ ОКАЗАЛСЯ ПОСЛОМ В КИЕВЕ»
- Будет в августе встреча Зеленского с Путиным?
- Нет, конечно. Там нет ни одной точки соприкосновения. Зеленскому хочется посидеть, подурачиться. Ну, пожалуйста, поговорить можно. Но подписывать мы с ним ничего не будем. Переговоры надо вести с американцами. А какой смысл Путину встречаться с человеком, который нелегитимен?
- Зеленский упорно хочет вернуть границы 1991 года.
- Давайте разберемся, в 1991 году в Беловежских соглашениях смысл в чем был? Три страны - Россия, Белоруссия и Украина, которые были учредителями СССР в 1922 году, вышли из Союза. А теперь вспоминаем: какой была Украина в 1922 году, в каких границах, когда входила в СССР? Там не было Харькова, Одессы, Крыма и Малороссии.
- И Львова не было.
- Львов - это вообще была Польша. Так что зря Зеленский насчет 1991 года замахивается. Он сам сказал, что ничего не знает даже про Волынскую резню. Врет, конечно. Жаль, мы не подняли тему Союзного договора еще в 2014 году.
- А что бы это изменило?
- Мы с Путиным обсуждали украинские дела, когда я в 2014-м, во время майдана, чуть не оказался послом на Украине. Я тогда сказал, что поддерживать Януковича смысла не вижу. Зачем мы его вытаскивали? Надо было, чтобы он в Харькове обратился к нам с просьбой ввести войска, и мы добили бы всю сволоту. Армия-то у них была не поймешь какая.
- Но мы поверили Европе, которая обещала вернуть Украину в законное русло.
- Вмешательство Меркель сыграло тогда роль. Мы же выстраивали отношения с Германией, считая, что это создаст новый миропорядок - уход от гегемонии США.
«НАДО БЫЛО ВОЙСКА В ГЕРМАНИИ ОСТАВИТЬ»
- Но Германия показала нам фигу.
- Показала жажду реванша! Версальский синдром. В 1918 году в вагончике среди леса были подписаны Версальские соглашения, где Германия лишалась всего после поражения в Первой мировой. Это привело к власти Гитлера - он обещал возродить великий рейх.
И вот новый канцлер Мерц показал, что у немцев снова мечта о реванше. Мы грубо ошиблись, дав Германии объединиться.
- И войска свои оттуда вывели.
- Хотя бы две бригады надо было оставить. В январе 1991-го я был в комиссии по выводу войск, задал министру обороны Язову вопрос: «Товарищ маршал, давайте хотя бы две бригады оставим в Германии, пока оттуда не уйдет последний солдат США». Он покраснел и хмыкнул: «Это не мое решение».
«С ОСВОБОЖДЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ УЖЕ НЕ УЙДЕМ»
- Мы знаем, вы общаетесь с Мединским, главой нашей переговорной группы с Украиной.
- Ну, я с ним общаюсь как глава Книжного союза с главой Союза писателей. Но иногда спрашиваю и по Украине, он честно отвечает.
- Ваши ожидания от Трампа и действительность совпали?
- Да. Это абсолютно человек бизнеса. Ему безразлична судьба России, Украины или Европы. Он торгуется только о выгоде для США. Даже вероятный договор России с Украиной называет «сделка». Ну, сделка, так сделка, но на каких условиях? Мы же не уйдем с освобожденных территорий. И воевать мы все-таки научились по-новому. Я помню, в военной академии мы всё опыт Великой Отечественной изучали, потом - опыт Афганистана. А тут совсем другие бои, не похожие ни на что.
Кто получит премию «Слово»
«Комсомолка» - информационный спонсор Национальной литературной премии «Слово», учрежденной Союзом писателей, Книжным союзом и президентским Фондом культурных инициатив. В декабре 2024-го Гран-при получила знаменитая поэтесса Юнна Мориц («А не надо грозным басом разговаривать с Донбассом!»).
- Мы были очень рады, что Юнна Петровна лично была у нас на сцене. Кстати, подарила свою замечательную книгу моей внучке Анечке. Часть этой премии Мориц передала военкорам «Комсомолки» Стешину и Коцу. Они купили беспилотники для фронта. На них так и написано - «Юнна Мориц». Поэтесса воюет!
- Я знаю, она молодец. Но все-таки больше Юнна Петровна воюет словом.
Кстати, в этом году я возглавил большое жюри премии «Слово». И вот у меня возникла идея - я приглашаю и Олесю Носову, главного редактора «Комсомольской правды», войти в наше жюри.
И вот еще… Присудив Гран-при Юнне Мориц, мы настолько подняли планку, что сейчас даже трудно определить новых кандидатов на премию. Есть сильные, интересные писатели, но важно, чтобы это была личность, которую знал бы и любил народ.
Я обращаюсь к читателям «Комсомолки» - предложите нам свои кандидатуры. Ждем по электронному адресу: премияслово.рф.
Источник: KP.RU