ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Страницы жизни и творчества Ильи Репина. В.М. Кустов

Страницы жизни и творчества Ильи Репина

К 75-летию со дня кончины

Каждая картина Репина – это ведь целая проповедь.
Л. Н. Толстой

29 сентября 2005 года исполнилось 75 лет со дня смерти великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Репин, пожалуй, один из наиболее известных русских художников, но, к сожалению остается малоизвестным не только большая часть его творчества, но и его жизненный путь — 86 лет его жизни, которые он возрастал ко Христу.

Репин, как и многие из числа русской интеллигенции того времени, испытал на себе демократические влияния, но, будучи более тружеником, чем политиком, он имел обо всем свое суждение, в то же время как таковой политикой он не занимался. Тем более октябрьский переворот и закрытие финской границы в 1918 году, сделавшее его поневоле эмигрантом, заставили многое переосмыслить и отказаться от прежних заблуждений. Он, в полную меру не покладая рук, отдавал себя труду, отрабатывая и преумножая свой талант, богоданный ему дар, и этим свидетельствовал об истине. Так же, как дерево познается по плодам, так и творчество Репина тому яркий свидетель.

Репин прожил долгую жизнь, наполненную богатым творческим наследием. В его творчестве преобладало три темы.

Первая тема — историческая. На его картинах запечатлены трагические и важные моменты истории нашего Отечества. В ряду этих картин стоят „Иван Грозный убивает своего сына“, „Царевна Софья в заточенье в Новодевичьем монастыре“, „Клич Минина Нижнему Новгороду“, „Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром“. Среди исторических тем, над которыми он работал до конца своих дней – это тема, связанная с казачеством. Уже в Куокколе (Репино) им были написаны две картины „Гопак“ и „Черноморская вольница“. Надо сказать, что Репин не только досконально изучил историю запорожского казачества, как об этом свидетельствовал известный историк казачества Д. И. Яворницкий, но и все исторические темы, которых касался художник. Он тщательно исследовал все доступные исторические источники, рассказывающие об этой эпохе, знакомился с предметами быта данного исторического периода, выезжал и наглядно знакомился с теми местами, где происходили исторические события.

Репин живописал реалистично без прикрас русскую жизнь и тем самым оставил нам ценные исторические свидетельства, среди которых галерея портретов его выдающихся современников, как выдающихся деятелей культуры науки, так и политических деятелей. Среди них Менделеев, Пирогов, Толстой, юрист Кони, Столыпин, Витте, портрет последнего российского императора Николая II. Художник запечатлел венчание Николая II с великой княжной Александрой Федоровной и посещение ими одной из больниц Петербурга, а также заседание Государственного совета.

Вторая значимая тема, которая  прошла через все творчество Ильи Ефимовича — это религиозная живопись.

Пасхальный художник

Репина можно назвать пасхальным художником, так как среди его религиозного творчества на библейские и евангельские сюжеты преобладают события, связанные с последними днями земной жизни Христа. На протяжении своего творчества, включая последние годы, он не раз избирал сюжетами своих картин Голгофу и Воскресение. Именно здесь лежат истоки его творчества.

Об этом поведал сам художник в своих воспоминаниях. В доме всегда были святые образа и картинки на религиозные сюжеты. Одна из них, которая особенно нравилась маленькому Илье, изображала Христа в терновом венце. Мать Репина отличалась религиозностью и принимала в доме странников, которые рассказывали о своих паломничествах, а по вечерам они все собирались и вслух читали жития святых. Под их влиянием у него зародилось живое религиозное чувство. Он уходил на огород и здесь, глядя на небо, изливал перед Богом свои детские молитвы. Просил у Бога, чтобы ему сделаться святым.

Мать Репина хорошо знала не только жития святых, но и много из поучений святых отцов. Не раз она с маленьким Ильей совершала паломничества в Кочетов за семь верст, где была явленная Чудотворная икона, которую носили на колодец. А по дороге она делилась с ним своим духовным опытом. Как вспоминает сам Репин:

„Маменька очень хорошо понимала живопись и отлично знала всю церковную службу. И не раз меня журила, когда я, разинув рот, заглядывался на большие росписи на стенах церкви“.

Был он знаком и с другим духовным опытом, так как бабушка по линии отца была крепкой староверкой. И он даже посещал близлежащий женский староверский монастырь. Была в городе Чугуеве в Харьковской губернии, где родился Репин, и своя святыня – Владимирская Чугуевская икона Божьей Матери, которая первоначально находилась в древнем монастыре.

Рисовать Репин начал в шестилетнем возрасте, когда ему впервые подарили акварельные краски. Позже, в двенадцать лет, талантливого мальчика определили учиться к местному живописцу Бунакову. Одна из первых его серьезных работ того периода – копия иконы святого Александра Невского. К пятнадцати годам он становится самостоятельным мастером-иконописцем. Вместе с артелью местных живописцев Репин ходил по округе, расписывал церкви, писал отдельные заказные иконы. В семнадцать лет он сделал большую роспись на всю стену – „Христос на Голгофе“.

Единственными сохранившимися иконописными работами Репина раннего периода являются образа святых апостолов и евангелистов Марка и Иоанна, но выполнены они уже в годы его учебы в Академии художеств. Эти иконы предназначались для иконостаса сельской церкви в Харьковской губернии. Сейчас они находятся в собрании Харьковского художественного музея.


Воскрешение дочери Иаира. И. Е. Репин

Затем были годы учебы в Санкт-Петербургской академии художеств, куда Репин поступил в 1863 г. Его выпускной работой, за которую художник получил большую золотую медаль, была картина „Воскрешение дочери Иаира“. Эта картина настолько поразила экзаменационную комиссию, что, несмотря на то, что работа не была полностью закончена, она была удостоена высшей награды.

Уже будучи известным художником, Репин выполнял иконописные работы. Им были написаны иконы для церкви в его Витебском имении Здравнево,  иконы для иконостаса церкви в Абрамцево: образа Спаса Нерукотворного и святых Веры, Надежды, Любови.

В своем творчестве Репин также обращается к современной духовной жизни. В 1877 году пишет картину „Протодиакон“. В мае 1881 года он отдыхает близ монастыря в Хотьково, где находятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского — святых Кирилла и Марии. Живописная местность с водопадами служила источником вдохновения. Здесь у него родилось намерение съездить в Курск, куда он отправился в начале июня, чтобы увидеть известный крестный ход с иконой Божьей Матери „Знамение“ и сделать зарисовки с натуры. Этой теме художник посвятил несколько работ – „Крестный ход. Явленная икона“, „Крестный ход в дубовом лесу“, „Крестный ход в Курской губернии“.

Святитель Николай в жизни и творчестве Репина

В доме художника на Карельском перешейке в Куоккола (Репино) в его усадьбе „Пенаты“ наряду с другими иконами был и образ Николая Чудотворца, который связан с жизнью и творчеством художника.

В своем творчестве к образу Святителя Репин обратился в  1886–1890 гг. В 1886 году он заехал к себе  на родину на Харьковщину к  двоюродной сестре по отцу Эмилии Борисовой (в монашестве Олимпиада), которая была монахиней в Никольском монастыре. Илья Ефимович любил и уважал свою сестру. После  революции посылал из Финляндии ей денежные переводы. В свой приезд он сделал портрет сестры в Никольской пустыни.

Верхо-Харьковский Николаевский монастырь в Харьковском уезде находится при верховье реки Харькова в 35 верстах от одноименного города, на границе Харьковской и Курской губерний. Основана обитель в 1845 году помещиками Степановыми в их имении Стрелечьем. Храмов в обители четыре: во имя Святителя Николая Чудотворца, Казанской иконы Божьей Матери, Собора Бесплотных Сил и кладбищенский – во имя преподобной Емилии.

Игуменья Никольского монастыря через монахиню Олимпиаду обратилась  к художнику с просьбой написать  картину: „Николай Мирликийский, останавливающий казнь“ и образ св. Николая для церкви. Художник начал работать над этой темой. Он пишет письмо Стасову, в котором просит его подобрать и прислать материал о Николае Чудотворце, который ему нужен для работы над картиной и образом для женского монастыря на его родине.


Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. И. Е. Репин

Итогом этой работы явилось три картины: „Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных“ (1888 год, находится в Русском музее Санкт-Петербурга) и две, написанные в 1890 году, – одна находится в Киевском музее, другая – в Харьковской картинной галерее. Последняя картина находилась в Верхне-Харьковском Николаевском монастыре в с. Стрелечьем Харьковской губернии, поступила от И. Е. Репина в 1890 – 1892 гг., а в 1935 г. поступила в музей из Липзевского райисполкома Харьковской области. Был ли написан образ святителя Николая неизвестно. Скорее всего, художник выполнил и эту просьбу монастыря, но дальнейшая его судьба неизвестна, возможно, он погиб в годы лихолетья. При закрытии монастыря след его затерялся в мутной реке времени.

Видимо, Илья Ефимович угодил своим творчеством Святителю Николаю. Об этом свидетельствует  следующий случай из жизни его дочери.

Николай Чудотворец, помогай!

Вот что рассказала Вера Ильинична Репина – старшая дочь художника. В 1921 году открылась возможность выезда за границу, и при первом удобном случае она отправилась в Финляндию к отцу. Илья Ефимович был очень рад приезду дочери.

Многие стремились в усадьбу художника „Пенаты“ на традиционные „среды“. В одну из таких  „сред“ дочь художника поведала о чудесном случае, произошедшем с ней. Вера Ильинична, несмотря на тревожное время, после революции осталась в Петрограде и работала в одном из театров, так как была очень увлечена своей деятельностью. Во время нужды и голода ей пришлось продать несколько картин отца. Но хуже всего было холодной зимой 1920 года – театральных служащих мобилизовали на расчистку трамвайных путей, и она попала в их число. Стояла зимняя стужа, и Веру Ильиничну, непривычную к тяжелому физическому труду, это повергло в ужас. Она пошла хлопотать, чтобы ее  направили на другую работу. Всю дорогу она повторяла: „Николай Чудотворец, спаси меня! Спаси!..“ „И, представьте себе, спас“ – рассказывала она. От „снежной“ работы ее освободили и направили в одно из государственных учреждений дежурной. „А вскоре открылась возможность моего выезда, и вот я здесь“, – закончила рассказ Вера Ильинична.

Святая земля

В своем творчестве Репин неоднократно обращался к евангельским темам. Работа над ними не всегда удовлетворяла художника. И чтобы увидеть вживую те места, где ходил и проповедовал Христос, в 1898 году он отправляется на Святую землю. В Одессе в интервью одной из местных газет он говорит: „Я еду собирать материалы для давно задуманной картины „Искушение Христа““. В середине июня он отплывает из Одессы в Константинополь, а в конце месяца отправляется в Иерусалим. Своими впечатлениями Репин делится со знакомыми в письмах:

„На днях при луне мы прошлись мимо Дамасских ворот, вдоль стены Иерусалима спустились к Кедронскому потоку в Иосафатову долину до гробницы Авессалома. Всю дорогу говорили о важных вопросах духовной жизни человека. После поднялись в Гефсиманские ворота и прошли весь Иерусалим. Был в Хевроне, мало интересен. Вифлеем. Ночью с террасы монастыря над вертепом я не мог оторвать глаз от города. Побывал в поселке Горнем. Какое дивное местечко. Монашенки наши хохлушки сделали из него рай в малороссийском вкусе. Ездил к Мертвому морю,  Иордану. Останавливался на горе Искушения. Когда вечером я вышел на балкончик своей келейки, над бездонной пропастью, когда взглянул на Иерихон, на горы, на Мертвое море, на светлое голубое небо, усыпанное звездами, экстаз молитвы захватил дыхание. Так близко, так грандиозно я почувствовал Бога живого. Несколько раз возвращался в келью, но небо тянуло к себе. И я опять перед необъятным небосклоном и горящими звездами. Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия. Впечатления здесь так грандиозны и трогательны, что после этого все кажется мелко и ничтожно“.

В августе он вновь возвращается в Иерусалим:

„Всюду живая Библия. Как впечатлительно в 3 часа утра, еще при ярких звездах и блестящем серпе месяца, идти под стенами Иерусалима, спускаться к Гефсиманскому саду и встретить солнце на колокольне церкви Вознесения. Да во всем Иерусалиме есть что-то трогающее до слез. Этого во всем мире нет. Нет слов для выражения чувств. Иосафатова долина, Кедронский поток, гора Злого Совещания, Сион – от всех мест веет бессмертной думой“.


Несение креста.
И. Е. Репин. 1898 г. Холст, масло.
Александровское подворье, Иерусалим

Во время пребывания в Палестине Репин нарисовал голову Спасителя – “Несение Креста” в русскую церковь “На раскопках”, надписав на обороте: „Сей образ Несение Креста написанный мною, в Иерусалимской Русской Церкви на Раскопках. Желал бы чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при Пороге Ворот невысоко. Прошу, на литургиях поминать меня, моих родителей – Евфимия и Татiаны. 1898, июль (И. Е. Репин)“.

В начале августа Репин возвратился в Одессу. Поездка в Палестину надолго запечатлелась в его памяти. В одном из своих писем он пишет: „Я только что вернулся из Палестины. И вы правы, моя голова набита другими идеями“.


Скатерть на этом столике куплена И. Е. Репиным в Палестине.
Фото прислано автором.
Источник иллюстрации: „Музей-усадьба художника И. Е. Репина“ Пенаты" 1899–1999. Путеводитель. Текст и фотоиллюстрации Кириллина Е. В. Изд."Зеленогорский Вестник 2" РИЦ „Карельский перешеек“

Не только в сердце и творчестве Репина сохранилась память об этой поездке. В экспозиции музея–усадьбы „Пенаты“ в прихожей  в углу между зимней верандой и столовой стоит рабочий столик Натальи Нордман, который накрыт шелковой серой тканью, в лиловою полоску, купленной в Палестине.


„Пенаты“
Фото Арт-объект

„Пенаты“

Значительная часть жизни и творчества Репина связана с его имением „Пенаты“, которое он приобрел на территории Финляндии, в Куоккала (Репино), и где поселился в 1900 году. Здесь Илья Ефимович жил и творил последние тридцать лет своей жизни и только изредка ездил в Петербург – преподавать в Академии художеств. В 1918 году для него, как и для всех живущих здесь русских, закрылась граница. Все накопленные трудом деньги, оставшиеся в петербургских банках, были национализированы советской властью. Так великий русский художник остался без родины и без средств к существованию.  Для него двадцатые годы были в буквальном смысле голодными и холодными. Но, несмотря на это, он  продолжал творить, занимался общественной жизнью и помогал русским эмигрантам. Его дом стал одним из оазисов русской жизни в Финляндии.

Пенатовский период творчества был довольно плодотворным. Именно здесь была написана картина „Государственный совет“. Здесь Репин продолжает работу над своими любимыми историческими сюжетами, запорожской темой, занимается религиозной живописью, продолжает писать портреты современников. Художник создает большое портретное полотно „Финские знаменитости“, дарит ряд своих картин в столичный музей Атенеум. Постепенно жизнь налаживается, его картины экспонируются и покупаются на выставках в Европе.

В годы вынужденной эмиграции происходит переосмысление жизни. В доме художника всегда находилась Казанская икона Божией Матери, образа Святителя Николая Чудотворца и небесного покровителя художника, святого пророка Илии. В последние годы жизни Репин был прихожанином местной церкви, в которой они молились вместе с приезжавшим к нему академиком Павловым. Здесь он пел на клиросе, в этой же церкви  его отпели и похоронили в родных „Пенатах“.Через всю жизнь он пронес свой крест, который и увенчал место его упокоения.

В настоящее время, по завещанию Репина, его усадьба является музеем. Художник, по-христиански исполняя заповедь служения ближним, весь свой творческий дар отдавал людям, и по сей день его дом служит на благо русской культуры.

Последние годы

Ещё при жизни Репиным было  составлено завещание, по которому вся его усадьба „Пенаты“ переходила в собственность Академии художеств, где предполагалось устроить музей. А в купленном неподалеку в соседнем поселке Оллила (Солнечном), где был устроен Народный дом „Прометей“, в котором читались лекции, проводились праздники, устраивались театральные постановки, была открыта библиотека и детский садик, предполагалось открыть санаторий для молодых учеников Академии художеств. В музее молодые художники могли познакомиться со вкусами и привычками Репина и той творческой атмосферой, в которой творил великий художник. А, живя среди природы в тишине загородной дачи, они и сами могли постигать азы художественного творчества. Для реализации этих планов Репин завещал Академии художеств 40 тыс. рублей.

Репин мечтал быть похороненным не на кладбище, а на территории своей усадьбы, на холме за домом в парке, так называемой „Чугуевской горке“. Об этом он начал хлопотать в 20-е годы. Хотя это противоречило финским законам и этому не способствовала сложившееся недоброжелательная атмосфера в государственных и общественных кругах Финляндии к русским беженцам, разрешение Репину как выдающемуся художнику с мировым именем и, учитывая его дар финской культуре, в виде исключения было дано в 1927 году.

Осенью 1930 года здоровье Ильи Ефимовича резко ухудшилось. Последние дни своей жизни его не оставляла вера в светлое будущее Родины. По свидетельству близких Репина,  его уже не интересовали бренности этой жизни и собственная немощь, все его мысли и разговоры были о Христе. Его дочь Вера Ильинична рассказывала: „Горничная пришла ко мне и сказала, что Илья Ефимович говорит о Христе и зовет меня“. Она подошла к отцу и спросила: „Что ты папочка, Христос с тобою?“ „Да Вера – ответил Илья Ефимович – Христос со мною“.

29 сентября 1930 года великого русского художника Ильи Ефимовича Репина не стало. К счастью сохранились воспоминания о том, как провожали в последний путь Репина. Эти воспоминания печатались в середине 70-х годов в журнале „Наша жизнь“, издававшегося Русским культурно-демократическим союзом Финляндии:

Не верилось, что Ильи Ефимовича не стало. Это чувство распространялось на многих, словно невозможно представить себе „Пенаты“ без Репина. Его незримое присутствие как бы продолжалось и всем казалось по-прежнему, что пойти в „Пенаты“ — это все равно, что пойти к Репину. Тело Репина стояло на балконе, и туда приносили цветы. В день похорон было большое стечение народа, всех присутствующих было несколько тысяч. Сюда пришли почти все русские, жившие в пограничной местности. Многие приехали из Выборга и других мест страны. Кроме церковного хора местной церкви на отпевании присутствовали певчие из Выборга, Райволы и церковный хор из Териок (Казанской иконы Божьей Матери; Зеленогорск). Много было и финнов. Похороны можно было назвать народными. Гроб с телом несли на руках в Куоккольскую церковь (Преображения Господня). Было так много желавших нести гроб, что затруднений не оказалось. Церковь была полна народа, но и она не могла вместить всех желающих. На похоронах Репина и были представители Финского правительства. Речь у гроба сказал священник из Райвольской церкви (свт. Николая; Рощино): он начал словами, которые были сказаны на похоронах Петра Великого – кого мы хороним? Мы хороним Репина, продолжал он. Его речь была проникнута глубоким событием дня. После отпевания гроб несли по-прежнему на руках теперь уже обратно в „Пенаты“. За гробом шел правнук Репина, неся на подушке ордена великого живописца, среди которых находился и финляндский орден „Белой Розы“. Мы приблизились к парку „Пенат“ к тому месту, которое должно было стать могилой Репина. Гроб опустили в могилу, и могила была убрана множеством цветов.

После возложения венков речь произнес Выборгский губернатор. Он подчеркнул достоинства замечательного русского художника, указав на вклад его в мировую культуру, упомянул о любви к Репину финского народа, о той дружбе, которая всегда была между Репиным и народом Финляндии. После него выступали ещё другие, все кто желал своим словом достойно почтить память покойного. Теплыми словами обрисовал образ великого художника театральный режиссер Николай Николаевич Шмаков. Из местных жителей выступил инженер путей и сообщения Борис Аркадьевич Эфрон.

Последним выступал один из близких друзей Репина, ученый, проживавший в Оллила Григорий Николаевич Бренев: 

„Я буду говорить о заветах Ильи Ефимовича Репина. Главный его завет, сказанный им в день его 80-летия – это любовь и служение своему народу. Во все времена и при любых трудностях народы Руси и Украины шли через все испытания и любовь к своей Родине руководила ими. Было время, когда за веру и Родину сражались на Куликовом поле. За Мининым и Пожарским шли русские люди, восстанавливали разоренную страну. Но было время, когда взоры всего мира были обращены к русским героя, сломившим непобедимые силы Наполеона; когда русские войска и среди них чугуевские казаки вступали церемониальным маршем в великий город Париж, приветствуемый там французским народом. Несокрушимая вера в свое божественное призвание или Право Славы своей Православной Церкви вело Русь и Украину против любого врага за лучшее будущее своей Родины. В трудные времена и неурядицы любовь народа к своей Родине приводило его через невзгоды на правильный путь освобождения и славы русского имени, наука, искусство, мирный труд и свобода народному творчеству – вот заветы и пожелания репина, закончившегося свой жизненный путь на Земле, всегда бывшей ему дружественной Финляндии. Да будет земля Финляндии легка для Ильи Ефимовича Репина“.

Народ расходился медленно. Большинство разошлось, находясь под впечатлениями прошедшего грустного дня. Время было позднее. День был ясный и для времени года конца сентября довольно теплый и тихий. Солнце заходя, озаряла осеннюю природу сиянием.

Самое значительное, что было  в сознании каждого, кто участвовал  в похоронах великого русского  человека – это сознание, что каждый в какой-то мере принял присутствием участие и почтил память того, с именем которого среди русских, живших в то время в Финляндии, всегда было связано представление о славе русской культуры, о могуществе русского народа, из глубины которого вышел самый замечательный из русских художников».

У могилы Репина поэтом и  переводчиком Вадимом Даниловичем  Гарднером, проживавшим близ Выборга,  было прочитано стихотворение, посвященное И. Е. Репину:

Мы на русской землей засыпаем твой прах;
Яркий светоч России скорбящей.
Мощный  дух твой витает в нездешних мирах,
Отделившись от жизни томящей.

Нашей тяжкой утраты не высказать мне.
Смерть жестока. Жестоки стихии.
Слезы русские льем не в родимой стране.
Сын великий великой России.

Уж не может волшебная кисть воплотить
Дум и  образов, сильных былого.
Но навеки в картинах твоих будет жить
Дух бессмертный Искусства родного.

Мирно спи хоть в чужом, но любимом краю,
Здесь, в Суоми, тебя восславлявшей.
Пусть баюкает нежно могилу твою
Север, прах твой с любовью принявший.

На могиле Ильи Ефимовича Репина был установлен деревянный дубовый крест, сделанный по эскизу его сына художника Ю. И. Репина. На кресте был сделан киот, в который вставлена икона Божьей Матери, а внизу креста была поставлена лампадка. На кресте была сделана надпись «Профессор, академик Илья Ефимович Репин родом из города Чугуева 5 августа 1844 года – почил 29 сентября 1930 года». Юрий Ефимович на своей картине изобразил себя, стоящим около могильного креста. На другой картине он запечатлел последнюю панихиду на могиле Репина 29 сентября 1930 года. Обе картины находятся сейчас в собрании музея «Пенаты».

Ещё при жизни завещание великого  художника начало воплощаться  в жизнь. Для русских людей, оказавшихся в изгнании имя Репина, как и место, где он жил и творил, являлось неким символом потерянной России. И они часто посещали его усадьбу «Пенаты». Для всех желающих его старшая дочь Вера Ильинична проводила экскурсии по дому и парку. После событий Зимней войны территории Карельского перешейка, где находились «Пенаты», вошли в состав Советской России. В «Пенаты» пришли сотрудники Академии художеств, и в июне 1940 года открылся мемориальный музей. В 1941 году в связи с начавшейся Великой Отечественной войной содержимое репинского дома было эвакуировано, но часть вещей, которые не смогли вывезти, и сам дом погибли в 1944 году. После войны дом был восстановлен, и в 1962 году в нем вновь открылся музей.

На могиле Репина в 1940 году был поставлен вместо креста временный гипсовый бюст. В 1946 году его заменили на бронзовый работы скульптора Н. А. Андреева, выполненный в 1908 году, который стоял на веранде в летней мастерской в «Пенатах». В 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения И. Е. Репина, его могиле вернули первоначальный вид. С этого времени сложилась добрая традиция. В дни памяти великого русского художника в день его рождения 5 августа и день его кончины 29 сентября сотрудники музея приглашают священника из близлежащей церкви иконы Божьей Матери Казанской г. Зеленогорска отслужить панихиду об упокоении р. Б. Ильи.

Прислано автором 9 декабря 2010 г. специально для IPPO.Ru