ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Руководитель Царицынского отделения ИППО выступила в качестве эксперта в программе телеканала «Волгоград-24»

В конце ноября 2022 г. в х. Новомаксимовский Суровикинского района Волгоградской области одним из его жителей из земли были извлечены два церковных колокола. Руководителя Царицынского отделения ИППО Ирину Талдыкину привлекли в качестве специалиста по истории православия в крае.

Что удалось выяснить, используя документальные источники? Эти два колокола принадлежали Покровской церкви ст. Верхне-Чирской 2-го Донского округа Области Войска Донского, находящейся в 9 верстах от окружной станицы. В начале 70-х гг. XX в. в станице было 299 дворов и 49 отдельных изб, проживало 1395 человек, из них 675 человек мужского пола, в том числе 2 потомственных дворянина, 7 личных дворян, 2 лица духовного звания, 620 казаков, 17 мещан, 24 крестьянина, 24 крестьянина, 3 отставных солдата; и 720 женского пола, в том числе 3 потомственные дворянки, 7 личных дворянок, 2 члена семьи духовного звания, 677 казачек, 9 мещанок, 21 крестьянка, 1 солдатка. В станице регулярно на сходах казаки избирали правление во главе с атаманом.

На рубеже XVII – XVIII вв. в станице была построена небольшая часовня во имя святителя Николая Чудотворца. В 1732 г. на свои средства прихожане возвели деревянную однопрестольную Покровскую церковь. На Дону образ Покровской Божией Матери считался одним из наиболее почитаемых, поэтому немудрено, что многие храмы посвящали именно этой иконе. К началу XIX в. храм обветшал, и на сходе казаков было принято решение об устроении нового. В 1854 г. церковь была достроена, но вскоре сгорела и ее даже не успели освятить. В 1866 г. храм поставили заново, а в начале XX в. из-за обвала берега Дона перенесли его на новое место.  

Церковь разрушили во время гонений на веру в конце 30-х годов XX в. Небольшие колокола, вероятно, успели спрятать. Самый большой, по воспоминаниям старожилов, пережил Великую Отечественную войну, но в конце 40-х гг. XX в, был увезен, скорее всего на переплавку. Эти два колокола (диаметром 62 и 84 см) в относительной сохранности были спрятаны в сундуке, от которого остались только истлевшие фрагменты. Судя по надписям, они были отлиты на колокололитейном заводе Товарищества Оловянишниковых в г. Ярославле, который славился по всей России. Его колокола звонили в храмах и монастырях губернских городов, в селах и станицах, деревнях Центра, Юга, Севера России и Дальнего Востока. Их любили за благозвучность и мелодичность, внешние колокольные поверхности имели богатый орнамент, рисунки разнообразны и привлекательны, это тоже нравилось заказчикам. Каждый колокол представлял собой единственное в своем роде произведение колокололитейного искусства. Владеть колоколами Оловянишникова было престижно, особенно когда пошли заказы на них для придворных церквей, и не только в России, но и из-за рубежа.

Можно точно определить, в какое период времени были приобретены эти колокола для Покровской церкви. На них имеется медальон с изображением императора Александра III и литой царский герб. Заводу Оловянишниковых разрешили изображать Государственный герб России с 1886 г. — это высшая награда страны была получена на Московской Всероссийской выставке и подтверждена через десять лет на Нижегородской Всероссийской выставке 1896 г. Годы правления императора Александра III (13 марта 1881 – 1 ноября 1894 гг.). Поэтому можно точно установить, что колокола для станичного храма были приобретены в период с 1886 по 1894 гг.

В 1913 г. Оловянишниковы получили особо почетный заказ. В Санкт-Петербурге возводился храм-памятник 300-летию царствующего Дома Романовых. На ярославский завод поступил заказ сделать ансамбль колоколов для храма, каждый из которых был посвящен одному из членов царской династии. На колоколах — литые барельефы в виде медальонов с портретами. На противоположной стороне — изображение герба Дома Романовых.

А наши колокола в настоящее время перенесли в Покровскую церковь хутора Новомаксимовский (ст. Верхне-Чирская попала под затопление при строительстве Волго-Донского канала). Новый храм построен на пожертвования жителей и земляков из разных городов страны и освящен 15 октября 2011 г.  Жители хутора в перспективе хотят отреставрировать находку и поместить в этот храм, чтобы колокола со старой казачьей церкви звонили, как преемники православной веры, с колокольни новой церкви во имя Покрова Божией Матери.