ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Путешествие в Святую Землю Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Великой Княгини Елизаветы Федоровны 29 сентября - 6 октября 1888 г.

Путешествие в Святую Землю Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Великой Княгини Елизаветы Федоровны
29 сентября — 6 октября 1888 г.

Их Императорские Высочества Великий Князь Сергий Александрович, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Великий Князь Павел Александрович предприняли путешествие в Святую Землю с целью присутствовать при освящении построенного близ Иерусалима, на средства Государя Императора и Его Августейших Братьев и Сестры, храма в память в Бозе почивающей Государыни Императрицы Марии Александровны, а также для обозрения в Сирии и Палестине учреждений Православного Палестинского Общества, председателем которого, как известно, состоит Великий Князь Сергий Александрович.

Их Императорские Высочества прибыли в Одессу 11-го сентября, вечером, и тотчас же проследовали на крейсер добровольного флота «Кострому». В тот же день, около 9 часов вечера, «Кострома» снялась с якоря. В свите Их Высочеств находятся фрейлина Ее Императорского Величества Е. С. Озерова; фрейлина Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны Е. Н. Козлянинова; полковники: гр. Стенбок, Степанов и флигель-адъютант Озеров; капитал Гартонг; доктор Форбрихер и художники гг. Александровский и Волков.

12 сентября, в 11-м часу вечера, «Кострома» бросила якорь в Босфоре, не доходя Буюк-Дере, а на следующий день, к полудню, перешла в Долма-Бахче, где и простояла во все время пребывания Их Императорских Высочеств в Константинополе. Великим Князьям и Великой Княгине был оказан в столице Турецкой империи самый радушный прием, и внимание Султана к своим Высоким Гостям продолжалось во все время дальнейшего путешествия Их Императорских Высочеств по Сирии и Палестине: всюду были разосланы приказания местным властям употребить все усилия, чтобы вполне обеспечить путешествие Их Высочеств в условиях наиболее торжественных и благоприятных. Великие Князья и Великая Княгиня, кроме "Константинополя, посетили, до Иерусалима, Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, развалины Бальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет, Кану Галилейскую и Фавор, и всюду Им был оказан не только официально-торжественный, но вполне восторженный прием. Не говоря уже о местных властях, которые сделали все от них зависящее, чтобы в точности исполнить инструкции своего повелителя, — нельзя не обратить внимание на местных жителей, которые с неподдельным энтузиазмом всюду встречали Августейших Путешественников: все поездки Их Высочеств по Сирии и Палестине были рядом триумфальных шествий: в овациях смешивались положительно все без различия национальности: греки, турки, арабы, евреи. Что же касается Султана, то на каждом шагу он старался показать Их Высочествам, как высоко он ценит дружбу с Россией и что одно из его главных желаний — упрочить эту дружбу.

29-го сентября, в 7-м часу утра, «Кострома» бросила якорь у Яффы. Во все время плавания, начиная от Одессы и до Яффы, погода была тихая, штилевая, так что все переходы были совершены при самых благоприятных условиях. В 7 часов утра, после приема на «Костроме» местных властей, представителей Патриарха, начальника Российской Духовной Миссии о. Архимандрита Антонина, членов российского консульства в Иерусалиме, представителя Палестинского Общества в Палестине Д. Д. Смышляева и др. — Их Высочества съехали на берег и тотчас же в экипажах направились по шоссе к Св. Граду. В расстоянии часа пути до Иерусалима, в с. Колонии, Великие Князья и Их свита переоделись в парадную форму.

В предместьях Иерусалима толпы народа ожидали приезда Их Высочеств и бегом бросились сопровождать Их экипаж; дома консульств были разукрашены флагами; две триумфальные арки были сооружены на пути следования, из коих одна против построек Палестинского Общества; улица, вдоль стен русских казенных построек, была красиво убрана флагами, гирляндами цветов и вензелями; на стенах теснились русские обыватели Св. Града и паломники; раздалось русское «ура». Из храма Св. Троицы, находящегося посреди Русских Построек, доносился трезвон колоколов. У Яффских ворот Иерусалима стоял турецкий батальон с музыкою на правом фланге. Их Высочества оставили экипажи и ровно в 4 часа дня вступили в Св. Град, причем со стен башни царя Давида был сделан салют из орудий.

От Яффских ворот Их Высочества направились пешком к храму Св. Гроба Господня. Открывали шествие 30 кавасов с серебряными булавами, за ними шли Великие Князья, Великая Княгиня, свита, русское консульство и власти; батальон сопровождал шествие по сторонам шпалерами.

У врат храма Их Высочества были встречены при звоне святоградских колоколов блаженнейшим Никодимом, Патриархом святого Града Иерусалима и всея Палестины, в полном облачении со всем святоградским братством и Российскою Духовною Миссиею.

Патриарх приветствовал Августейших Паломников краткою речью; затем, осенив Их Высочеств крестом и окропив святою водою, ввел в самый храм и повел прямо в Кувуклию, хранящую в себе святая святых — Св. Гроб Господень; по пути Великие Князья и Великая Княгиня приложились к камню миропомазания, на котором, по преданию, тело Спасителя было положено по снятии со креста, и обвито пеленами с благовониями, принесенными Никодимом. После этого, обойдя с крестным ходом вокруг Кувуклии, Их Высочества вошли в нее, приложились сперва к камню в пределе Ангела и затем, вступив в пещеру, пали ниц перед Живоносным Гробом. По выходе из пещеры, Их Высочества отслушали краткое молебствие, совершенное перед Кувуклиею Патриархом совместно с нашей Духовной Миссиею и с возношением на славянском языке Его Блаженством Имен Царствующего Дома на эктении; пели русские певчие. Святость места, торжественность службы на нашем родном языке — производили на всех присутствовавших глубокое впечатление.

По окончании молебствия, Великие Князья и Великая Княгиня, предшествуемые Патриархом и духовенством, проследовали, с зажженными свечами в руках, по общему поклонническому пути, останавливаясь на местах, освященных событиями последнего дня земной жизни Спасителя, при пении певчими нарочно составленных и приспособленных к каждому святилищу стихир. На Голгофе, перед местом, где был распят Господь, была вновь отслужена краткая лития с чтением страстного евангелия.

Из храма Гроба Господня Их Высочества, в сопровождении Патриарха, направились в греческую патриархию. На улицах города народ с восторгом приветствовал Августейших Гостей; из окон и с крыш жители посыпали путь Их Высочеств цветами.

Пробыв с четверть часа у патриарха, Их Высочества отправились пешком до Яффских ворот и оттуда проследовали в экипажах на казенные Русские Постройки, где в доме консула было отведено помещение для Великих Князей и Великой Княгини.

З0-го сентября, в 4 часа дня, Их Высочества направились в новопостроенный храм св. Марии Магдалины, близ Гефсимании. В дверях храма Патриарх, одетый в мантию, епитрахиль и омофор, встретил Великих Князей и Великую Княгиню с крестом и св. водою, и ввел Их в церковь на приготовленное для Их Высочеств место на левом клиросе. По прочтении Блаженнейшим Никодимом коленопреклоненно молитв Патриарха Каллиста, Его Блаженство вошел в алтарь и, благословив и приготовив по чину св. мощи, положил их на аналое перед местного иконою Спасителя. Вслед затем началось всенощное бдение, которое служил один из иеромонахов нашей Духовной Миссии.

На следующий день, 1-го октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть в церковь равноапостольной Марии Магдалины, к 7.30 часам утра. Великие князья и Их свита были в парадной форме. По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал за экипажем Великих Князей и Великой Княгини, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая, при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе из экипажа, у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера «Забияка» и крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима, Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150-человек русских паломников. Великий Князь Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел ее фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духовною Миссиею в облачении. Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Великие Князья и Великая Княгиня, а за Ними и все присутствовавшие последовали за крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами. Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы патриарх читал по-славянски. Пока Его Блаженство приготовлял ковчег со св. мощами, св. миро, антиминс и все остальные предметы, необходимые для освящения, Их Высочества находились в алтаре. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную памятки все присутствовавшие опустились на колени. Минута была торжественная и в высшей степени трогательная.

По окончании освящения, началась божественная литургия, которую совершил Блаженнейший Никодим с прочим вышеназванным духовенством.

Перед отпускною молитвою Патриарх вышел из царских врат с крестом и обратился к Их Высочествам с следующими словами:

«Ваши Императорские Высочества.

Благословен Бог, исполнивший Ваше желание, побудившее Вас предпринять такое длинное путешествие. Сердечно приветствуем это предпринятое и уже совершенное Вами дело. Сей храм, Вами воздвигнутый, близ храма Гроба Богоматери, в вечную память Благочестивейшей Матери Вашей, будет в то же время вечным памятником любви и благоговения к родившей всех Вас Матери Церкви. Благое сердце Его Императорского Величества Всероссийского Государя и усердие как Ваших Императорских Высочеств, так и прочих порфирородных Ваших Братьев, воздвигли бессмертный памятник на святых местах в лице этого храма, в котором отныне будут приноситься горячие молитвы о Благочестивейшем Государе Императоре и Госу¬дарыне Императрице, о Государе Наследнике Цесаревиче и о всем Царствующем Доме. Заупокойные молитвы будут приноситься за приснопамятную Императрицу в сем храме, посвященном имени соименной Ей св. Марии Магдалины. Благодарность чад к родителям всегда бывает видна из их дел, а Ваше дело есть дело благодарности ко в Бозе почившей Матери и, в то же время, есть памятник благочестия, благоугодный Богу, ибо Бог прославляется во святых Его и в Его Божественных обителях.

Да дарует Господь Бог, молитвами святыя равноапостольныя Марии Магдалины, невредимое здравие, мир, славу и победу на врагов Его Императорскому Величеству Императору Всероссийскому Александру Александровичу, Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Феодоровне и Благоверному Государю Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу и всему Царствующему Дому, и Вам, принявшим на Себя исполнение Царского желания, да дарует Господь сердечную радость, да исполнит желание сердец Ваших, Ее же Императорскому Высочеству Благоверной Государыне и Великой Княгине Елисавете Феодоровне да даст Господь Бог жизнь мирную, долговременную и радостную. Да благословит всех Вас Господь Бог от Сиона и да узрите благая Иерусалима во вси дни живота Вашего. Аминь».

По отбытии Великих Князей и Великой Княгини из церкви на церковном, дворе было предложено от Их Высочеств угощение всем русским паломникам и матросам. В тот же день, вечером, состоялся у Их Высочеств обед, на котором присутствовали Патриарх с двумя архиереями, сослужившими ему при освящении храма, начальник Российской Духовной Миссии Архимандрит Антонин, действительный статский советник М. К. Ону, советник российского посольства в Константинополе, командированный в Иерусалим на время пребывания там Их Высочеств, наш генеральный консул в Бейруте, действительный статский советник К. Д. Петкович, генерал-адъютант и два флигель-адьютанта Султана, состоящие при Великих Князьях во время путешествия Их Высочеств по Сирии и Палестине; местные власти; графиня О. Е. Путятина, стоящая во главе всех женских учреждений Палестинского Общества в Св. Земле; Д. Д. Смышляев; русское консульство; офицеры «Забияки» и «Костромы»; архитектор Франгия, строитель новоосвященного храма, и другие лица. Накануне, Великий Князь Сергий Александрович вручил многим лицам, участвовавшим как в постройке церкви, так и в деятельности Палестинского Общества в Св. Земле Высочайше пожалованные ордена. В том числе Патриарх получил бриллиантовые знаки ордена св. благоверного великого князя Александра Невского; Архимандрит Антонин — св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени; губернатор Иерусалима Реуф-паша — Анны 1-й степени; тот же орден получил наш генеральный консул в Бейруте К.Д. Петкович, оказывающий постоянное содействие деятельности Палестинского Общества в Сирии; Д. Д. Смышляев — св. равноапостольного князя Владимира 3-й степени; архитектор Франгия — св. Анны 2-й степени, и проч.

Храм, о пяти куполах, построен в строгом русском стиле, по проекту тайного советника Гримма. Он стоит на террасе, на которую вход по двумя расходящимся лестницам; церковь построена из белого местного камня; из него же выточены замечательно искусно все наружные украшения, в виде колонок по сторонам окон, и всевозможные изящные узоры. Над алтарем возвышается небольшой купол, а колокольня стоит над юго-западным углом церкви. Над входными западными вратами красуется большое мозаичное изображение св. равноапостольной Марии Магдалины, прекрасно исполненное в Венеции, в мастерской Сальвиати, по эскизу профессора Васильева. Крыша — цинковая, и все впечатление, производимое внешним видом церкви, — белое, радостное, светящееся. Надо отдать справедливость строителю-архитектору Франгия, который, невзирая на всю трудность, сумел в таком совершенстве выполнить присланный ему проект. Со стороны главного фасада, на столбах, на которых держится западная часть террасы, между лестницами, вырезана на мраморных досках, на четырех языках: русском, греческом, латинском и арабском, надпись: «В память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны». Внутренность церкви состоит из притвора, соединенного арками с среднею частью. Стены расписаны изящным орнаментом в двух теплых, красновато-коричневых тонах. Над иконостасом, состоящим из темно-бронзовых ажурных частей, связанных между собою легкими византийскими мраморными колоннами и такими же дугообразными карнизами, равно как на противоположной стене и на боковых стенах — написаны большие изображения из жизни св. Марии Магдалины; прекрасная живопись иконостаса принадлежит кисти профессора Верещагина (местные иконы и царские двери) и профессора Васильева (Тайная Вечеря). Помост церкви и солея — мраморные, мозаичные. Люстра, из кованого железа, состоит из двух обручей, висящих на цепях; она освещается красными лампадами. Решетка у солеи также из кованого железа. Престол, в виде трапезы, состоит из старинной мраморной колонны, найденной у самого места Вознесения Господня. Все впечатление внутренности церкви цельное, уютное, располагающее к молитве. Можно смело сказать, что этот храм, по изяществу, богатству внутренней отделки, церковной утвари (работы Овчинникова и Хлебникова, по рисункам г. Гримма) и облачений (Жевержеева), будет служить драгоценным и вполне достойным памятником Той, Которой так дорого было Православие и Которая так сердечно заботилась о православных и Св. Земле. По месту, положения лучше того, которое занимает храм, выбрать было бы трудно: храм стоит у подножия Елеонской горы, соприкасаясь к «месту моления о чаше», вблизи от Гробницы Богоматери, как раз против Золотых Ворот Св. Града, красующегося на противоположной стороне Иосафатовой долины; чрез эти врата, как известно, Спаситель въехал в Иерусалим на осле. Отныне святая гора Елеон украшена двумя русскими храмами: один стоит у подножия, другой на вершине горы.

В Иерусалиме Их Императорские Высочества оставались до 5-го октября и за время Своего там пребывания посетили: Сион, Крестный путь, Елеонскую гору, Иосафатову долину, Силоамскую купель, Вифанию, Вифлеем, Омарову мечеть и учреждения Палестинского Общества. Накануне отъезда. 4-го октября, Их Императорские Высочества отслушали панихиду в церкви св. Марии Магдалины по в Бозе почивающей Государыне Императрице и в тот же день завтракали у Патриарха. В ночь с 4-го на 5-е октября, Их Императорские Высочества сподобились приобщиться Св. Тайн на Гробе Господнем. В день отъезда Патриарх, в присутствии Августейших Паломников, отслужил напутственный молебен у Св. Гроба Господня. В 3 часа дня состоялся выезд из Иерусалима, и в 7 часов вечера Их Императорские Высочества прибыли в Яффу, где остановились на ночлег в доме о. Архимандрита Антонина, в саду св. праведной Тавифы. 6-го октября, в 9 часов утра, состоялась в этом саду закладка церкви во имя ев, перзоверховных апостолов Петра и Павла и св. праведной Тавифы. Их Высочества положили первые камни. После закладки храма Великие Князья и Великая Княгиня переехали на «Кострому», которая в 10V, часов утра снялась с якоря и направилась в Порт-Саид.

Из учреждений Православного Палестинского Общества Их Высочествами были осмотрены: женская школа в Бейруте, состоящая под ведением М. А. Черкасовой; в Назарете — женская школа М. С. Савельевой, мужской пансион А. Г. Кезмо и амбулаторная лечебница г-жи Якубович; в Мжделе — церковь, построенная на средства Палестинского Общества; тут же были представлены Их Высочествам воспитанники мждельской сельской школы, учрежденной тем же обществом; в Иерусалиме — строящиеся: странноприимный дом на 400 человек и дом на месте раскопок, близ храма Гроба Господня; в Бейт-Джале — женская школа. Все осмотренное произвело самое отрадное впечатление: дело Палестинского Общества, благодаря умению и усердию его местных деятелей, поставлено на твердую почву и заслуживает к себе полного доверия. Остается уповать, что Господь и в будущем не оставит этого святого дела во славу Православия в Св. Земле.