ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Место архимандрита Антонина (Капустина) в 170-летней истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

В первом номере за 2017 год журнала Киевских духовных школ «Академический Летописец» увидела свет статья студентов 4 класса КДС Василия Шафара и Дмитрия Щербана «Место архимандрита Антонина (Капустина) в 170-летней истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Мы приводим некоторые выдержки из этой статьи, полностью же ознакомиться с текстом публикации можно на страницах журнала.

Со времени крещения Руси верующие русские люди проявляли особый интерес к Святой Земле и принимали живое участие в её судьбе. Неудивительно, что вскоре после крещения Руси первым русским митрополитом в 988 году стал святитель Михаил Сирин (то есть сириец).

Также одним из первых посольств, согласно Никоновской летописи, было направлено посольство князем Владимиром именно в Иерусалим.

Столетием позже, сразу после освобождения Святой Земли крестоносцами, мы встречаем здесь игумена Даниила, который со своей иноческой дружиной исходил в 1106–1107 годах Палестину, затеплил лампаду у Гроба Господня «от имени всех князей русских» и первым из наших соотечественников описал в своём замечательном «Хождении» среди прочих виденных чудес и достопримечательностей таинство схождения Благодатного Огня в Великую Субботу.

Святая Земля не чужда русскому человеку. Культура народов Руси исконно связана с древним наследием Палестины и Ближнего Востока. Вслед за Крещением Руси, когда славянская душа после долгой языческой дрёмы только-только пробуждалась к христианской жизни, вошли в неё впервые и навсегда, вместе с Евангелием, далёкие и с детства всем нам близкие слова и названия: Земля Обетованная, Иерусалим, Вифлеем.

Вопрос об учреждении в Иерусалиме Представительства Русской Церкви впервые возник в XIX веке в связи с трудностями, которые испытывали паломники из Руси. Его поднял настоятель Московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений. Он писал императору Александру I в 1816 г.: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде, и в самом убежище, как поклонники русские». Русские паломники в Палестине тогда были лишены политического покровительства, нравственного руководства, возможности молиться на родном языке и нормального бытового обслуживания, несмотря на значительность их расходов на паломничество.

Свою историю Представительство Русской Православной Церкви на Святой Земле ведёт с 11 февраля 1847 года, когда резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании Миссии. Год спустя её первый состав во главе с архимандритом Порфирием (Успенским) прибыл в Иерусалим. Архимандрит Порфирий (впоследствии епископ) – человек, имевший опыт пребывания и служения на Востоке, а также человек благодатной духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник.

«Здесь не было никого в то время из российской официальной власти, и представитель церкви заменил консульско-дипломатическое представительство», – сказал об отце Порфирии нынешний Начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов).

Читайте полный текст в журнале «Академический Летописец», № 1, 2017 г., стр. 29-31

rusdm.ru