По благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия 20 сентября 2025 года состоялось паломничество действительных членов Императорского Православного Палестинского Общества и прихожан столичных храмов в Торжок, Старицу и Тверь. Данная поездка, организованная Паломнической секцией ИППО и Паломническим центром Тверской епархии «Селигер», стала возможной благодаря поддержке ОАО «Российские железные дороги».
Добравшись на поезде поутру до Твери, мы были встречены дождевыми тучами и прохладным ветром. Но молитвами тверского архипастыря, клириков епархии и благочестивых паломников прогнозы Гидaометцентра не оправдались: в Торжке сквозь стремительно бегущие облака настойчиво пробивалось солнце.
Торжок. Паломники в Борисоглебском монастыре
В надвратном храме Спаса Нерукотворного, расположившемся под колокольней Борисоглебского мужского монастыря, паломники молились за литургией, которую возглавил насельник обители иеромонах Агафангел в сослужении Руководителя Паломнической секции ИППО игумена Серафима.
Справка: Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь – один из древнейших русских православных монастырей. Основан преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича. Название обители связано с именами русских князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
Торжок. Борисоглебская обитель на берегу Тверцы
Устроитель обители преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим. Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно – иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе, где и возник Борисоглебский монастырь. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года предал дух свой Богу, прожив 38 лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.
Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного мощи были обретены нетленными и благоуханными. Ровно через сто лет открыты были мощи преподобного Аркадия, ученика Ефрема, ревностного и усердного помощника в построении Борисоглебской обители.
Монастырь вместе с отечеством своим претерпел неоднократные опустошения и разорения. В конце XIV - начале XV веков в обители не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.
Однако вскоре начался новый период для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей и братии.
В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем в обители разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы – Всероссийский историко-этнографический музей.
В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Тверской епархией. Но только лишь 24 июня 1998 года возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшей обители.
Паломническая группа с архимандритом Амфилохием
По окончании богослужения настоятель древнейшего в Тверской епархии монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский) тепло приветствовал паломническую группу ИППО и сам провел для нас экскурсию по обители, показав храмы и монастырские строения, поведав историю монастыря, рассказав о святых покровителях Торжка и сопроводив свой рассказ словами назидания.
По благословению настоятеля для приехавших из Москвы богомольцев из алтаря Введенской церкви были вынесены ковчеги с частицами мощей преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских.
Отец архимандрит лично препроводил паломников в трапезную и благословил предложенный нам завтрак.
После монастырской трапезы мы сделали остановку около Спасо-Преображенского собора, где была погребена праведная Иулиания, княгиня Вяземская (Новоторжская). Сейчас в соборе и на прилегающей территории идут восстановительные работы. Полюбовавшись видами Торжка с моста, перекинутого через Тверцу, мы направились в Старицу.
У святых врат Успенского мужского монастыря нас встретил наместник обители игумен Дамаскин (Леонов), который при всей своей занятости и многочисленных послушаниях, сопроводил нашу группу, показав нам все храмы обители.
У входа в Старицкий Успенский монастырь
Справка: Согласно преданию, монастырь основан в 1110 году двумя монахами Киево-Печерской лавры: «… в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно сюда пришли и другие иноки — образовалось пустынническое братство. Затем была построена деревянная церковь, близ которой возникли поселения, деревни и в 1297 году основан город Старица. Единственное достоверное упоминание об обители в тот период относится к 1312 году, когда монастырь был разрушен во время междоусобной войны между тверскими и московскими князьями.
Обитель была заново основана в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание утверждает, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII—XIII веках.
Старицкий Успенский монастырь
С 1559 года монастырём правил архимандрит Иов, уроженец Старицы. В 1571 году он поставлен настоятелем московского Симонова монастыря, впоследствии стал первым Патриархом Московским и всея Руси. Расцвет монастыря относится к XVII веку. Отличался он от других обителей разветвлённой системой подземных коммуникаций. В 1764 году земли у монастыря отобрали, и монахов осталось всего 12 человек.
Монастырь был закрыт в 1919 году, а в 1930-х годах разобрана стена с угловыми башнями, окружавшая обитель. В 1944 году в монастыре начался ремонт, но основные постройки оставались законсервированными. В 1997 году Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни». К 2013 году все монастырские строения были восстановлены в первозданном виде.
В 1605 году, во время правления Лжедмитрия, патриарх Иов был отправлен в Старицкий монастырь, где и скончался через два года. На месте его погребения построили примыкающую к Успенскому собору четырёхъярусную колокольню с усыпальницей.
Келья и место погребения святителя Иова, Патриарха Московского
В чудом сохранившейся келье первого Патриарха Московского и всея Руси святителя Иова, где он и был погребен, мы пропели величание Предстоятелю нашей Церкви – начавшему и окончившему свой монашеский путь в Старицкой обители. Церковь-усыпальница и святой источник, надвратный храм святого апостола Иоанна Богослова и одностолпная церковь под колокольней, напоминающая своей архитектурой Грановитую палату Московского Кремля, – всё это производит невероятно благостное и неизгладимое впечатление.
Игумен Дамаскин с паломнической группой ИППО
У памятника святителю Иову, установленному на территории обители, мы сделали общее фото с отцом Дамаскиным, после чего, обласканные лучами теплого сентябрьского солнца, полюбовались Волгой, посмотрели на монастырь с набережной и отведали блюда монастырской кухни в трапезной.
Старица. В монастырской трапезной
Покинув изумительной красоты Старицкую обитель, мы вскоре приехали в Тверь. Первым делом мы посетили Воскресенский собор, где поклонились мощам преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), многим известного в качестве духовника московской Марфо-Мариинской обители милосердия.
Тверь. Интерьер Воскресенского собора
Затем мы заехали в церковь, именуемую тверичанами «Белая Троица». В советское время это был единственный в Калинине (так называлась тогда Тверь) действующий храм в статусе кафедрального собора. Мы приложились к частице мощей преподобного Макария Калязинского, почтив этого подвижника и молитвенника Тверской земли.
Следующая краткая остановка была сделана в Вознесенском соборе, где почивают мощи святителя Фаддея, архиепископа Тверского, прославленного в сонме новомучеников и исповедников российских. Колокольный звон приглашал благочестивых верущих на всенощное бдение, совершавшееся в храмах накануне двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Тверь, Вознесенский собор: в очереди к мощам свт. Фаддея, архиеп. Тверского
За вечерним богослужением мы молились в Спасо-Преображенском кафедральном соборе: всенощное бдение возглавил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава Тверской митрополии и правящий архиерей Тверской епархии. Владыке митрополиту сослужили клирики собора и игумен Серафим (Кравченко).
Тверь. Богослужение в Спасо-Преображенском соборе
Величественный собор Преображения Господня восстановлен из небытия недавно: в годы советского лихолетья он был полностью разрушен. В настоящее время еще не расписаны стены, только-только начинает возводиться колокольня, но историческая рака с частицей мощей святого князя Михаила Тверского, многоярусный позолоченный иконостас с искусно написанными иконами, высокого уровня пение церковного хора и молитвы прихожан создают в главном соборе митрополии молитвенную атмосферу и духовный настрой.
Тверь. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Справка: Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году святым благоверным великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси, построенным после монголо-татарского нашествия.
Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689–1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский Собор Московского Кремля.
В 1934 году по распоряжению советских властей Спасо-Преображенский собор начали последовательно уничтожать. Рака с мощами святого Михаила Тверского, уцелевшие иконы, картины и церковная утварь оказались в запасниках тверского музея. Затем планомерно, ярус за ярусом, была разрушена колокольня. Были сброшены кресты, разобраны и увезены в неизвестном направлении часы, разбиты колокола, в том числе и знаменитый 1000-пудовый.
В 1992 г. на площади Революции учёными из Москвы, Санкт-Петербурга и Твери были проведены археологические раскопки на площади 32 м2, что позволило определить степень сохранности остатков храма и уточнить их локализацию. В 2012–2014 гг. были проведены масштабные археологические раскопки, после которых началось воссоздание храма. В январе 2019 г. был заложен фундамент новой колокольни. В 2002 году был зарегистрирован приход Спасо-Преображенского собора. 18 июля 2021 года, в праздник всех Тверских святых, в восстанавливающемся Спасо-Преображенском, будущем кафедральном соборе Тверской епархии, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию. Собор вновь открыл свои двери в январе 2024 года, ежедневно приглашая верующих на богослужения.
По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий обратился к пастве со словом назидания и поприветствовал богомольцев из Москвы, отметив духовное значение паломничества для христианина. Владыка особо отметил заслуги и роль председателя Общества Сергея Степашина в развитии церковно-приходского образовательного процесса в Городне. В память о посещении Тверской епархии митрополит Амвросий вручил руководителю Паломнической секции ИППО игумену Серафиму (Кравченко) наперсный крест с украшениями.
Тверской ангел-почтальон
Перед тем, как покинуть Богом хранимую и гостеприимную Тверь, многие паломники задавались вопросом: «А почему мы сюда приехали только на один день?». В следующий раз мы, Бог даст, посетим Нило-Столобенскую пустынь. А потом – Калязин и Кашин, почтив подвижников и молитвенников Тверской земли.
Руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)