ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Православные христиане отмечают Вход Господень в Иерусалим

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами, о нём повествуют апостол Матфей в 21-й главе своего Евангелия, ап. Марк (11-я глава), ап. Лука (19-я глава) и ап. Иоанн (12-я глава).

В последние дни Своей земной жизни Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. К тому времени по всей стране шла молва о совершённых Им чудесах: исцелении неизлечимо больных, изгнании злых духов и воскрешении мёртвых. Люди верили, что Иисус, придя в Иерусалим, освободит землю Израиля от власти Римской империи.

Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им). Иисус захотел въехать в город на ослёнке, показывая тем самым, что он входит в Иерусалим с желанием мира: на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны.

Иисус въехал верхом на осле в Иерусалим, где его встретил народ. Жители Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, случившемся накануне, встретили Иисуса очень торжественно.

Люди клали на дорогу одежду и постилали пальмовые ветви с восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9).

Иудеи ожидали, что Мессия – Спаситель Израиля – явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и люди ждали национального освободителя от иноземного господства.

Иисус Христос вошёл в Иерусалимский храм, где опрокинул столы меновщиков и продавцов скота. Он напомнил иудеям слова Писания: «Написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Этим поступком Он вызвал недовольство служителей, однако те не посмели схватить Его, опасаясь народа.

Видя, что Иисуса почитает и слушает народ, священники Иерусалимского храма втайне решили убить Его.

После того как Иисус вышел из храма, к Нему подходили слепые и хромые, и Он исцелял их (Мф. 21:14).

Вечером Иисус покинул Иерусалим и провёл ночь в Вифании (Мф. 21:17).

На следующий день начался период, который называется Страстной седмицей.

Неделя ваий

На Руси в допетровскую эпоху Вербное воскресенье отмечалось весьма торжественно. Существовал особый обычай «шествия на осляти». Оно проходило от Успенского собора Кремля до собора Василия Блаженного, поскольку один из приделов храма посвящён Входу Господню в Иерусалим. Во время шествия царь вёл под уздцы богато убранную лошадь, на которой восседал патриарх, а дети стрельцов устилали дорогу перед процессией тканями. После отмены патриаршества и переноса Петром столицы в Петербург этот обычай был отменён.

Однако и по сей день в Церкви сохранился обычай освящать на богослужении вербу. Поскольку в северных широтах верба – первое дерево, на котором набухают почки, она заменила собой пальму. Вербу принято освящать в субботу вечером, чтобы в воскресенье утром на Божественной литургии стоять уже с освящённой вербой.

Фото: Русская Икона