ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Члены ИППО завершили архивные работы, посвящённые памяти игумена Тихона (Ципляковского)

4 мая 2020 года члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А. Н. Панин завершили все архивные и изыскательские работы, посвящённые памяти яркого представителя русского православного монашества, духовника, святителя Феофана Затворника, паломника и духовного писателя, подвижника Вышенской пустыни, игумена Тихона (Ципляковского).

Эта работа, как и многие другие, была проведена в рамках совместной деятельности Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия». Именно сейчас, в условиях вынужденных карантинных мер и самоизоляции, стало возможно более активно проводить исследования и систематизацию архивных материалов, накопленных за долгие годы работы. 

Инициаторы уникальной программы «Возвращение памяти»: заместитель руководителя и член Совета Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин, генеральный директор благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Семён Яковлевич Ваксман и заместитель руководитель Нижегородского отделения ИППО, игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). 

За прошедший месяц 2020 года архимандритом Тихоном и Александром Паниным была проделана колоссальная работа: систематизированы и полностью подготовлены к новым публикациям материалы, посвящённые членам Нижегородского отдела ИППО архимандриту Макарию (Ястребскому), архимандриту Досифею (Цветкову), протоиерею Андрею Шипкову и купцу Александру Крюкову. Было принято совместное решение увековечить их память в конце 2020 – начале 2021 гг. Открыть мемориальные доски на местах их служения или в местах их трудов.  

Также был подготовлен материал о посещении Нижнего Новгорода Почётными членами Императорского Православного Палестинского Общества Великим князем Владимиром Александровичем и Великой княгиней Марией Павловной. 

Не менее успешно продвигается и работа над новыми книгами: «Возвращение памяти. К 115-летию со дня гибели Великого князя Сергея Александровича» и «Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества».    

На сегодняшний день завершаются все работы по систематизации документов, посвящённых изучению жизни и трудов на благо Русской Православной Церкви выдающегося деятеля Императорского Православного Палестинского Общества, постриженика Святой Горы Афонской, бывшего долгие годы настоятелем Константинопольского подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Паисия (Балабанова). Сей подвижник скончался в Нижегородском Вознесенского Печерском монастыре, и трудами двух отделений ИППО на месте его погребения был установлен крест и новое гранитное надгробие. 

Уже на протяжении нескольких лет архимандрит Тихон и Александр Панин собирают материалы, посвящённые самобытному духовному писателю второй половины XIX века, настоятелю нескольких монастырей, паломнику, совершившему путешествие по Святым местам Востока и Святой Горы Афонской, духовнику Святителя Феофана Затворника игумену Тихону (Ципляковскому). 

Игумен Тихон (Ципляковский) всю свою многотрудную жизнь не только учился монашескому деланию, но и сам деятельно воплощал его в жизни своей. Он стал известным духовным писателем, оставившим после себя множество трудов по истории, а также писем, обращённых к своим чадам. Эти труды отца Тихона ещё не полностью исследованы и ждут своего часа.  

Уроженец Тамбовской губернии (Шацкий уезд, старинное село Гремячево), он происходил из семьи потомственных священнослужителей. Иаков Григорьевич, как звали его в миру, был младшим сыном священника прихода села Гремячево – Григория Ивановича Ципляковского. В 1862 году в селе на средства прихожан, вместо деревянной, была выстроена новая каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.   

В раннем возрасте он лишился своего отца и поступил в Шацкое духовное училище при помощи своих старших братьев. В Тамбовскую духовную семинарию он поступил по совету и учился в ней на средства своего старшего брата Василия Григорьевича Сперанского, занимавшего по окончании курса в той семинарии светскую должность в Тамбове. 

Уже в молодых летах Иаков Григорьевич почувствовал влечение к иноческой жизни и желание не искать славы в миру, и по окончании в 1860 году курса Тамбовской духовной семинарии «некоторое время занимал должность делопроизводителя последовательно у двух мировых посредников Тамбовской губернии, но пребывание в миру не удовлетворяло Иакова Григорьевича, и он в 1864 году променял мирскую жизнь на подвиги поста, послушания и молитвы, для чего избрал Вышинскую пустынь».    

21 августа 1864 году он был зачислен в число указанных послушников Шацкой Вышенской пустыни. 21 июля 1865 года он был покрыт рясофором, 13 февраля 1866 года пострижен в монашество с именем Тихон, в честь прославленного в 1861 году святителя Тихона Воронежского и Задонского, а 24 июля 1866 года монах Тихон был рукоположен в сан иеродиакона.   

Любовь отца Тихона к своему святому покровителю святителю Тихону Задонскому была безгранична: «До самой смерти в изголовьях его постели находилось живописное изображение сего Святителя», а сочинениями святителя он положительно зачитывался.  

И в этой святой обители Промыслом Божиим он стал учеником, а впоследствии и духовником величайшего мыслителя своего времени, писателя и аскета, святителя Феофана Затворника, избравшего для подвигов эту уединенную обитель.

Начало своей монашеской жизни он начал при настоятеле этой святой обители архимандрите Аркадии, который мудро управлял обителью целых 45 лет, с 1862 года по 1907 год. 

Деятельность архимандрита Аркадия на пользу России, Русской Православной Церкви и общества не могла не снискать к нему внимания начальства. Он уже в 1867 году возводится в сан архимандрита, затем был избран Почётным членом Попечительства о бедных воспитанниках Тамбовской духовной семинарии, Председателем Попечительства о таковых же воспитанниках Шацкаго духовного училища, Почётным членом Тамбовского Епархиального училищного совета, Почётным Попечителем церковных школ Шацкого уезда. Он имел все награды, начиная с наперсного креста и ордена святой Анны III степени и кончая орденом святой Анны I степени; имел знак Российского Общества Красного Креста; золотой наперсный крест с бриллиантовыми украшениями из Кабинета Его Величества. 

При архимандрите Аркадии пустынь стала руководствоваться строгим общежительным уставом, что благоприятствовало развитию монастыря и духовным подвигам братии. Пустынь стала не только духовным, но и просветительским центром. Именно на эту уединённую и затерянную в лесах обитель и обратил внимание Преосвященный Феофан (Говоров), будущий Затворник. Такое положение монастыря привлекало в него многих ищущих уединенной жизни.   

Ещё в молодости Георгий Васильевич Говоров встретился с известным старцем Киево-Печерской Лавры иеросхимонахом Парфением. Строгий аскет, день и ночь пребывавший в непрестанной молитве, отец Парфений оказал на него огромное влияние. 

15 февраля 1841 года с разрешения академического и высшего духовного начальства ректором Киевской духовной академии архимандритом Иеремией (Соловьёвым) был совершён чин пострижения в монашество Георгия Васильевича Говорова с именем Феофан, что значит «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Исповедника Сигрианского. 

Уже будучи монахом, отец Феофан сподобился попасть на Святую Землю, где он стал трудиться в Русской Духовной Миссии (1847–1854 гг.). 

Согласно воспоминаниям И. А. Крутикова, «будучи на Востоке, наряду с официальной деятельностью «иеромонах Феофан делал и то, к чему влекло его сердце: так, он знакомился с подвижнической жизнью на Афоне, в Египте и Лавре Саввы Освященного и сам старался подражать им, изучал писания древних аскетов, для чего рылся в библиотеках Востока, стараясь найти для себя нужные, полезные рукописи. Феофан занимался переводом по частям творений св. отцов, греческого Добротолюбия. Сверх того, Феофан в Иерусалиме же приобрел некоторые знания в еврейском и арабском языках, имея те или иные житейские отношения к евреям и арабам, составляющим значительную часть населения Иерусалима и его окрестностей. Необходимость заставила узнать французский язык, ибо это был язык всех официальных и письменных международных сношений. Феофан значительные познания приобрел здесь и опытность в деле сношения с иноверцами,  на деле узнал, в чем заключается сила их пропаганды и слабость, и потому сам мог с успехом противодействовать вредным для Православия стремлениям католицизма и протестантства и другим подать надежный совет».

 Вид келии святителя Фефана Затворника, в которой ныне расположен музей. Фото 2019 год

В 1861 году Преосвященный Феофан (епископ Тамбовский и Шацкий в 1859–1863 гг.) принял участие в прославлении святителя Тихона Задонского, которого сильно почитал и высоко ценил. Святитель Тихон Задонский оказал очень большое влияние буквально на всё мировоззрение Феофана Затворника. 

В 1866 году Преосвященный Феофан написал прошение об уходе на покой и поселился в Вышинской пустыни в маленьком деревянном домике с церковью. Его духовником впоследствии и стал игумен Тихон (Ципляковский). 

О причинах добровольного оставления епископом Феофаном архиерейской кафедры и ухода на покой, а затем в затвор его биографы высказывают следующие суждения.

Профессор Иван Корсунский писал, что епископ Феофан относился к числу тех архипастырей, которые были склонны к уединённой жизни и непрестанной молитве. «Невозможно было всегда, непрестанно молиться архипастырю, обремененному множеством дел епархиального управления, находившемуся на поприще служения архиерейского в одной из обширнейших епархий, какою была, например, епархия Владимирская. Невозможно было также всегда соблюсти и того спокойного, возвышенного настроения духа, которое подобало для того, чтобы Господь вселился и обитал в нем, чтобы исполнены были такие правила подвижнического жития в иночестве, как: непрестанно молись, пребывай в безмолвии, бегай шума мирского, восприми кротость и терпение».

Духовник святителя Феофана игумен Тихон (Цыпляковский) свидетельствует, что святитель «сильно тяготился многосложностью своих обязанностей, не дававших ему возможности сосредоточиться в самом себе и заниматься излюбленным им делом – изучением Священного Писания и отеческих творений. Его тянуло в тишину уединённой кельи, к мирной жизни вдали от мира и его суеты».

Намереваясь полностью посвятить себя молитве и богословским трудам, в сентябре 1866 года «Владыка Феофан отправил в Св. Синод одно за другим два прошения, в которых говорил, что скудость содержания и хлопотливые способы добывать его не дадут ему покоя при управлении обителью. Посему просил уволить его от управления обителью и исходатайствовать ему пенсию». Это сообщение оставил в своих воспоминаниях игумен Тихон (Цыпляковский), который был духовником святителя Феофана и в годы его затвора, с разными перерывами на другие послушания, жил в Вышенском монастыре. 

Вид Свято-Успенской Вышенской пустыни. Фото 2019 год

В сентябре 1866 года Святейший Правительствующий Синод постановил уволить Преосвященного епископа Феофана от управления Вышенской пустынью, предоставить ему право служения, когда пожелает, подчинить ему по церковно-богослужебной части братию Вышенской пустыни так, чтобы они совершали с ним церковные службы по его назначению, предоставить в его распоряжение занимаемый им флигель, обязав пустынь приспособить, ремонтировать, исполнять желания епископа относительно трапезы и назначить ему пенсию в 1000 рублей со дня увольнения на покой от управления Владимирскою епархиею, т. е. с 17 июня 1866 года. 

Теперь уже окончательно претворилось в жизнь его заветное желание и настало время для постоянной молитвы, изучения Священного Писания и творений святых отцов, время для работы над переводами и обширной переписки.

26 июля 1868 года иеродиакон Тихон (Ципляковский), по словесному распоряжению Преосвященного Феодосия (Шаповаленко), епископа Тамбовского и Шацкого, который сменил на кафедре святителя Феофана Затворника, был перемещён в Тамбовский Архиерейский дом и 11 сентября того же года рукоположён владыкой в сан иеромонаха. 

Но «жизнь в губернском городе была не по сердцу искателю уединения и иноческих подвигов, вследствие чего иеромонах Тихон вскоре отправился на Афон, с целью там остаться навсегда».

Искатель уединения и иноческих подвигов иеромонах Тихон по благословению святителя Феофана, который всегда помогал ему своими не только советами, но указаниями и даже деньгами во время паломничества. 

Паломничество традиционно на Руси называли благочестивым делом: «Понимая православное благочестие как истинную и святую веру, а самое главное – исполнение требований и правил христианской жизни, ибо вера без дел мертва (Иак. 2:20), русские люди воспринимали паломничество, в отличие от западно-христианской традиции, как святое, божественное дело». 

В воспоминаниях Н. Ларина, родственника игумена Тихона, опубликованных в 1915 году, рассказывается об этом паломничестве: «Он познакомился с одним боголюбцем, который, собираясь поклониться святым местам Палестины, как человек состоятельный, предложил дяде сопровождать его к местам поклонения, принимая все расходы по путешествию за свой счет. Мысль побывать в местах, освященных пречистыми стопами Богочеловека, всегда была вожделенною для иеромонаха Тихона; поэтому он с величайшей радостью согласился на предложение благочестивого мирянина, имя коего я, к сожалению, не припомню. Сподобившись поклониться Живоносному Гробу Господню и прочим святыням Востока, иеромонах Тихон прибыл, наконец, к порубежному столпу Православия – на св. Афонскую Гору, где, распростившись, вероятно, с благодетелем, и решился остаться навсегда. Отсюда он пересылал в свое отечество на имя своего брата, священника прихода села Аксеновки Спасского уезда Ивана Григорьевича Ципляковского, книги, брошюры и картины издания Св. Горы для продажи желающим. Но как ни дорог был Афон сердцу дяди моего, однако навсегда остаться здесь ему не удалось: слабость здоровья принудила его оставить место, с которым он мысленно не расставался за весь период остальной своей жизни». 

И он вернулся в Россию, в родную Вышенскую пустынь: «При всем желании поклоннику св. мест не довелось остаться на Афоне… Недостало сил и решимости навсегда оставить родную Россию… Много нашлось и других причин немаловажных. Испробованы и разные роды жизни… Пустынное пребывание с двумя – нравилось больше, но и оно имело много неудобств для немощного. Пришлось со скорбью, слезами, а затем радостно воротиться в родные края». 

Отец Тихон, с открытой Богу душой и чистым сердцем, совершив большое странствие по святым местам Востока, посетив Святой Град Иерусалим, Святую Гору Афон,  – вернулся в Вышинскую обитель, впитав в себя богатейший мир великих христианских святынь. Именно в это время, скорее всего и началось духовное сближение отца Тихона со Святителем Феофаном. 

10 мая 1871 года он был официально зачислен в штат обители и 8 июля 1872 года награждён набедренником. Так, в эти годы в графе «Послушание» записано: «Исправлял череду священнослужения и письмоводителя при отце настоятеле». 

Но уже вскоре, в 1874 году, ради послушания иеромонах Тихон вновь оставил Вышинскую пустынь и исправлял должности казначея и эконома в Лебедянском Свято-Троицком монастыре. 

10 апреля 1874 года он был определён в штат Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Лебедяни и назначен казначеем, а с 1 июля по 1 ноября того же года исправлял должность настоятеля.  С 1 января 1876 года по 7 февраля 1877 года иеромонах Тихон вновь исправлял должность настоятеля Лебедянского Свято-Троицкого монастыря. 

По указу епископа Тамбовского и Шацкого Преосвященного Палладия (Ганкевича) 7 февраля 1877 года он был переведен на должность эконома Тамбовского Архиерейского дома. По инициативе Преосвященного Палладия в 1877 году был возобновлён Тамбовский церковно-исторический Комитет, объединивший лучший церковных историков епархии. Иеромонах Тихон активно включился в эту работу и 26 марта 1877 года «По вниманию к усердной и полезной службе Всемилостивейше награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым».

2 ноября 1877 года отец Тихон указом Преосвященного Палладия был определён членом Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, а 13 апреля 1878 года возведён в сан игумена «За весьма честное поведение, усердную и весьма полезную службу». 

В июле 1879 году по желанию братии Темниковского Санаксарского Рождества Богородицы монастыря игумен Тихон избран настоятелем этой обители и 15 сентября того же года утверждён Святейшим Синодом. Нельзя не отметить, что выбран он был на настоятельскую должность по общему и единогласному желанию всей Санаксарской братии.

В рапорте епископа Тамбовского и Шацкого Преосвященного Палладия отражена и прекрасная характеристика на отца Тихона: «Благочинный монастырей Архимандрит Аркадий при рапорте от 26-го того же июня за № 115, представил акт выбора в настоятеля Санаксарского монастыря, из которого видно, что иеромонахи, иеродиаконы и монахи 25 числа июня, по совершении Божией Матери молебна в их главном Рождество-Богородицком храме, в полном собрании в общественной трапезе, избрали единодушно и единогласно себе в Санаксарский монастырь настоятелем Темниковского Архиерейского Дома эконома, Игумена Тихона, который, как им известно, поступил сначала в общежительную Вышенскую пустынь, а потом был в общежительном Лебедянском монастыре Казначеем и исправлял там должность настоятеля: следовательно, он вполне знаком с порядками монастырского общежития. Сверх того, Игумен Тихон им известен, как отличный человек». 

Монастырь этот был основан в 1659 году в Царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). 

Крупным благодетелем обители был выдающийся адмирал флота Российской Империи Фёдор Фёдорович Ушаков. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в монастыре приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всём: в помещении, пище и в духовных нуждах. 

Наряду с Саровской пустынью Санаксарский монастырь был в те годы подлинным духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Будучи настоятелем Санаксарского монастыря, отец Тихон заботился о духовном воспитании братии, но и не оставлял плодотворной писательской деятельности. 

Отец Тихон имел великую любовь к святителю Феофану Затворнику, которого почитал за старца, руководителя своего в монашеской жизни. Всё, что было связано с именем Феофана Затворника, было дорого и свято для него. 

После преставления святителя Феофана игумен Тихон практически ежедневно посещал его могилу. Конечно, общение с таким величайший подвижником благочестия, каким был святитель Феофан, не могло не повлиять на внутренний мир отца Тихона. Он сильно тяготился различными должностями и искал келейного уединения. 

Будучи на покое, отец Тихон продолжил заниматься писательскими трудами. Его перу принадлежит немало историко-статистических описаний монастырей, биографических исследований, материалов по истории Церкви, описаний жизни подвижников благочестия и назидательных духовно-нравственных сочинений. 

В течение своей жизни игумен Тихон вёл большую духовную переписку с различными людьми, активно публиковал свои материалы на страницах «Душеполезных чтений», «Тамбовских епархиальных ведомостей», немало его сочинений было издано отдельными книгами. Известный духовный писатель Сергей Александрович Нилус писал: «Назначение и цель христианского писателя – быть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечно-разнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем».

И игумен Тихон служил на этом поприще как мог, будучи подлинным сеятелем слова! Особенно ему удавалось донести до читателя подвижническую жизнь какого-либо служителя Божия, ибо он не только сам ярко горел, как свеча пред иконами, но и всегда старался освещать путь и другим.  

Отец игумен был лично знаком и ставил в своих письмах в пример настоятельницу Алексеевской общины (впоследсивии монастырь) города Арзамаса игуменью Евгению, тётку будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия и старшую дочь протоиерея Иоанна Дмитриевича Страгородского. 

На многотрудном поприще настоятельницы обители Господь судил игуменье Евгении подвизаться в течение многих лет. За свои плодотворные и ревностные труды по устройству монастыря духовными властями она была неоднократно отмечена различными наградами. 

В период настоятельства игуменьи Евгении в Алексеевской обители сохранялись правила и монашеский устав, заведённый в обители ещё в начале XIX века, с благословения старца Санаксарской обители Фёдора Ушакова. По инициативе настоятельницы для духовных потребностей в монастыре была создана библиотека, в которой хранились книги по истории Церкви, поучения и творения Святых Отцов, жизнеописания подвижников, различные религиозно-нравственные журналы. Наряду с этим настоятельница состояла в различных общероссийских благотворительных и просветительских организациях. Она была ревностна в исполнении иноческих уставов, строга к себе и милосе6рдна к другим. 

С годами здоровье отца игумена Тихона становилось всё более и более слабым, но он, хотя и через силу, старался никогда не оставлять посещения храма Божия. 

Много скорбей перенёс в своей жизни отец игумен Тихон. Но более, чем болезни телесные, его терзали «многоразличные огорчения от людей… Ревностный настоятель, истинный инок, конечно, не мог равнодушно видеть уклонений от иноческого жития и всеми зависящими от него мерами старался добре управить вверенное ему стадо». Ведя обширную переписку со многими духовными и светскими лицами «весьма отчетливо отображается подвижнический образ о. игумена, наипаче же его глубокое смирение… А по кончине святителя Феофана для некоторых лиц о. Тихон своими письмами положительно заменил преосвященного и таким образом явился продолжателем дела приснопамятного затворника Вышинского, к  молитвенной помощи и наставлениям которого прибегал не только при жизни святителя, но и по кончине его». 

Из келейного своего уединения, тяжело болеющий, он не переставал следить за всеми выдающимися событиями, происходящими как в Русской Православной Церкви, так и делами государственно-общественными. 

Так, в дни Священного Коронования Их Императорских Величеств, в 1896 году, появляется в «Душеполезном чтении» статья его, посвящённая сему пресветлому торжеству, статья, из которой видно, какой истинный сын своего Отечества был отец Тихон. В том же 1896 году уже отдельной книгой вышло слово игумена Тихона о восшествии на престол Государя Императора Николая II. Книга называлась «К великому и пресветлому торжеству священного коронования благочестивейших наших Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны».

Особенно болезненно отец игумен воспринимал современные проявления «зловерия и неверия человеческого, до глубины души болел о сем старец… Особенно занимал его вопрос о достойном прохождении великого и святого служения иерейского, и в связи с сим о задачах духовного образования и воспитания». 

Нельзя  не упомянуть и о важном событии в жизни Вышенской пустыни, о событии, свидетелем которого был сам отец игумен. Это посещение обители Великим князем Сергеем Александровичем, братом Государя Императора Александра III Миротворца и его супругой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.   

В 1886 году на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» было опубликовано повествование, написанное игуменом Тихоном, о пребывании Их Императорских Высочеств с 12 по 15 сентября 1886 года в имении князя Эммануила Дмитриевича Нарышкина. В сентябре 1886 году на Быковой Горе останавливались Августейшие паломники Великий князь Сергей Александрович, его брат, Великий князь Павел Александрович, и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Нарышкины оказали им торжественный приём с осмотром имения, всех местных достопримечательностей. Все вместе они молились за Богослужением в усадебном храме и дважды посетили Вышенскую пустынь.  

Описание этого паломничества было включено в книгу архимандрита Тихона и А. Н. Панина «Паломничество Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Вышинскую пустынь, Святой град Иерусалим и Ярославскую губернию», изданную в 2010 году в рамках совместного проекта Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия». Описание также вошло и в альбом архимандрита Тихона и А. Н. Панина «Паломничества Ее Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны по святым местам», изданный в рамках того же проекта в 2014 году.  

Святитель Феофан, пребывающий в это время в обители в полном затворе, не сделал исключение для Высоких паломников. Принимая иногда в затворе лиц духовного звания, святитель Феофан не делал исключения для мирских почитателей. У них имелась возможность общаться с ним только путём переписки. 

Преосвященный ограничился передачей Высоким паломникам в благословение Вышенской иконы Божией Матери и своих сочинений, а Его Высочество Сергей Александрович и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна пожаловали свои фотографические кабинетные портреты святителю и настоятелю монастыря архимандриту Аркадию.  

Феофан Затворник Вышенский скончался 6 января 1894 года, в великий праздник Богоявления. Недолго прожил отец Тихон без своего дорогого аввы. Господь послал блаженную кончину ему.

Игумен Тихон отошёл ко Господу 23 декабря 1896 года и был погребён в Вышенской пустыни у алтаря монастырского Казанского собора. Его житие ярко раскрывает богатый духовный мир почившего и может послужить всем нам ориентиром и спасительным маяком в нашей жизни.  

Ныне на месте братского кладбища в Вышинской обители у алтаря Казанского собора стоит большой деревянный крест и сохранилось несколько надгробных камней и плит от кладбища, перенёсшего лихие атеистические годы. К сожалению, могильной плиты отца Тихона не сохранилось, или она пока ещё сокрыта от нас. 

Летом 2019 года А. Н. Панин посетил Вышенскую пустынь и от имени всего Императорского Православного Палестинского Общества возложил цветы к поклонному кресту, посетил музей святителя Феофана Затворника, помолился у его святых мощей и передал в библиотеку обители новые книги.

В настоящее время готовится издание новой книги А. Н. Панина «Родной истории дыхание», в которой будет помещена большая биографическая статья об отце Тихоне (Ципляковском). Также эта статья будет помещена в ближайшем выпуске журнала «Нижегородская Старина».