ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Памяти Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Она шла за Христом

Сегодня, 18 сентября, день памяти Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, второго Председателя ИППО. Сегодня Русская Православная Церковь совершает память святой Елисаветы, небесной покровительницы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Предлагаем вниманию читателей сайта слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина), одного из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви, которое он произнёс 18 июля 2005 года в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

«Господи, прости им, не знают, что делают!» – такой была последняя молитва Великой княгини Елизаветы перед тем, как чёрная бездна заброшенной шахты поглотила её.

 
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна,
второй Председатель Императорского Православного Палестинского Общества
 

Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и её душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело её, аристократку, чужестранку в далёкий уральский город Алапаевск, ставший для неё Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по-Божьи? А по-Божьи это был суд человеческий – «за Бога» или «против Бога».

И Великая княгиня Елизавета, бывшая протестантка, принявшая Православие на своей новой Родине, в России, и возлюбившая Православную Церковь и Россию «даже до смерти», ответила злу. Какой бы приговор не вынесло ей разнузданное, обезумевшее зло, она примет его как приговор свыше, как ниспосланную ей возможность делом подтвердить то, что составляло смысл и содержание её жизни.

Любовь к Богу и любовь к людям была истинным смыслом её жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И её крест вырос и преложился в Крест Христов и стал её наслаждением.

Великая княгиня потеряла супруга, погибшего от злонамеренной руки террориста. Своими руками она собирает то, что осталось от любимого ею человека, и, неся в сердце боль страшной утраты, идёт в темницу к преступнику с Евангелием, чтобы простить его и привести ко Христу с раскаянием.

 
Николай II в Марфо-Мариинской обители 
 

Вся дальнейшая её жизнь в России стала делом милосердия в служении Богу и людям. Великая княгиня собрала сестричество, устроив Марфо-Мариинскую обитель и служа по примеру двух евангельских сестёр всем обездоленным и скорбящим. Она вложила в это дело все свои средства, отдала всё без остатка, и сама отдалась вся до конца. Её любовь к людям возвращалась к ней ответной любовью людей. 

Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни её трудов, не пожелала оставить её и в последнем подвиге умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей.

В тяжёлые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда всё святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля обстрелу, Великая княгиня Елизавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени «Православная Церковь является настоящей Церковью Господней». «Я испытала такую глубокую жалость к России и к её детям,– пишет она,– которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребёнок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Полностью разрушена Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная».

И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных её смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: «Святая Россия» и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют»,– существует, и существует более , чем когда бы то ни было». Эти слова были написаны ею в преддверии могилы.

 
Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна – настоятельница Марфо-Мариинской обители
 
«Я... уверена, – продолжает Великая княгиня, – что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит». Вот мера её духовного возраста, вот мера её истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял её жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на её жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елизаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Ещё долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие – голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была её апостольником.

Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров с образом Спасителя на груди, который был благословлён ей в день присоединения её к Православию. Праведники во веки живут!

И русские новомученики – это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько ещё продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Из «Слова в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских». 18 июля 2005 года.

Источник: Православие.ru