ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Трое вас, много нас, помилуй нас! Нижегородцы-члены ИППО паломничали на Афон. А.А. Корнилов

Трое вас, много нас, помилуй нас!
Нижегородцы-члены ИППО паломничали на Афон

С 1 по 8 марта 2009 года, на первой седмице Великого поста, председатель Нижегородского отделения ИППО Олег Колобов и секретарь отделения Александр Корнилов паломничали на Святую Гору Афон.

Господи, благослови! Вторая наша поездка на Афон. На этот раз после долгих искушений нам выпал маршрут Москва-Салоники-Уранополис. Каликратию, как было в прошлый раз, миновали. 1 марта вечером заговлялись в Уранополисе. 2 марта на пароме прибыли в Дафни, где нас встречали. Разместились в одном из гостеприимных афонских монастырей.


Святая гора Афон, покрытая льдами


Афонское побережье

Хроника паломничества

2 марта (Чистый понедельник). Строгий пост, сухоед, точнее для монахов никакой еды, только вода для тех, кто очень тяжело переносит испытание плоти. Немножко пьем воду, немножко сухариков. В 17.00 вечерня. В 20.00 – великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского. Трогающее всю глубину души монашеское пение ирмосов и кондаков Великого канона. «Согрешихом, беззаконовахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже». Под пение «Тебе Бога хвалим» завершается служба, затем Трисвятое и монастырский чин прощения, когда чувствуешь, что даже если разлучится союз души и тела, ты попросил прощения от всего сердца. Настоятель благословил всю братию и паломников на достойное прохождение Великой Четыредесятницы с тем, чтобы встретить Святую Пасху подобающе.

3 марта (вторник). В 5 часов утра по греческому времени началась длительная, примерно пятичасовая служба, вмещавшая полунощницу, часы, изобразительны, утреню. Земные поклоны молитвы святого Ефрема Сирина. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Трапезы никакой, дозволяется паломникам водички и сухариков. Слава Богу, что привел нас в эту обитель помолиться суровой и чистой монастырской молитвой!


Вид на греческий монастырь Кcиропотам

Отдохнув после службы, мы нижегородцы дерзаем пойти в греческий монастырь Ксиропотам. Туда нас довозят добрые русские монахи. Пешком идем около 2 км, приходим в монастырь. Все закрыто, службы закончилась, но, узнав, что мы русские паломники, греческий вратарь зовет монаха. Тот, кланяясь, провождает нас до храма, открывает храм. Затем – о чудо! – ведет нас в алтарь и предлагает мощевик для поклонения. В мощевике – часть Креста Господня Голгофского, часть мощей одного из Сорока мучеников Севастийских и частица мощей святого Модеста Иерусалимского. Совершаем земные поклоны и с благоговением прикладываемся к святыням. После храма монах приглашает нас в архондарик и предлагает испить свежей воды и фруктов. Благодарим странноприимного монаха и идем обратно пешком до места нашего монастыря.

Поднимаемся и спускаемся по горным дорогам, которые петляют то вверх то вниз. Красота вокруг необычная, необычная, вроде и нерусская, но своя, родная, потому что Божия! Слева горы, справа живописный вид на море. Необычная, непередаваемая афонская тишина. Идем, тихо обсуждаем церковные и даже государственные проблемы России. Нас историков-международников уже не исправишь.


Монастырь Симонопетра

Вечером пешком ходили в монастырь Симонос Петрас. Туда в основном поднимались в горы, обратно спускались. Километров пятнадцать туда-обратно прошли. Пришли в монастырь. Поют греки. Мощно, уверенно. Бога славят на два хора, стоящие друг против друга. Помолились мы, приложились к иконам и обратно.

4 марта (среда). Первая Литургия Преждеосвященных Даров. Как забыть коленопреклоненное пение «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»! Да, конечно, не выдерживаем, засыпаем в стасидиях. Но, воспряни, душе, читается Слово Божие. На ектении во время прошения «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу» монахи поют «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Первый постный обед, все без масла. На трапезе читалось поучение святых отец о молитве.


Знаменитые афонские коты ждут свою трапезу

Интересно, как ведут себя прирученные животные. К обеду у кухни собираются во множестве знаменитые афонские коты. Терпеливо ожидая, они знают, что получат свою трапезу. А во время вечерней службы монастырский пес – уж очень он добрый — ложится у двери храма, будто для того, чтобы послушать пение и чтение.


Члены Нижегородского отделения ИППО
Александр Корнилов (слева, секретарь) и Олег Колобов (председатель)
в Карее, столице монашеской республики Афон


Монастырь Иверской Божией Матери

После краткого сна отправились на машинах, с группой других паломников, в столицу Афона Карею. В Карее поклонились камню, на котором в средние века рыцари-крестоносцы казнили афонских монахов. Приехали в монастырь Иверской Божией Матери. Икона эта – живая. Это живой образ Богородицы. Она ждет, Она слышит, Она живая — что еще сказать? Оклад иконы усыпан-увешан благодарностями паломников – монетами, драгоценностями, колечками. Посетили источник на месте приезда Божией Матери на Афон. Сюда Владычица вступила на афонскую землю, чтоб основать здесь Удел.


Великая Лавра Афанасия Афонского.
Кедр, который вырастил еще сам преподобный Афанасий

Приехали на источник преп. Афанасия Афонского, где многие из нас купались. По преданию на этом месте святому Афанасию явилась Сама Божия Матерь. И повелела строить монастырь (Великую Лавру), а он тогда сильно унывал. Афанасий спросил: «А что ты здесь делаешь, женщина? Ведь женщинам запрещен вход на Афон. Она же ответила: «Я – Божия Матерь». «Не верю»,— сказал преподобный Афанасий. Тогда Пречистая Дева дала ему металлический посох и велела ударить в камни у подножия небольшой горы. Святой ударил посохом, камни расступились, и оттуда забил источник чистой воды. Ужасаясь такому явлению и радуясь такому посещению небесному, святой Афанасий отправился на место, где ныне стоит Великая Лавра, им основанная. Мы были в Лавре в тот же день, поклонились мощам святого Афанасия и видели тот самый металлический посох, который стоит прямо у мощей св. Афанасия.

Поклонились мощам преп. Афанасия Афонского. Молились о всех своих родных, о друзьях. Просили избавления от зол и напастей, просили помощи, еже выдержать тяготы жизни сей.

Вечером читали канон св. Андрея Критского, вновь трогающий каждую душу чин прощения. «Прости меня Христа ради». «Бог простит. И ты меня прости».

5 марта (четверг). С утра, а точнее с ночи, когда мы поднялись на службу, подул шквальный ветер с Африки. На море разгулялись «беляки», зарядил проливной дождь. Еще накануне мы решили идти пешком в Свято-Пантелеимонов монастырь. Но утром, проходя на службу в храм, я начал малодушествовать, идти ли в такой шторм. Как бы с дороги не снесло ветром. Но мой спутник, председатель отделения, а самое главное – раб Божий Олег, человек волевой, сказал: «Нет, пойдем». Его решимость вдохновила меня грешного, немощного. И мы не пожалели, что пошли. Оделись потеплее. Еще только светало, в 7 часов утра отправились, покинув с ведома настоятеля службу.


Пантелеимонов монастырь

Идти в Агиос Пантелеимонос надо было через Дафни. Общее время хождения заняло полтора часа или час сорок. Ветер был южный, теплый, но дождь промочил нас насквозь. Извилистыми горными дорогами достигли Дафнии, афонскую пристань, затем поднялись по той дороге, что ведет в Ксиропотам. На одном из поворотов дороги есть тропа, ведущая вниз. По этой тропе вот уже десятки лет ходят монахи и паломники. Эта тропа ведет в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. На эту тропу мы и «нырнули» под свистящий ветер и проливной дождь. Тропа каменистая, окруженная мокрыми от дождя кустами, местами глинистая. Камни эти не природные. Это монахи годами выкладывали дорожку, таскали на себе камни. Боже, упокой души верных рабов твоих, подвизавшихся в монашестве усердно! По этой тропе ходил и преподобный Силуан Афонский (греки зовут его Силуан Русский). Дошли до пределов монастыря. Вся дорога там расхлябилась, и мы там не шли, а скорее волочили ноги или ехали по грязи, кому как нравится.

Пришли в Русский монастырь. Еще шла служба. Монахов в монастыре около 70–80. После службы приложились к иконам Божией Матери и святого чудотворца Пантелеимона. Видели о. Николая Генералова, который раньше служил на скиту Ксилургу. Помолились о своих и о внешних. А затем вновь произошло чудо. К О. А. Колобову подошел монастырский историк и экскурсовод, доктор технических наук, «ходячая энциклопедия», о. Алипий. Он пригласил нас присоединиться к группе паломников, для которых через минуту начиналась экскурсия и вход в верхний храм для поклонения святым мощам. Оказалось, о. Алипий вспомнил О. А. Колобова по поездке 2006 года и решил пригласить его и меня в группу. Чудо-то вот в чем: ну вспомнил он, но мог и не пригласить!

Мы с радостью согласились и из храма святого Пантелеимона, где завершилась служба, пошли в верхнюю соборную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Перед входом в церковь о. Алипий рассказал нам, почему русские монахи на Афоне почитают святителя Митрофана Воронежского, его же именем назван еще один храм Русского монастыря. По словам о. Алипия, святитель Митрофан (+ 1703 г.) известен не только молитвенным подвигом, чудотворениями и поддержкой строительства флота Петра Первого. Святитель почитается как молитвенник за русских афонитов. Доказано, что за молитвы святителя русские монахи на Афоне преодолевают многие искушения, выживают. Известно также, что епископ Митрофан вел обширную переписку с Афоном.

У входа в верхний (Покровский) храм висит большая икона преп. Силуана с надписью на свитке: «О, братья мои, припадаю я на колени и молю вас: веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, в котором все небеса видят землю и слышат наши молитвы и приносят их Богу». О. Алипий сказал, что преподобного знают во всем мире, на всех континентах, что такие святые рождаются раз в 200 лет, что преп. Силуан почитается греками наравне с преподобным Серафимом Саровским.

Затем о. Алипий провел нас в помещение, где хранятся мощи разных святых. Поклонились и приложились к мощам святого евангелиста Луки, к главе преподобного Силуана. Там же была и частица святого Давида Гареджийского. Здесь о. Алипий подробно передал историю с паломничеством св. Давида во Иерусалим. Преподобный Давид, один из основателей грузинского монашества, пришел в Святой Град. С горы Масличной он посмотрел на город, сделал земной поклон и сказал: «Господи, недостоин я войти в Святой Град». Взял три камешка в память о Иерусалиме и отправился восвояси, в землю Иверийскую. В этот же момент Ангел Господень явился тогдашнему Патриарху Иерусалимскому и глаголет: «Сейчас от Иерусалима уходит святой муж именем Давид. Пойди и останови его немедленно, иначе благодать будет взята от города». Патриарх, ужаснувшись, тотчас послал людей своих найти и уговорить св. Давида войти во Иерусалим. Эти люди на конях догнали святого и просили, умоляли его на коленях вернуться. «Откуда Патриарх знает мое имя, я с ним никогда не встречался?»,— удивлялся преподобный. Он возвратился, вошел во Иерусалим, пришел к Патриарху. Патриарх попросил: «Дай мне, Давид благодати, которая у тебя есть». «Но у меня ничего нет,— ответил Давид Гареджийский.— Только три камешка». После беседы с Патриархом святой дал ему два камешка, а один унес с собой. Спаси нас, Господи, яко оскуде преподобный — где же найти сегодня такое смирение? С благоговением приложились мы к частице мощей святого Давида и помолились ему.

О. Алипий много рассказывал о строительстве храмов в Пантелеимоновом монастыре. Вдохновенно он передал рассказ об иконе святого Александра Невского, иже висит на иконостасе Свято-Александро-Невского придела. Икона сия принадлежала убиенному императору Александру Второму, находилась у него в кабинете. Он всегда брал икону с собой, егда выезжал из Петербурга. После трагических событий 1 марта 1881 г. икона оказалась у императора Александра III. Зная, что на Афоне в Русском монастыре придел Покровского храма будет освящен в честь святого князя Александра, император подарил икону отца в монастырь.

Полные впечатлений от увиденного и услышанного, мы, промокшие поднимались по той самой монашеской тропе, обратно до дороги на Ксиропотам. Вспоминали преп. Давида, святых, чьим мощам поклонились. Дождь почти перестал идти. Незаметно одежда наша просохла, мы даже не заметили. Когда поднялись на верх горы, мы «высохли»!

6 марта (пятница). На море опять «беляки», дует шквальный ветер.

Сегодня исповедались и причастились Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, за что благодарим Господа. Теперь мы знаем, что такое монастырские службы 1-й седмицы Великого поста на Афоне. Так молились 1000 лет тому назад, в прошлом веке и ныне. Хоть и недостойно мы предстояли на молитве, но видели, как молились монахи. Как тяжело, с точки зрения мирской, светской, нашим молодым ребятам, избравшим путь иночества, путь иной, преодолевать хотя бы физические, видимые постороннему испытания. А что уж говорить об испытаниях духовных: они сильнее во много крат! Но, значит, есть что-то такое, что влечет к иноческому образу жизни. Это духовные радости, о которых говорит преп. Серафим Саровский.

Сила живой монашеской традиции

Пребывая на Афоне, мы встречались с разными людьми, беседовали с монахами, послушниками, паломниками. Афон живет молитвой. Небеса слышат молитвы и приносят их Богу, как об этом глаголет преподобный Силуан. Мы, конечно, задавались вопросом о русском присутствии на Афоне, растет оно или убывает или остается примерно одинаковым. Мы задавали вопрос: а что хорошо, много русских или мало? И кому хорошо? Такие человеческие рассуждения, угодны ли они Богу?

Конечно, греки внимательно следят за русским присутствием на Афоне. Но относятся по-разному. Кто-то, может быть, считает, высчитывает, сколько русских монахов подвизается там и сям. Но для православной жизни в России будет полезным возрастание числа наших монахов на Афоне. Не для того, чтобы мы опять кого-то перегнали, не для имперской политики. В греческих монастырях наши монахи воспринимают живую традицию, афонский дух, афонское отношение к ближнему. Возвращаясь в Россию, наши монахи смогут передать традиции настоящего монастырского устава, живой евангельский дух. Больше любви, чем сурового закона, должно иметь к ближнему, особенно к начинающим христианам. Любящей матерью, нежели строгим отцом надо быть по отношению к людям. Об этом говорили монахи-собеседники наши. В Греции издается множество книг об афонской богоугодной жизни, которые было бы полезно перевести на русский язык. Это тоже часть афонского духа. И тогда в России усилится восприятие Православия в духе святых отец, в духе Святаго Евангелия.

Будучи оба международниками, мы с О. А. Колобовым понимаем, что тесное духовное общение между Грецией и Россией содействует и политическим отношениям, развитию связей в области образования, науки и культуры, в области обороны, а не только «шуб-турам». Греки и русские – народы одной православной культуры. Греция, испытывающая проблемы со стороны некоторых соседей, должна знать, что православная Россия окажет ей помощь. И Кипр защитит. Не нападет, но защитит.

Число русских монахов на Афоне возрастает. В каждом греческом монастыре подвизается от 1 до 5 русских монахов. Некоторые из наших иноков дерзают поднимать из руин греческие или бывшие русские кельи и скиты. А ведь каких-то 15–20 лет назад Афон казался обреченным.

В 1966 году в Нью-Йорке замечательный русский публицист, эмигрант второй «волны», Анатолий Даров опубликовал книгу под названием «Берег «Нет человека». Афон современный и вечный». В своих очерках А. Даров живописно описал свое паломничество по афонским монастырям 1964 года. Русский человек не может читать книгу Дарова спокойно. А. Даров сообщал, что на Афоне осталось три русских «островка». В Андреевском скиту, что в Карее, — настоятель архимандрит Михаил и несколько 80-летних монахов. В Свято-Ильинском скиту, где когда-то подвизался преподобный Паисий Величковский, — настоятель игумен Николай с такой же малочисленной братией, также старой по возрасту. В Свято-Пантелеимоновом монастыре – настоятель архимандрит Илия. «Трое вас, только трое вас. – пишет в 1966 г. с горечью А. Даров. – Может быть, последние русские игумены – слуги великой афонской Игуменьи».

Вот, А. Даров остается один в огромном зале приемов, на втором этаже главного корпуса Свято-Пантелеимонова монастыря. «Портреты русских царей и князей церкви, картины, репродукции, иконы, свечи, свечи. Стою перед многоликим и многомиллионным русским народным богатством, словно заключенным здесь в тюрьме. Почти удушливый запах старины. Столы, покрытые скатертями, видно, давно не видели ничего застольного. Нет, здесь чего-то нет! – Здесь чего-то давно не было. Здесь не было живой и грешной современной России, с ее бедами и победами и непобедимым православием»,— восклицает А. Даров.

В те годы настоятель Ильинского скита о. Николай письменно обращался «ко всем православным русским людям, в рассеянии сущим» со смиренными словами: «В настоящее время Святая гора переживает великие бедствия. Беда наша в том, что после первой мировой войны прекратился доступ на Афон иноков, и теперь мы имеем великое оскудение в людях…Калики и каливы остаются пустыми и по мере вымирания монахов отходят, как выморочное имущество, в чужие руки, и разрушаются».

Благодаря этим последним монахам еще удалось сохранить последние крупицы русского присутствия. И вот не оставил до конца Бог русских иноков. Как раз в 1966 г. из Псково-Печерской обители на Афон командируется иеромонах Ипполит (Халин). Он попал в число первых 5 монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило-таки Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из СССР. Затем потихоньку приезжали на Афон и другие монахи. Одни оставались надолго, как, например, о. Николай Генералов, другие через какой-то срок выезжали обратно, как, например, духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий. По словам схиигумена Илия, тогда, в 1966 г., эти пять монахов «просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало, и монастырь уже мог перейти к грекам». Так собственно и случилось со Свято-Андреевским скитом и Свято-Ильинским скитом. А Пантелеимонов монастырь остался за русским монахами, ныне это один из 20 крупнейших монастырей Святой Горы. Период, когда приехавшие монахи возобновили оскудевающее русское монашество, период середины 1960-х годов вплоть до начала 1990-х, остается неизученным, но он не менее интересен, чем период, например, XIX века.

В 2009 году на Афоне подвизаются уже десятки русских монахов. Каждый месяц приезжают десятки паломников из России, Беларуси, Украины, других стран СНГ, дальнего русского зарубежья. В 1960-е годы настоятель Ильинского скита о. Николай рассуждал: «Вот Толстой, хоть и отлученный был грешник, а хорошо писал. Как это у него – тут некоторым ученым монахам это глупостью кажется, а мне нравится – «Трое нас, трое вас, помилуй нас!» — и точка. Так и нас тут трое: Илиан да Михаил да я. И все мы родные и все мы разные!» А сейчас на Афоне не три и даже не тридцать монахов, а много. Да возрадуется душа наша о Господе, да скажем простой молитвой Святой Троице: «Трое вас, много нас, помилуй нас!»

…В Салоники мы вернулись, будто спустились с гор. Резкий контраст. Суровая аскеза Святого Афона сменилась мирской суетой европейского города. Православная Греция обернулась и другой, светской стороной. Мы посетили храм великомученика Димитрия Солунского, приложились к мощам святого, помолились. 8 марта там служил Патриарх Константинопольский Варфоломей. Приехали высшие государственные руководители Греции. На улицах усиленные наряды полиции, почетный караул солдат у самого храма. Но Афон пел в нашей душе – Афон, может быть, самый мощный оплот Православия на земле, оплот религиозной чистоты, молитвы за весь мир. Афон-то миру, ох, как нужен!