ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Архимандрит Антонин (Капустин). Наследство и наследие. 200 лет создателю Русской Палестины

Образ архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894) занимает прочное и почетное место в современном восприятии России, Русской Церкви и русско-палестинских духовных и культурных связей на Святой Земле, в целом на христианском Востоке.

Уважение к его памяти и наследию соединяет людей светских и церковных, представителей самых разных наций и религий. Выходец из бедного сельского духовенства, он стал одним из главных действующих лиц русской церковной дипломатии на Ближнем Востоке, самобытным церковным ученым и писателем. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (август 2017 г.).

«В половине 8-го неожиданно является о. Нектарий и поздравляет меня с настоятельством при Афинской миссии… У меня не стало головы! Итак, решительно еду на Восток! В Иерусалим!» — записал 17 апреля 1850 года в своем дневнике иеромонах Киево-Печерской лавры Антонин (Капустин). Так он отреагировал на назначение на должность настоятеля русской посольской церкви в Афинах. Любопытно, что, по видимости, вне всякой логики у о. Антонина назначение в Афины прямо ассоциируется с Иерусалимом.

В марте 1860 года о. Антонин назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. В мае-июле 1865 года он отправился в научную поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир). Конечным пунктом путешествия были Афины, где его ждала телеграмма посла Н.П. Игнатьева и новое назначение — в Иерусалим.

Миссия на Святой Земле

В XIX — начале XX века все зарубежные храмы Русской Церкви состояли в двойном подчинении: в ведении Синода и Санкт-Петербургского епархиального начальства и одновременно подчинялись Министерству иностранных дел, от которого получали содержание, положенное по штату.

Русская духовная миссия (РДМ) в Иерусалиме была создана МИДом — резолюцией императора Николая I на всеподданнейшем докладе канцлера К.В. Нессельроде от 11 февраля 1847 года. И это с самого начала создало известную напряженность в межведомственных отношениях. Неопределенность статуса РДМ приводила к тому, что миссия, в обязанности которой, по мнению дипломатов, входило лишь духовное окормление паломников, постоянно преступала — и вынуждена была преступать — предначертанные ей границы. 

История служения архимандрита Антонина в Иерусалиме есть история борьбы за прерогативы и за само право существования Русской духовной миссии. Опыт долгого служения на Православном Востоке, ум, врожденный такт, дипломатический талант, умение привлечь на свою сторону влиятельных лиц, равно как и способность держать удар и публицистический темперамент, позволили ему в самых непростых обстоятельствах не только защитить РДМ, но и стать практически неуязвимым как для греческих, так и для российских недоброжелателей.

Уже через полгода после приезда в Иерусалим Антонин начинает приобретать земельные участки/1/.

Создание Русской Палестины — целой инфраструктуры храмов, монастырей, паломнических приютов и земельных участков стало главным подвигом жизни Антонина. Его трудами были приобретены и обустроены земельные владения, суммарная сто­имость которых оценивалась современниками до миллиона рублей. На этих участках по собственным проектам архимандрита было воздвигнуто три храма/2/, построено шесть странноприимных домов, в Горнем и на Елеоне основаны женские монастыри. «Только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Русь обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба»/3/, — было сказано о нем в одном из некрологов. И эти слова нельзя назвать преувеличением.

Археолог и приобретатель земель

Палестинское «владельчество» и строительство для отца Антонина неразрывно было связано с задачами церковной археологии. Ей он начал заниматься еще в первые годы, проведенные вне родины, когда производил археологические раскопки и уникальную реконструкцию церкви Ликодима (Никодима) в Афинах. 

Освоение земельных участ­ков, строительство церквей и подворий постоянно было сопряжено с находками и изучением библейских и раннехристианских древностей. Во второй половине XIX века интерес мировых держав к Палестине, обусловленный не только религиозными или научными интересами, способствовал расцвету археологических исследований. В дневниках и письмах Антонина находят отражение не только исследования самого архимандрита (на Елеоне, в Айн-Кареме, Гефсимании, Иерихоне), но и раскопки всех известных археологов-палестиноведов того времени. 

Без этого интереса к древностям, склонности к поэтическому творчеству, художественной одаренности и глубокой интуиции на грани озарения не состоялась бы Русская Палестина, которая отнюдь не была конгломератом отдельных, по случаю и по сходной цене приобретенных объектов недвижимости. Россия никогда не получила бы этого уникального феномена в истории религии и культуры, если бы с самого начала архимандрит Антонин приобретение собственности, археологическое исследование, строительство странноприимного дома, а затем и храма не наполнял богословской идеей, если бы за каждым его обретением не стояло глубокой и точной религиозной интуиции. Русская Палестина вызревала и созидалась как некое сакральное пространство русского вхождения в святыни Святой Земли.

В Иерусалиме отец Антонин встретился с наcлоением сакральных пространств ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. 

Антонину посчастливилось не только удачно включиться в этот процесс «сакрального проектирования», но и поставить — для своего времени — своеобразные авторские «точки»: он открыл Порог Судных Врат на крестном пути, «увидел», а затем построил Русскую Свечу на Елеоне, сделал русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроил «приют Закхея» в Иерихоне, дом праведной Тавифы — в Яффе, православный «Горний Град Иудов» в Айн-Кареме.

Отец Антонин не всегда сразу, при первом знакомстве «видел» (прозревал) священное значение и место того или иного памятника в истории. Скорее даже наоборот. Первоначальными факторами, определявшими его ход мыслей о святых местах, которым предстояло стать со временем русской собственностью, были неустроенность православных паломников, самой святыни и православного богослужения (а иногда и его отсутствие). 

Эта трехчастная схема мотивации с небольшими вариациями воспроизводится в истории всех антониновских приобретений в Святой Земле. Ценнейший источник сведений — дневник отца Антонина. Он, например, позволяет проследить последовательные этапы превращения Горней из загородного имения в выдающуюся по значению святыню Русской Палестины, с возникновением храма и формированием монастыря. 

В октябре 1869 года, обозревая окрестности Иерусалима с паломником из Петербурга, членом Государственного совета, бывшим министром путей сообщения П.П. Мельниковым, Антонин указал своему спутнику место в Айн-Кареме. Оказалось, что владелец одного из участков с двухэтажным домом и садом на склоне холма араб Х.К. Джель-Яд, бывший драгоман/4/ французского консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии за четыре тысячи наполеондоров (ок. 20 тыс. рублей серебром) плюс «орден от русского царя». Мельников по возвращении в Петербург основал комитет для сбора средств, которые были собраны и высланы в Иерусалим. В Айн-Кареме отец Антонин надеялся создать со временем женский скит.

16 июня 1880 года отец Антонин выбрал место для строительства — на нижней террасе круто поднима­ющейся вверх по склону территории будущего монастыря. В течение двух строительных сезонов (1880-1881) «каменных дел мастер» И. Джирьес с артелью возвел за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание храма. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня — тоже по проекту отца Антонина.

В Горнем должен был возникнуть не просто скит, но обитель, возглавляемая Самой Богородицей, а храм монастыря посвятить празднику, специально учреждаемому в память евангельского события — Целования Божией Матери и праведной Елизаветы в Горнем Граде Иудове. Как писал 16 сентября 1880 года отец Антонин в одной из своих корреспонденций «Из Иерусалима», «с будущей недели начнется постройка церкви во имя Божией Матери в честь и память посещения Ею Своей южики праведной Елисаветы, место дома которой окружено нашими владениями, хотя и не принадлежит нам. Здесь надеются, что известие обо всем этом будет с радостью принято многочисленными чтителями святого (и прибавим: прекрасного, как рай Божий) места нашего в Горней, распространенными по всему лицу земли Русской»/5/.

Опорные столпы созданного отцом Антонином сакрального пространства Русской Палестины четко определились по сторонам света. Кана Галилейская и Тивериада на севере, Хеврон с дубом Мамврийским на юге, Яффа с храмом Апостола Петра и гробницей праведной Тавифы на западе, Иерихон с Галгалским камнем и приютом Закхея на востоке. Таков крест, которым осенил отец Антонин Святую Землю. В средокрестии — Иерусалим с Порогом Судных Врат, с Горней по левую и Елеоном по правую руку. Такой крест неразрывно связан с личным крестоношением. Единственный способ работать и побеждать в таких условиях, в которых жила и работала Русская духовная миссия, есть путь жертвенный — им и прошел архимандрит Антонин, создавая Русскую Палестину.

Византинист, библиограф, журналист, нумизмат

Десятилетнее пребывание в Греции стало основой того редчайшего синтеза «родного и вселенского», который сделался его отличительной чертой и о котором писали архимандрит Киприан (Керн)/6/ и Константин Папулидис/7/. И главным было, конечно, совершенное владение греческим языком, прекрасное знание греческой литературы. «Много раз, странствуя там и сям по Востоку, я нудился ставить себя в положение грека, — писал он, — чтобы живее и, так сказать, первобытнее были те впечатления, кои неслись на сердце от той или другой исторической местности, совсем иначе, конечно, говорящей в родной слух греческий, чем в слух туриста, даже исследователя-историка, даже отъявленного византиниста, но чужеплеменника»/8/. С 1856 года он начал писать и публиковаться по-гречески/9/. Все это позволило ему сделаться со временем, как говорил о нем один из основателей Императорского православного палестинского общества В.Н. Хитрово, «больше греком, чем сами греки» и даже «полтора грека»/10/.

На всех местах своего служения Антонин много и плодотворно занимался научными изысканиями: библиография известных на сегодня его опубликованных трудов составляет более 140 наименований/11/.

Формирование научных интересов и художественного вкуса отца Антонина проходило в Афинах — на великих памятниках Эллады и Византии. Затем оно закономерно переросло в осмысление религиозно-художественных ценностей Святой Земли и Православного Востока. «Волшебная панорама древней жизни греческой, — как он писал, — приводит в восторг самую рассудительную и степенную фантазию»/12/. Здесь отец Антонин сложился как ученый — и не столько как теоретик, но большей частью как практик. Первое место среди различных направлений его научной деятельности занимала византинистика, включая работы церковно-исторического, археологического, литургического и агиологического характера.

Отец Антонин и его современники однозначно осознавали Россию в поствизантийском пространстве преемницей Византийской империи, а Русскую Церковь — бесспорным лидером Вселенского Православия (эти идеи могли озвучиваться или не озвучиваться, но неизменно составляли фундамент внешнеполитической концепции России в регионе). 

В афинские годы им были собраны и изучены более 200 христианских надписей Афин VII–XII веков, найденных на стенах храмов (более всего на храме Пресвятой Богородицы — древнем Парфеноне) и на отдельных, преимущественно надгробных, плитах. Надписи сообщают данные о перестройках, возобновлениях и освящениях церквей и приделов (самая ранняя — 630 года), а также о времени кончины архиепископов и митрополитов афинских. Все они тщательно скопированы, и прориси помещены в приложении. Опубликован греческий текст с русским переводом и комментарием. «Если афинскими средневековыми надписями занимались англичане, немцы и французы, то архимандрит Антонин был первый и единственный русский, составивший полный их сборник, в который вошло не только прежде изданное, но и вновь найденное»/13/.

Крупными событиями в отечест­венной византинистике стали «Письма из Вифинии»/14/ с описанием древностей Никеи, города Первого и Седьмого Вселенских Соборов, а также книги, содержащие материалы путешествия отца Антонина 1865 года, изданные много лет спустя, уже в период его пребывания в Иеру­салиме/15/.

В 1860-е годы архимандрит Антонин складывается как исследователь-археограф. Он одним из первых исследовал греческие и славянские рукописи Иерусалима, Афона и Синая. Собранная им коллекция древних манускриптов (ныне в Библиотеке РАН в Петербурге) включает в себя греческие, славянские и арабские рукописи/16/.

Материалы поездки на Афон 1859 года, посвященной не только церковно-архитектурным памятникам, но и более всего рукописным сокровищам монастырей/17/, включают в себя издание «Завещания» и «Диатипосиса» (Устава) преподобного Афанасия Афонского.

В библиотеке богословского училища на острове Халки, близ Константинополя, архимандриту Антонину в 1861 году показали рукописный греческий синаксарь XII века, на полях которого содержались разновременные исторические записи, касающиеся истории города Сугдеи (нынешний Судак, в Крыму). Он их разобрал, опубликовал в русском переводе и прокомментировал. 193 заметки, представляющие большой интерес для истории Крыма с 1186 по 1400 год, содержали данные о постройке новых церквей (восьми храмов), местных церковных праздниках и важнейших исторических событиях.

В Константинополе в 1862 году отец Антонин составил «Каталог рукописных книг, обретающихся в Пат­риаршей библиотеке Константинопольского Святогробского подворья», одним из украшений которого стало открытие знаменитого памятника «Учение 12-ти Апостолов»/18/.

Наиболее известен труд отца Антонина по составлению каталога библиотеки Синайского монастыря/19/. Сопровождая в 1870 году ректора КДА архимандрита Филарета (Филаретова) в паломничестве на Синай, Антонин составил по просьбе и при содействии братии монастыря на греческом языке описание 1310 греческих рукописей. Тогда же он открыл древнейший памятник славянской письменности — Киевские глаголические листки, подаренные в библиотеку Киевской духовной академии/20/.

Во второй половине 1860-х годов архимандрит Антонин участвует в подготовке к изданию актов Русского Пантелеимоновского на Афоне монастыря/21/, изучает рукописи Пат­риаршей библиотеки в Иерусалиме и грузинские рукописи Крестного монастыря, а также описывает собрание рукописей и старопечатных книг лавры святого Саввы Освященного. К сожалению, ни один из подготовленных отцом Антонином каталогов так и не был опубликован.

В большом и многообразном литературном наследии архимандрита Антонина наряду со специальными работами (гомилетическими, библеистическими, церковно-историческими, археологическими и археографическими) совершенно особое место занимает цикл статей и корреспонденций, опубликованных за годы пребывания в Палестине.

Архимандрит Антонин сам пытался фиксировать объем своего литературного наследия. Например, 10 августа 1876 года он записывает в дневнике: «Каталогизирование всех отпечатанных мною с 1843 года статей больших и малых… Набирается больших и малых до 80». В списке публикаций архимандрита Антонина, который напечатал известный библиограф С.И. Пономарев в год смерти автора (1894), значилось 105 работ/22/. В последние годы удалось пополнить список прижизненных публикаций до 144 работ, причем оказалось, что за некоторые годы их число в 2-4 раза превышает цифру, указанную первым библиографом отца Антонина.

В зависимости от содержания корреспонденцию отца Антонина из Иерусалима можно разделить на несколько больших групп. Во-первых, это летопись церковной жизни Палестины, хроника богослужений, перемещения, избрания новых Пат­риархов и смерть или низложение прежних — прежде всего Поместной Иерусалимской Церкви. Во-вторых, это история Русской Палестины. Из статей и корреспонденций читатель в России впервые узнавал, что Дуб Мамврийский стал русским, что делается на Елеоне и продвигается ли там строительство русской церкви. В-третьих, в очерках и корреспонденциях перед нами предстает Русская духовная миссия, ее служащие и деятели, русское консульство, дипломаты, служащие и их семьи, сотрудники Палестинской комиссии и Императорского православного палестинского общества и, конечно, это простые русские паломники. В-четвертых, это и история Иерусалима. Отец Антонин активно и много сотрудничал с местным населением, особенно c православными арабами, о которых он тоже писал. 

Известен отец Антонин и как опытный коллекционер-нумизмат, которому были обязаны своими нумизматическими собраниями Императорское православное палестинское общество/23/ и многие другие церковные и светские научные учреждения и музеи/24/.

***

24 марта 1894 года в 5-м часу пополудни начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) закончил свой земной путь.

В настоящее время нет такого человека, который, побывав на Святой Земле в качестве паломника или туриста, исследователя, занимающегося изучением Востока вообще и Палестиной в частности, археолога, византиниста, не знал бы имя архимандрита Антонина. Его наследие огромно, а его влияние на всю историю русского присутствия на Святой земле во второй половине XIX века еще предстоит в полной мере изучить и осветить.

Список участков на Святой Земле, принадлежащих сегодня России и Русской Православной Церкви

За 29 лет своего пребывания на Святой Земле архимандрит Антонин приобрел порядка 28 участков, часть из которых была объединена между собой (например, на Елеонской горе, вокруг Мамврийского дуба, возле Горнего монастыря). Участки приобретались и после его смерти. В итоге до 1917 года, согласно исследованиям Н.Н. Лисового, России принадлежало 18 участков. В советское время больше половины из них было продано Израилю (в частности, дом Российского генконсульства, Русская больница, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское и Вениаминовское подворья в Иерусалиме, несколько участков земли в Хайфе, Афуле). Какими-то участками Израиль владел на правах долгосрочной аренды (например, Сергиево подворье, которое окончательно перешло под юрисдикцию России в 2004 году). Но некоторые участки уже в наше время были подарены России, например в Иордании. Таким образом, вместе с Сергиевским подворьем России и Русской Церкви сегодня на Святой Земле принадлежит 12 земельных участков. К ним относятся:

1. Спасо-Вознесенский монастырь на Елеонской горе.  Первые участки были приобретены архимандритом Антонином в 1871 году. На территории находятся: соборный храм в честь Вознесения Господня (1886), храм-трапезная во имя Филарета Милостивого, часовня в честь Обретения главы Иоанна Предтечи, колокольня «Русская Свеча», гос­тиница для паломников и корпуса для сестер обители.

2. Монастырь Марии Магдалины на Елеонской горе. Участок приобретен в 1882 году архимандритом Антонином по распоряжению императора Александра III. Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины освящен в 1888 году. В нем пребывают мощи преподобномученицы Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары.

3. Горненский женский монастырь в Айн-Кареме. В пределах обители находятся: храм во имя Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1883 году), пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (освящен в 1987 году), два приюта для паломников и несколько десятков домиков, где живут сестры обители. На участке находится также храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

4. Подворье праведной Тавифы Русской духовной миссии в Яффе. Приобретен архимандритом Антонином в 1868 году. На участке находятся храм во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы (заложен в октябре 1888 году), часовня с гробницей Тавифы и девять каменных зданий.

5. Подворье в честь святых праотцев в Хевроне с Мамврийским дубом. Сложился из 12 разновременных земельных приобретений архимандрита Антонина в 1868-1889 годах. На участке находится двухэтажный дом для приема паломников, построенный Антонином в 1874 году, сторожевая башня на верхней точке холма (1890) и храм во имя святых праотцев с приделом Святой Троицы, воздвигнутый архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1907-1914 годах (освящен в 1925 году).

6. Подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне. Приобретено отцом Антонином в 1874 году. Здесь, на месте византийского храма, после раскопок в 1891 году была возведена часовня во имя святого Иоанна Предтечи, где и совершаются богослужения. На участке располагаются двухэтажный дом для проживания священника, сестер и паломников, а также несколько хозяйственных построек.

7. Подворье святой Марии Магдалины в Магдале (монастырь Русской духовной миссии во имя святой Марии Магдалины находится в Галилее, в местечке Магдала). Участок приобретен начальником Русской духовной миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1908 году. Церковь святой Марии Магдалины построена в 1962 году.

8. Подворье пророка Илии на горе Кармил, г. Хайфа. Участок приобретен Русской духовной миссией 1909 году. На территории есть храм во имя Илии Пророка (освящен в 1913 году).

9. Дом паломника в Вифлееме (построен в 2000 году, находится рядом с храмом Рождества Христова в Виф­лееме).

10. Дом паломника в Тиверии («Дом со сводами») на берегу Геннисаретского озера, рядом с греческим православным Никольским монастырем. Приобретен в 1879 году. В настоящее время действует современная паломническая гостиница — «Дом паломника».

11. Дом паломника на месте Крещения Господня в Иордании (передан в дар России в 2007 году и открыт в 2012 году).

12. Сергиево подворьем в Иерусалиме. Открыто 18 июля 2017 года.

Использованы материалы сайта rusdm.ru/pace и каталога: Лисовой Н.Н., Платонова З.И., Савушкин В.А. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле // Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 3 т. М., 2015. Т. 1. С. 751-768.

Каталог недвижимостей архимандрита Антонина в Святой Земле[*]

1. Русский Вознесенский монастырь (на вершине Елеонской горы). На территории, объединившей 11 разновременно приобретенных участков, общей площадью 53748 кв. м, находятся: соборный храм во имя Вознесения Господня, храм-трапезная во имя Филарета Милостивого, часовня в честь Обретения главы Иоанна Предтечи, колокольня «Русская Свеча», гостиница для паломников и корпуса для сестер обители. Каменная ограда на извести вокруг всего участка. Первые участки были приобретены архимандритом Антонином в 1871 г. В июне 1882 г. выдан султанский фирман на строительство Вознесенской церкви (освящена в 1886 г.). Монастырь учрежден в 1906 г.

2. Участок под именем Карм уль-Газаль (Karm-el-Ghazal), или по-другому «место Каллистрата», на юго-западном склоне Елеонской Горы, напротив участка с Гробницами пророков. Приобретен Антонином по частям в 1881-1884 гг. Каменная на извести ограда вокруг всего участка. Владение Русской Православной Церкви за рубежом. Несколько лет назад была сделана попытка продать землю под еврейское кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В настоящее время участок пустует.

3. Участок под названием Карм аль-Хараб или «Гробницы Пророков» (Кабур уль-Энбия) на склоне Елеонской горы. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии. Каменная на извести ограда вокруг всего участка. Приобретен Антонином в 1882 г., после его смерти переведен на имя председателя ИППО великого князя Сергия Александровича. В 1912 г. членом РДМ, иеромонахом Иларионом, построен на участке дом (в нем и теперь живет арабская семья, охраняющая участок).

4. Участок в деревне Силоам (совр. Сильван), состоящий из двух пещер, высеченных в скале, из которых большая пещера называется Мегарет уз-Зуннар («пещера с поясом или с карнизом») или «Могила дочери фараона» (имеется в виду жена царя Соломона). «Силоамский монолит», как называют его в литературе, является ценным археологическим памятником. Каменная ограда на извести вокруг всего участка.

5. Участок Хакурет уль-Баядер, или Уллие, в деревне Силоам, в долине Кедрона, площадью 684 кв.м. Владение составилось из двух участков. Первый был приобретен архимандритом Антонином в 1878-1882 гг., второй — генеральным консулом А.Г. Яковлевым в 1900 г. на деньги начальника Русской духовной миссии архимандрита Рафаила. 29 августа 1900 г. весь участок переведен на имя председателя ИППО — великого князя Сергия Александровича. Достопримечательность участка — высеченная в скале древнееврейская гробница и остатки византийской церкви (сохранилась часть древней штукатурки и надпись на сирийском языке). Каменная ограда на извести вокруг участка. Записан на имя председателя ИППО — великого князя Сергия Александровича. В ведении Русской Православной Церкви за рубежом.

6. Участок Уара ед-Дуббак с двумя пещерами, из которых большая называется Румманийе («Гранатовая») или Дейр Эссинийе, к юго-востоку от Иерусалима в той части Кедронской долины, которая называется «долина Суахре» (Wadi Sawahreh), в направлении к Лавре преподобного Саввы Освященного. Участок представляет собой полосу земли, в 100 м длины и 25 м ширины, идущую с северо-запада к юго-востоку; точная площадь 2493,51 кв.м. В юго-западном углу находится вход в большую погребальную пещеру, с антишамбром и 5 квадратными камерами с 30 локулами. По мнению известного русского археолога, профессора Киевской духовной академии А.А. Олесницкого, это гробница царя Иудейского Иосии. Участок приобретен архимандритом Антонином 15 февраля 1866 г., номинально на имя Хуссейна Зияде. В 1871 г. переведен на Я.Е. Халеби и этим последним (26 августа 1899 г.) — на имя председателя ИППО — великого князя Сергия Александровича.

7. Русский Горненский монастырь в селении Айн-Карем, в других русских документах «Горнее». Территория сложилась из нескольких участков, приобретенных архимандритом Антонином в 1871-1889 гг. В 1889 г. большая часть территории вошла в вакуф Антонина. Монастырь основан в 1898 г. Принадлежит Русской Православной Церкви. В пределах обители находятся: храм во имя Казанской Божией Матери (освящен в 1883 г.), пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (освящен в 1987 г.), два приюта для паломников и несколько десятков домиков, где живут сестры обители. На участке находится также храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, не достроенный в связи с началом Первой мировой войны и последовавшей революцией. В 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил завершить строительство (храм достроен и освящен 26 октября 2008 г.).

При строительстве госпиталя Хадасса и подъездной дороги к нему значительная территория в верхней части монастырских владений отошла в муниципальное пользование.

8. Участок Уара аль-Хас в селении Айн-Карем, в соседстве с предыдущим. Дом и участок архимандрита Антонина (Капустина). Приобретен в 1888 г. на имя Я.Е. Халеби, в 1891 г. переведен на имя самого отца Антонина. В 1899 г. участок переведен на наследников — племянников Антонина и вслед за тем, от их имени, оформлен акт дарения на имя председателя ИППО — великого князя Сергия Александровича. В соответствии с завещанием о. Антонина находился в пожизненном владении его воспитанницы и духовной дочери С.К. Апостолиди. «До сих пор, — писал в 1959 г. архимандрит Никодим, — дом, где жила Апостолиди, сохранил наименование "дом Софьи-Гречанки"».

9. Участок Аль-Уара в селении Айн-Карем, в соседстве с предыдущим. Приобретен архимандритом Антонином в 1890 г. на имя матери, М.Г. Капустиной. В 1891 г. переведен, как и предыдущий, на имя самого Антонина, окружившего оба участка единой каменой стеной и завещавшего их в 1894 г. в пожизненное пользование С.К. Апостолиди. В 1899 г. переведен на имя председателя ИППО — великого князя Сергия Александровича.

10. Участок Дахра в селении Бет-Джала (ныне в черте г. Вифлеема), площадью 13177 кв.м, с двухэтажными зданиями Женской учительской семинарии ИППО и образцового двухклассного училища при ней и отдельным зданием амбулатории. Приобретен в 1866 г. В 1886 г. передан архимандритом Антонином, вместе со школой, в дар ИППО. В 1896 г. переведен на имя Российского правительства. После 1917 г. — в ведении Русской Православной Церкви за рубежом. В 1978 г. продан муниципальным властям г. Вифлеема.

11. Участок без названия в селении Бет-Джала, с домом архимандрита Антонина. Приобретен в 1869 г. монахиней Магдалиной (Эберн), которая по завещанию оставила его архимандриту Антонину. Позже слился в одно владение с предыдущим участком.

12. Участок, известный под именем «Рас-Она», на вершине горы с тем же названием, по соседству с селением Бет-Джала. Приют для паломников и каменная ограда на сухой кладке. Приобретен архимандритом Антонином в 1873 г. В 1900 г. генеральный консул А.Г. Яковлев совершил размен части земли с Иерусалимской Патриархией, с целью сделать владение более компактным. В октябре 1901 г. участок переведен от имени наследников о. Антонина на имя председателя ИППО — великого князя Сергия Александровича. Приют для паломников построен архимандритом Леонидом в 1907 г.

13. Участок с Мамврийским дубом, в г. Хевроне, в местности, именуемой по арабски Хирбет аз-Зибта, сложившийся из 12 разновременных земельных приобретений архимандрита Антонина в1868-1889 гг. Первое богослужение — 22 мая 1872 г. Вошел в состав вакуфа в 1889 г. На участке находится двухэтажный дом для приема паломников, построенный Антонином в 1874 г., сторожевая башня на верхней точке холма (1890 г.) и храм во имя Святых Праотцев с приделом Святой Троицы, воздвигнутый архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1907-1914 гг. (освящен в 1925 г.).

14. Участок Баляд-ен-Насара (или Хирбет уль-Насара), что значит в переводе «христианское селение», в г. Хевроне, в северной части города. Приобретен по частям архимандритом Антонином с помощью и на имя хевронского арабского шейха Ибрагима Хаммури в 1880 гг. (первое упоминание в дневнике Антонина от 26 февраля 1881 г.). Использовался как масличная плантация. Всего на участок, суммарной площадью 265000 кв.м, имеется 34 купчие крепости. В 1886 г. владелец предполагал передать права на участок Православному Палестинскому обществу. После смерти о. Антонина (в 1894 г.) и И. Хаммури (в 1896 г.) дело о наследстве было передано в Хевронский суд и решено (в 1905 г.) в пользу Русской духовной миссии.

15. Участок Бет-уль-Хараб при въезде в селение Аната, к северо-востоку от Иерусалима. Каменная на извести ограда вокруг всего участка. Приобретен в 1879 г. архимандритом Антонином на имя Я.Е. Халеби. В июне 1899 г. переписан на имя председателя ИППО — великого князя Сергия Александровича. На участке были обнаружены остатки древнего христианского храма, связанного предположительно с памятью пророка Иеремии (его родиной считается Аната — древний Анафоф).

16. Участок Хакурет уль-Бурдж («сад у башни») в г. Иерихоне («Иерихонская Москобия») объединил четыре разновременно приобретенных участков — один из вакуфных участков Антонина. Площадь — 15127,63 кв.м.

17. «Дом над сводами» (Аль-Якуд, т.е. «аркады») и земельный участок в г. Тивериаде (ныне Тиверия), на берегу Геннисаретского озера, рядом с греческим православным монастырем, площадью 864 кв.м. Приобретен архимандритом Антонином в 1879 г. Выразительное здание из черного базальта, с башней-кельей, повторяющей архитектуру угловой башни соседнего греческого Никольского монастыря, является одной из достопримечательностей современной Тиверии.

18. Участок под названием «Дарбатин Дабита» («Яффский сад»), в урочище Абу-Кабир, на окраине г. Яффы (совр. Тель-Авив). Приобретен архимандритом Антонином в 1868 г., в 1889 г. вошел в состав вакуфа. На участке находятся храм во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы (заложен в октябре 1888 г. в присутствии председателя ИППО великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны, освящен 16 января 1894 г.), часовня с гробницей Тавифы и девять каменных зданий, из которых три служили приютом для паломников. Каменная ограда вокруг всего участка. Общая площадь — 33750,87 кв.м.

***

[*] Каталог подготовлен на основании: Лисовой Н.Н., Платонова З.И., Савушкин В.А. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле // Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 3 тт. М., 2015. Т. 1. С. 751-768.     

Примечания

1. Лисовой Н.Н., Платонова З.И., Савушкин В.А. Сводный каталог русских недвижимостей на Святой земле // Россия на Святой земле. Документы и материалы: В 3 т.  /  Сост., вступит. статья, коммент. и общая ред. Н.Н. Лисового. Т. 1. М., 2015. С. 751-768.

2. Церкви иконы Казанской Божией Матери в Горнем (1880-1883), Вознесения в Русском монастыре на Елеоне (1882-1886) и Апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе (1888-1893).

3. Хитрово В.Н. Памяти архимандрита Антонина. Речь на годовом общем собрании Императорского православного палестинского общества 21 мая 1894 г. // Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции  /  Сост., коммент., вступит. статья Р.Б. Бутовой. М., 2010. С. 446.

4. Драгоман — официальная должность переводчика и посредника между ближневосточными и азиатскими державами и европейскими дипломатическими и торговыми представительствами. Должность предполагала как переводческие, так и дипломатические функции.

5. Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 283-284. 

6. Киприан (Керн), архим. Отец Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). М., 2005. С. 89-132.

7. Παπουλίδης Κ. Κ. ‘Ο ‘Ελληνικος Κοσμος του Αντωνίνου Καπούστιν (1817-1894). Σσ. 56-57, 93.

8. Антонин (Капустин), архим. В Румелию. С. 21.

9. См., напр.: Αρχιμανδρίτου Αντωνίνου Καπούστιν. Υπόμνημα περί ανασκαφών γενομένων εν διαστήματι ετών 1852-1856 εν τή Εκκλησία Νικόδημος εις Αθήνας // Εφημερίς Αρχαιολογική. 1856. Φυλ. 43. Σσ. 1449-1456.

10. Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 452.

11. См. подготовленные Р.Б. Бутовой работы и публикации: Пономарев С.И. Памяти отца архимандрита Антонина. 1. Хронологический список сочинений и переводов его. 2. Статьи о нем // Богословские труды. Сб. 36. Русская духовная миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы. М., 2001. С. 239-251; Библиография трудов архимандрита Антонина // Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 480-495. 

12. Антонин (Капустин), архим. Христианские древности Греции. О древних церквах города Афин // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. II. С. 31.

13. Васильевский В.Г. // Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. 1. С. 630.

14. Антонин (Капустин), архим. Вифиния // Христианское чтение. СПб., 1863. Ч. 1. Март. С. 422-460; Ч. 2. Май. С. 67-124; Июнь. С. 229-269; Август. С. 493-525.

15. Антонин (Капустин), архим. Поездка в Румелию. (Летом 1865 г.) Т. 1: В Румелию. СПб., 1879; Там же. Из Румелии. СПб., 1886.

16. Дмитриевский А.А. Наши коллекционеры рукописей и старопечатных книг профессор В. И. Григорович, епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин)  /  Публ. с коммент. Ф.Б. Полякова и Б.Л. Фонкича // Byzantinorussica. 1994. Т. 1. С. 165-197.

17. Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы. Киев, 1864.

18. Дмитриевский А.А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890. С. 5.

19. Лисовой Н.Н. Архимандрит Антонин (Капустин) — исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника) // Церковь в истории России. С. 197-207.

20. Фонкич Б.Л. Антонин (Капустин) как собиратель греческих рукописей // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368-379; Лисовой Н.Н. Архимандрит Антонин (Капустин) — исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника) // Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 197-225.

21. Акты Русского на Св. Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873.

22. Пономарев С.И. Памяти отца архимандрита Антонина. (Хронологический список сочинений и переводов его) // Труды КДА. 1894. Т. 3. С. 636–652.

23. Помяловский И.В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному палестинскому обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной миссии в Иерусалиме. СПб., 1886. (Палестина и Синай. Вып. 2.)

24. Гурулева В.В. Архимандрит Антонин как нумизмат // Государственный Эрмитаж. Нумизматический сборник 1998. К 80-летию В.М. Потина. СПб., 1998. С. 235-243; Она же. Русские коллекционеры памятников нумизматики на Православном Востоке. (Вторая половина XIX — начало XX века) // Пилигримы. Историко-культурная роль паломничества. К XX Международному конгрессу византинистов 1991 г.  /  Под ред. В.Н. Залесской. СПб., 2001. С. 165-178.

25. Антонин (Капустин), архим. Автобиографическая записка // Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1889. Т. 1. С. 627.

В записке для «Словаря русских писателей» С.А. Венгерова отец Антонин (Капустин) говорил о себе так: «Родился я 12 августа 1817 года, в воскресный день утром. Родина моя: село Батурино, Пермской губернии, Шадринского уезда, в Зауралье; от чего считал и считаю себя сибиряком»/25/. Андрей Капустин окончил Далматовское духовное училище (1825-1830), затем учился в Пермской (1830-1836) и Екатеринославской семинариях (1836-1839). В последней по настоянию дяди, ректора семинарии, — архимандрита (позже епископа) Ионы (Капустина) молодому человеку пришлось повторить курс последнего года богословского класса. Он поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1843 г. 

В академические годы формируются будущие интересы Капустина к древностям Византии и Востока. По окончании КДА он был оставлен в ней бакалавром немецкого, а позже греческого языков. Преподавал на кафедрах нравственного богословия, библейской герменевтики и сравнительного богословия. В эти же годы начинает публиковать оригинальные и переводные статьи в журнале «Воскресное чтение», занимается исправлением русского перевода бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна.

7 ноября 1845 г. Андрей Капустин в Киево-Печерской лавре пострижен митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) в монашество с именем Антонин, в честь мученика Антонина Анкирского.

Ритта Бутова, Николай Лисовой