ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Под эгидой действительного члена ИППО протоиерея Димитрия Рощина прошла дискуссия в клубе «АРТ’ЭРИА»

Возможность создания в столице Музея современного христианского искусства стала центральной темой круглого стола, который собрал 27 октября художников, священнослужителей, сотрудников музеев, искусствоведов в Культурном центре «Клуб АРТ’ЭРИА» при храме свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца на Трех горах.

Инициатором встречи стал настоятель храма, действительный член ИППО, протоиерей Димитрий Рощин, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Дискуссия состоялась в рамках выставки «Истина встречи»,  которая представлена в этом клубе с 1 октября по 1 ноября. В экспозиции - живопись, графика и скульптура таких известных современных художников, как Елена Черкасова, Ирина Зарон, Сергей Антонов, Николай Эстис, Давид Хидашели, Лидия Шульгина, Вера Колганова, Андрей Машанов, Вадим Иванкин, Сергей Александров, Татьяна Ян, Сергей Элоян, Валентин Качалов, Александр Смирнов, Лилия Ратнер, Сергей Некрасов.

Все эти работы представляют собой часть коллекции протоиерея Андрея Юревича,  настоятеля столичного храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне, который известен как инициатор создания первого в России (и второго в мире) Музея современного христианского искусства в Лесосибирске.

Предваряя дискуссию, о. Андрей рассказал о том, что идея создать и показать коллекцию современного христианского искусства возникла в 2000 г., когда он служил в Красноярской епархии.

«Весь мир праздновал 2000-летие христианства, и мы решили воспользоваться этим поводом для миссионерских проектов», – рассказывал о. Андрей. Так по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония появилась первая выставка «Сибирские художники — 2000- летию Рождества Христова», в ней приняли участие художники, объединенные Отделением „Урал, Сибирь и Дальний Восток“ Российской Академии Художеств. Тогда же из размышлений, споров и дискуссий выкристаллизовалось «рабочее» название – «современное христианское искусство».

Выставка вызвала огромный интерес, художники решили подарить священнику некоторые свои работы – с этого началась коллекция будущего музея, который со временем разместился в здании бывшей школы

Выставки продолжались в формате биеннале, всего за 10 лет удалось провести 5 выставок, и география ее участников постоянно расширялась: лучшие художники от Санкт-Петербурга до Благовещенска присылали свои работы, и выставки приобрели статус всероссийских. Как отметил о. Андрей, новый музей был включен в экскурсионный маршрут Красноярск — Лесосибирск — Енисейск, и тысячи человек посетили его, причем для каждой категории были разработаны разные варианты экскурсий. Когда о. Андрей покинул Красноярск, коллекция осталась там, в здании школы, и судьба ее сейчас священнику неизвестна.

Однако в Москве у него появилось новое собрание, которое сейчас включает около 250 произведений станковой живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. «Я не хочу, чтобы эта коллекция оставалась частным собранием. Еще в 2000 г. мне легла на сердце мысль, что должна быть постоянная общедоступная экспозиция современного христианского искусства.

Во-первых, она показывает определенный срез нашей культуры, который необходимо сохранить (а многие картины уходят за границу, их с удовольствием скупают, особенно ценители из Китая).

Во-вторых, художники должны видеть работы друг друга, обсуждать их, надо создать и поддерживать эту художественную среду.

В третьих, такой музей есть в Ватикане, а в Русской Православной Церкви почему нет? И в-четвертых (а на самом деле – во-первых), такая экспозиция имеет колоссальный миссионерский потенциал, это настоящая проповедь через искусство: мы не раз убеждались в этом, когда через полтора часа экскурсии люди загорались, буквально спрашивали, как изменить жизнь», – изложил о. Андрей резоны для создания  Музея современного христианского искусства.

«Этот музей уже есть содержательно. Нужно, чтобы он состоялся институционально», – поддержал начинание протоиерей Лев Семенов. Он предложил обратиться за помощью в создании музея к московским властям. Подобные предложения не раз высказывались на круглом столе, однако они вызвали критику со стороны ряда участников, высказавших опасение, что государство (в лице городских или федеральных чиновников) может навязать новому «учреждению культуры» свои вкусы и требования. Об подобном печальном опыте на своем примере говорили, в частности, сотрудники музея из подмосковной Истры.

О. Димитрий Рощин не разделяет эти опасения: он предложил обратиться за поддержкой в Министерство культуры РФ, причем представить туда проект не просто музея, а целого Центра современного христианского искусства. Этот комплекс мог бы вести не только экскурсионную работу в экспозиции, но и более широкие просветительско-миссионерские проекты, обучающие программы, лекторий и проч.

О проекте Центра, а не только музея говорил также художник Гор Чахал. По мнению о. Андрея, такой подход позволит «широко закинуть сеть»: систематически работать с учебными заведениями – приглашать школьников, курсантов, студентов на экскурсии и лекции, на праздники и мастер-классы.

Фото А.Бабаева (ФБ)

В ходе дискуссии  обсуждались также предложения о создании музея/центра под эгидой Русской Православной Церкви или в статусе частного музея. Один из художников привел в пример белорусский фестиваль «Шагаловский пленер» – за счет активной выставочной деятельности творчество молодых художников привлекает меценатов.

«Обрасти выставочной деятельностью», устраивать передвижные выставки по городам России, организовывать тематические экспозиции в центральных залах столицы или в отреставрированных частными лицами усадьбах  – эти и другие предложения живо обсуждались участниками круглого стола, однако к единому мнению они не пришли.

С.Антонов. "Вход Господень в Иерусалим"

После трехчасовой дискуссии было решено провести еще ряд рабочих встреч с обсуждением конкретных проектов создания Музея или Центра современного христианского искусства, учитывая, что цель этого будущего учреждения – не только собрать и представить работы разных художников, объединенные мыслью о Боге, пути к Нему и Встрече с Ним, но и реализация миссионерского проекта – проповедь через искусство.