ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Извлечение из Исторической Записки Императорского Православного Палестинского Общества за 25 лет его существования (1882-1907 г.). А.А. Дмитриевский

Извлечение из Исторической Записки
Императорского Православного Палестинского Общества
за 25 лет его существования (1882-1907 г.)

Читано в торжественном заседании Общества 22 мая 1907 г.
"Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества". 1907 г. Том XVIII. Вып. 3 и 4.


Обложка "Сообщений Императорского Православного Палестинского Общества".
1907 г. Том XVIII. Выпуски 3 и 4.
Художник В. Навозов

21 мая 1881 года под яркими знойными лучами палестинского солнца царственные юные паломники великие князья Cepгий и Павел Александровичи, в сопровождении великого князя Константина Константиновича, вступали в св. град мира — Иерусалим. При звоне колоколов русского соборного храма Живоночальной Троицы, при радостных ликованиях туземцев и восторженных восклицаниях „ура" оставшихся на русских постройках наших соотечественников, забросавших Августейших паломников цветами, предшествуемые престарелым патриархом Иерофеем с сонмом иерархов и священных клириков, великие князья-паломники смиренно и благоговейно вступали под многовековую заветную священную сень Святогробского храма.

„Святейшая Матерь Церквей, — приветствовал со слезами радости на глазах и в глубоком волнении чувств маститый первосвятитель Сионской Церкви — полна неизреченной радости, приемля в недра свои цветущие отрасли по справедливости первенствующей средь православных Императорской фамилии всероссийской, фамилии, от веков славящейся державным покровительством, оказываемым всему православию. Помня праотеческие добродетели и достохвальные преимущества сей славной фамилии, благодаря которым столько знаменитых Императоров и князей показали себя поистине наилучшими Государями земли и истинными отцами и представителями своего народа, и видя Вас, Императорские Высочества, в полной силе и разцвете, маститая Матерь Церквей исполняется восторга и благодарит за Вас Всецаря Бога".

Здесь у драгоценного ложа Божественного Страдальца за весь человеческий род — у цели своих заветных сердечных стремлений высоте паломники, прежде всего коленопреклоненно, припадая ниц, из глубины своих чистых душ, потрясенных только что пережитыми невыразимо тяжелыми и скорбными событиями, лишившими дорогое отечество великодушнаго Монарха, а их самих горячо любимого Родителя, возносили свой горячий сердечный вопль к Тому, который Один есть упокоение и отрада. Всё 10-дневное пребывание близ драгоценнных христианских святынь благочестивых Царевичей прошло в неустанных целонощных молениях в Святогробском храме, в благоговейных обозрениях достопоклоняемых святынь Иерусалима и Вифлеема и во внимательном всестороннем ознакомлении с русскими учреждениями и жизнью наших соотечественников — паломников в св. Граде. „Чистыя благие души" Августейших паломников, скажем словами дневника о. арх. Антонина, взращенные под обаянием смиренной христианки боголюбивой венценосной Матери, здесь у Живоносного Гроба Господня в св. граде Иерусалиме, коим полна была ее святая душа всю жизнь и куда она постоянно стремилась своим нежным чистым сердцем, проникались и наполнялись любовью и высоким христианским воодушевлением в назидание грядущих поколений, в молитвенную память о Виновнице своего бытия в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны, создать памятник-храм и именно здесь выбрать для него наилучшее по историческим евангельским воспоминаниям и красивейшее по положению место.

Под неизгладимо глубоким и отрадным впечатлением, вынесенным из этого путешествия, вернулись царственные паломники на родину, где лучшие русские люди (В. Н. Хитрово, епископ Порфирий Успенский, К. П. Победоносцев, граф Е. В. Путятин, П. П. Мельников и др.), горячо любящие Св. Землю и близко принимавшие к сердцу жизненные интересы и насущные потребности родного народа, уже давно трудились над созданием частного Палестинского Общества, которое бы взяло на себя заботу о поддержании православия в Св. Земле, об улучшении быта наших соотечественников-паломников и которое бы разрабатывало научным образом все вопросы, связанные с Св. Землей и паломничеством в нее. Когда незабвенный секретарь Императорского Православного Палестинского Общества В. Н. Хитрово, всецело поглощенный осуществлением этой идеи, испросил милостивой аудиенции у великого князя Сергия Александровича, только что вернувшегося из Палестины, и склонил его стать во главе этого нарождающегося Общества, то Великий князь с радостью и полной готовностью изъявил свое coгласие на это и принялся настойчиво проводить в жизнь уже выработанный устав Общества, получивший 8 мая 1882 года Высочайшее утверждение.

21 мая 1882 года, т. е. ровно через год после въезда великого князя Сергия Александровича в Иерусалим, состоялось торжественное открытие Палестинского Общества во дворце другого Августейшего паломника в Св. Землю Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича Старшего, в присутствии первой царственной паломницы из нашей Императорской фамилии великой княгини Александры Иосифовны. Торжественный первый день жизни Общества ознаменовался лестным для Общества пpиoбpетением в свои списки многих почетных членов из лиц Императорской фамилии, из числа старейших и выдающихся архипастырей русской церкви и из высокопоставленных особ дипломатической и административной иepapхии, из коих многие потом успели оказать Обществу и нравственную и материальную поддержку за истекшую четверть века его существования. К глубокому сожалению, нельзя умолчать ныне о том печальном факте, что в день этого торжественного открытия Общества касса его не только была пуста, но в ней числился даже дефицит в 50 р. Создатель и первый Августейший председатель Общества и его ближайшие сотрудники, однако же, одушевлялись глубокой верой в помощь Божию и несокрушимой надеждой, что Святая Земля и Гроб Господень — близкие сердцу всякого православного русского человека привлекут благосклонное внимание боголюбных щедродательных соотечественников и к вновь открытому Палестинскому Обществу. И упование их не было посрамлено. Первыми неоцененно дорогими и щедрыми для своего времени лептами на нужды Общества были 1000 р. от маститого киевского митрополита Платона и 2000 р. от генерал-мaйopa В. В. Валошинова, которые деятелей Общества окрылили надеждой и доставили столько утешения, что здравствующие из них без восторга не могут говорить об этом и доселе. За этими жертвами последовали и другие.

Так как наличные ресурсы все же еще были малы в руках Общества, а предполагаемая разносторонняя деятельность его на Востоке требовала и подготовленных преданных делу лиц, и знания условий, при которых должна была проходить деятельность, и сочувствия со стороны туземного сиро-палестинскаго населения и местного греко-арабкого духовенства, и необходимой могущественной поддержки среди представителей нашей восточной дипломатии, то естественно Обществу на первых порах приходилось весьма осторожно приступать к делу и отмежевывать для себя лишь сравнительно небольшой район деятельности. В Палестине, как известно, уже были созданы правительственные учреждения, имевшие почтенную давность — русская Духовная Миссия и Палестинская Комиссия, сменившая в 1864 году бывший Палестинский Комитет, учрежденный в 1859 году, на коих лежала прямая забота об улучшении быта наших паломников в Палестине (последняя владела для сего и постоянными средствами из церковных кружек), поэтому Православное Палестинское Общество заботу о паломниках решилось предоставить пока этим старейшим деятелям — Духовной Миссии и главным образом Комисии, а свои пока слабые силы посвятить той стороне деятельности в Палестине, на которую последняя совершенно не обращала внимания, а первая — Духовная Миссия — при недостатке средств, и не могла дать ей широкую постановку.

Педагогическая просветительная деятельность Общества в Галилее, где были открыты первые школы его в Мжделе, в Кефр-Ясифе и Шаджаре, к глубокому сожалению не встретив сочувствия со стороны главы Cионской церкви — патриарха и святогробского духовенства, не могла твердо опереться и на поддержку наших правительственных агентов в Турции, за исключением генерального консула в Бейруте К. Д. Петковича. Только путем всевозможных уступок, соглашений, компромиссов, щедрых пожертвований на нужды патриарха, а главное благодаря сильному покровительству и влиянию Августейшего председателя великого князя Сергия Александровича, родного Брата русского Государя, исконного могущественного покровителя Св. Земли, Обществу удалось в конце-концов стать твердою ногою в Назарете, в центре католической и протестантсткой пропаганды в Галилее, куда были направлены его стремления с самого начала, и открыть здесь не только женскую и мужскую начальные школы, но и создать сначала закрытый пансион под руководством сирийского уроженца из питомцев Московской духовной Академии А. Г. Кезмы, а потом в 1900 г. и настоящую учительскую семинарию, из которой выходят ныне главным образом подготовленные народные учителя для всех школ Общества, как в Палестине, так и в Сирии. Опираясь на эту семинарию, как бы на свою базу, Общество отсюда мало-помалу стало проникать и в другие местности Галилеи, нуждавшиеся в православной школе, и таким образом, при всех затруднениях и неблагоприятных обстоятельствах, успело по настоящий день создать 19 школ разных типов.

Одновременно с насаждением школ в Галилее шла работа Общества в этом направлении и в Иудее, хотя, при встретившихся и здесь затруднениях, менее еще плодотворно, чем в Галилее. Как известно, близ Вифлеема в селении Бейт-Джала, благодаря стараниям приснопамятного нашего деятеля в Палестине арх. Антонина, была открыта женская школа нашей соотечественницей г-жею Бодровой, которая дотоле занималась педагогической деятельностью в Иерусалиме. На школу эту арх. Антонын успел обратить милостивое внимание боголюбивой Императрицы Марии Александровны, которая, приняв ее под свое Августейшее покровительство, до конца дней своей жизни оказывала ей материальную поддержку. В 1886 г. арх. Антонин школу эту передал в ведение Православнаго Палестинскаго Общества, а земельные участки при ней перевел на имя Августейшего председателя. С этого время учебно-воспитательная сторона дела в этой школе была поставлена на настоящий правильный путь, и школа заметно стала преуспевать. После пожертвования на эту школу 5.000 р. графом С. В. Орловым-Давыдовым, когда в школе был надстроен второй этаж, и школа превращена в закрытый пансион или женскую учительскую семинарию, Бейт-Джальская школа с 1900 г. сделалась не только разсадником просвещения среди сирийского женского подрастающего поколения, но и питомником образованных учительниц для наших школ Палестины и Сирии. Но вышеуказанные стеснения и затруднения для педагогической деятельности Общества в Иудее, объясняемые близости к патриархии, имели своим последствием то, что за первую четверть века своего существования Общество могло создать здесь всего-навсего лишь пять школ — цифра более чем скромная.

В более благоприятных условиях оказалась педагогическая деятельность Общества в Бейруте. Поддержанная энергично на самых первых порах генеральным консулом в Бейруте К. Д. Петковичем, школа наша счастливо была вручена энергичному и преданному своему делу деятелю, здравствующему и доселе,— М. А. Черкасовой; некоторое время находившейся на службе при нашей миссии в Японии. Благодаря стараниям Марьи Александровны, своебразному, ей одной доступному, — способу воспитания и умению расположить туземцев в свою пользу, ей удалось создать в Бейруте пять школ, которые ныне, можно сказать, переполнены учащимися.

Не встретив сочувствия и поддержки в своей педагогической просветительной деятельности в патриархате иepyсалимском, неожиданно для себя Общество нашло распростертые объятия и самый радушный горячий прием в соседнем антиохийском патриархате. В 1895 г., по просьбе антиохийского патриархa Спиридония и митрополитов бейрутского, тирского, трипольского и хомского, приняты Обществом в его ведение женская школа в Дамаске, две мужские школы в Хомсе, женская школа в Шувефате и мужские школы в Алее и Рашее. В том же году были приняты Обществом в свое ведение еще 16 сельских школ, и с этого времени уже постоянно отсюда и даже из отдаленнейшей диарбекирской епархии несутся к Обществу слезные мольбы и горящие просьбы открыть то там, то в другом месте школы, и ныне уже не от Общества, а исключительно от недостатка у него денежных средств, зависит внять гласу слезного моления сирийских христиан.

Школьная деятельность Общества, захватившая ныне Галилею, Иудею, южную и северную Сирию и простершаяся до вершин Ливана, выражается, по официальным данным, в цифре 101 школа, и все они по районам распределяются так: в Иудее 5, в Галилее 19, в северной Сирии 22, южной Сирии 50 и в Бейруте 5, а по типам: одноклассных 48, двуклассных 51 и учительских семинарий 2 — мужская в Назарете и женская в Бейт-Джале.

С целью поднять в своих школах на надлежащую высоту учебно-воспитательное дело, Общество поручало выработку планов и программ для них хорошо знакомому с педагогическим делом и долго служившему по министерству народного просвещения ныне вице-председателю Общества Н. М. Аничкову, устраивало педагогические съезды своих деятелей в 1888, 1893, 1899 и 1902 годах в Петербурге и в Палестине, посылало неоднократно на ревизии школ лиц опытных в педагогии: в 1887 г. В. П. Кулина, в 1893 г. П. П. Извольского (ныне обер-прокурор св. Синода), в 1896 г. помощника секретаря Общества Д. В. Истомина, в 1897 г. В. А. Латышева (ныне помощник попечителя Петербургского учебного округа) и в 1899 г. Н. М. Аничкова, заботилось о привлечении на педагогическую службу в Сирии и Палестине лиц, прошедших хорошую педагогическую школу, исходатайствовав им служебные права министерства народного просвещения (1892 и 1898 г.г.), и воспитывало лучших учеников своих школ, на учрежденные при Св.Синоде стипендии, в русских средних и высших духовно-учебных заведениях и в учительских институтах.

В тех же целях успешного обучения сиро-арабского населения в обоих патриархатах Общество заботилось о переводе на арабский язык лучших школьных учебных руководств. В этом деле с особенных усердием потрудились почтенный деятель Общества начальник назаретской, имени В. Н. Хитрово, учительской семинарии А. Г. Кезма, проф. Лазаревского в Москве института М. О. Аттая, А. И. Якубович, бывшие инспектора школ Общества Д. О. Богданов и П. П. Николаевский.

Отсутствие храмов во многих селениях Галилеи и Иудеи и поразительно убогое состояние наличных существующих храмов во многих арабских селениях давали серьезные побуждения Обществу идти навстречу с своей посильной помощью тем, кто в этом чувствовал настоятельную нужду и не предвидет никакого другого выхода из печальной действительности. Так как деятельность Общества в этом направлении шла или путем передачи денег в руки патриархия и митрополитов, или путем возобновления старых уже существующих церквей (напр, в Яффе близ Haзрета, в Хусуне и др.), или путем посылки богослужебных принадлежностей (Августейший председатель Ее Императорское высочество великая княгиня Елизавета Феодоровна, в память великого князя Сергия Александровича, пожертвовала драгоценное архиерейское облачение бывшему Иерусалимскому патpиapxy Никодиму и в духовную Иерусалимскую Миссию арх. Леониду для церкви Mapии Магдалины священническое облачение, и Общество принесло в дар в 1895 г. в назаретский Благовещенский храм — архиерейскую мантию и жезл для митрополита Нифонта, в церковь в Рамэ и др.), колоколов (в Смирнский соборный храм св. Фотинии в 1889–1890 г., в церкви Хамы и Хомса в 1888 г. и Седнайский женский монастырь близ Дамаска в 1901 г.) и бывших в употреблении церковных облачений, собираемых по нашим русским богатым монастырям и церквам, то эти жертвы принимались охотно и с благодарностию, но когда Общество брало на себя инициативу в постройке храмов (напр. в Мжделе во имя пр. Сергия Радонежского, в память первого пребывания великого князя Сергия Александровича, в Кефр-Кенне, евангельской Канне Галилейской, в Рамэ и особенно церкви Св. Александра Невского на пороге Судных врат близ Святогробского храма), то в этом случае никогда дело не обходилось без длинной дипломатической переписки, разного рода недоразумений, протестов, затруднений и вообще волокиты, длившейся иногда по нескольку лет кряду. Но благодарение Богу, несмотря на все указанныя затруднения и вытекавшие отсюда огорчения и разочарования, Общество в своих святых горячих порывах никогда не охладевало и на всем протяжении 25-летнего существования успело и в этом направлении достигнуть весьма благотворных и значительных результатов.

Направив все свое внимание и скудные на первых порах материальные средства на дело поддержания православия в Палестине и Сирии, Императорское Православное Палестинское Общество самым ходом жизни вызвано было к настоятельной необходимости обратить внимание и на улучшение быта наших паломников в Иерусалиме. Здесь Общество прежде всего приложило много усиленных стараний, чтобы всячески удешевить путь для паломников в Св. Землю, и через настойчивые ходатайства пред министром путей сообщений и путем соглашений с управлением русских железных дорог и Русского Общества пароходства и торговли добилось скидки на проездных билетах по выработанным им паломническим книжкам в 30 и даже 50% и при том не только на билетах паломников III класса, но потом даже и паломников II класса.

Так как в Одессе и Константинополе наши паломники были всегда гостеприимно принимаемы радушными афонскими подворьями, то, признав излишним в этом отношении какие либо изменения и улучшения, Общество направило все старания обставить самой попечительной заботой последние дни паломников в пределах отечества, взяв на себя хлопоты по выправке заграничного паспорта, напутствовавши их служением молебнов по морю плавающим, наставительными речами, с раздачей Евангелий и Псалтирей, об удешевленной продаже путеводителей по Св. Земле, об удобном размещении на пароходах, о безпрепятственной их перевозке с парохода на берег Яффы и доставке в Иepycaлим и т. д. и т. д. В Одессе с особенным усердием в этом направлении трудились уполномоченные Общества покойный протоиерей профессор А. П. Кудрявцев и ныне здравствующий М. И. Осипов.

Указанные попечительно-заботливые меры Общества по отношению к русским паломникам в Св.Землю вполне естественно содействовали развитию туда усиленного движения паломничества. Наши богоугодные заведения в Иерусалиме, созданные Палестинским Комитетом (1859–1864 г.г.) всего-навсего для 300 паломников и 500 паломниц сохраняли нерушимо свой status quo 1864 г. и с переходом под управление Палестинской Комиссии, в течение около 20 лет, хотя не удовлетворяли своему прямому назначению даже и в год окончания этих построек. Теперь же, при указанном усиленном наплыве паломников в Иерусалим, эти постройки прямо отказывали им в помещении, предоставляя им ютиться в сырых и полутемных греческих монастырях, или даже в наемных городских ханах и подвалах. Желая чем-нибудь придти на помощь и Комиссии, и нашим беззащитным паломникам, Палестинское Общество решилось, в виде временной меры, на дворе построек поставить временные полотняные палатки, а позже и кошемные киргизские кибитки. Но, как показал опыт, те и другие оказались непригодными для Иерусалима, где зимой дуют холодные порывистые ветры и целыми неделями идет проливной дождь. Палатки стояли пустыми, а в киргизских кибитках оставались лишь паломники, наиболее привыкшие к суровой обстановке жизни. Обществу, таким образом, приходилось искать иного выхода из этого печального положения дел. В 1884 г. вице-председатель Общества О. П. Корнилов от имени Совета предлагал Палестинской Коммисии немедленно приступить к возведению вторых этажей над приютами мужским и женским, проектированными Палестинским Комитетом и оставленными без осуществления за недостатком средств, но с прибавлением к этим приютам еще необходимых служб: бани, прачечной, сточных труб и выгребных ям, и обещал из средств Общества ссуду в 50 т. р. заимообразно с уплатой 6% годовых, или же с правом Обществу начать эти постройки самому и затем быть на них фактическим хозяином. Коммисия отвергла это предложение, решившись в 1885 г. часть миссийского корпуса отдать под дворянский приют.

Выход из указанных тяжелых затруднений Общество нашло в 1886 г., благодаря энергии, проницательности и настойчивости своего достойного памяти деятеля и первого уполномоченного в Иерусалиме, правой руки покойного В. Н. Хитрово, Д. Д. Смышляева, которому удалось счастливо приобрести земельный участок в 1000 кв. саженъ в соседстве с русскими богоугодными заведениями. На этом-то участке к 1889 году и было возведено первое подворье Общества, удовлетворяющеее ныне самых требовательных паломников и названное в честь покойного Августейшего председателя „Сергиевским".

С окончанием собственного подворья в Иерусалиме совпадает Высочайше дарованная милость Обществу в Бозе почившим Государем Императором Александром III, названная им в резолюции „справедливою" и „благовременною", передача ему от бывшей Палестинской Комиссии капиталов и земельных участков в Палестине и прекращения действий ее в Св. Земле по улучшению быта наших паломников. Очутившись таким образом единственным и полным хозяином своего дела в Палестине и удостоенное за свою предыдущую плодотворную полезную деятельность почетного наименования «Императорское», Православное Палестинское Общество теперь дело улучшения быта паломников энергично двинуло вперед и привело его в возможно благоприятное положение. Наши паломники теперь имеют дешевую столовую, в которой за 10 к. получают два горячих блюда с хлебом и квасом, паломники же I и II классов столуются за 1 р. 50 к. в сутки, лавку со всеми продуктами, к которым привык на родине наш простой паломник (открыта в 1898 г.), горячий кипяток за незначительную плату из водогрейного аппарата, приобретенного в 1888 г., очажки для приготовления пищи из продуктов, привозимыми паломниками с родины, настоящую русскую баню, прачешную, иконную и книжную лавку, открытую в прошлом году, кавасов-проводников по святым местам, систематические религиозные народные чтения, которыя ведутся членами нашей духовной миссии, даровой ужин в день приезда в Иерусалим, даровые розговения на Пасху, даровые обеды в дни особенно знаменательные в жизни Общества и поминальные обеды благотворителей и т. д. и т. д. Этими благодетельными улучшениями в жизни наших паломников в Иерусалиме Общество в значительной степени обязано усердию и энергии своих уполномоченных приснопамятного Д. Д. Смышляева и здравствующего ныне Н. Г. Михайлова. Все указанные нами улучшения, произведенные Обществом в русских странноприимных заведениях, оказали свое желанное действие, и число паломников год от года росло и росло, достигнув весьма почтенной цифры 10,000 человек в год, как это свидетельствовалось в Высочайшем рескрипте, данном на имя незабвеннаго секретаря Общества В. Н. Хитрово в 1904 году. Само-собой разумеется, что Сергиевское подворье, для паломников, желающих пользоваться отдельным помещением, рассчитанное приблизительно на 100 человек, и старые приюты на 800 человек, ни в каком случае не могли удовлетворить всех наших паломников, число которых единовременно, например к Пасхе 1900 г., достигало на постройках до 5.882 человек, в том числе было 314 моряков средиземной эскадры с контр-адмиралом Скрыдловым во главе. Решившись в 1893 г. „не отказывать в помещении прибывающим поклонникам, в каком бы числе они ни прибывали, предпочитая скученное их помещение необходимости гнать их от ворот русского подворья", Совет Общества в 1897 г. признал благовременным осуществить свою мысль об „устройстве временных помещений в виде ли палаток или переносных бараков", и выстроил на 660 человек 11 барачных домиков, из коих два гальванизированного железа и 9 деревянных.

Остановиться на этой временной мере нельзя было, и Общество в 1899 году возбудило ходатайство пред Государем Императором о ежегодной субсидии из Государственного Казначейства в 30,000 р. Однако же и с этою субсидией приступать к серьезным сооружениям в Иерусалиме было рискованно, а поэтому Общество предприняло новое ходатайство о займе в 600,000 р. из капиталов, находящихся в распоряжении министерства иностранных дел. 23 января 1901 г. последовало Высочайшее соизволение „на выдачу из имеющихся в распоряжении министерства иностранных дел капиталов Императорскому Православному Палестинскому Обществу в безпроцентную ссуду 500,000 р., при условии полного погашения таковой ежегодными взносами в 30,000 р., составляющими получаемое Обществом ассигнование из Государственного Казначейства". После этой милости Государя Императора, Общество уже безбоязнено поручило архитектору А. Е. Элкину, под наблюдением академика М. Т. Преображенского, члена Совета, приступить к составлению сметы, планов и чертежей нового паломнического приюта и затем, по одобрению их, начать и самые постройки. Наблюдение было поручено особому комитету из лиц, находящихся на службе в Палестине: инспектора Галилейских школ П. И. Ряжского, нашего почтенного управляющего подворьями Н. Г. Михайлова и доктора В. Я. Северина. Новый трехэтажный паломнический корпус, освященный 6 декабря 1906 г. и получивший в честь Благодетеля и Покровителя Общества Государя Императора Николая Александровича имя „Николаевского", уже выдержал свой пробный экзамен в только что окончившийся паломнический сезон, дав возможность вместе с другими корпусами приютить свыше 6 тыс. паломников, единовременно проживавших в подворьях до нынешней Пасхи.

Почти одновременно в 1901 г. было приступлено Обществом, по плану архитектора Шумахера, и к сооружению паломнического приюта в Назарете, куда, как напр., в только что закончившийся паломнический сезон, собиралось иногда до 1,500 паломников единовременно. Потребность в собственном странноприимном доме в Назарете давно уже ощущалась, но Общество с этими постройками лелеяло мечту, ныне еще не вполне осуществившуюся, в свободное от паломников здание, под одну кровлю, собрать все свои учебно-воспитательные и благотворительные учреждения: учительскую семинарию, мужскую и женскую школы и амбулаторию. Постройки здесь закончились в 1904 году и обошлись Обществу в 170,688 р.

В Кайфе, имеющей у себя естественную прекрасную гавань с безопасной для судов и пароходов стоянкой во время бурь и непогод на Средиземном море и находящейся почти накануне признания ее гаванью для пароходов Русского Общества, с высадкой здесь наших паломников в Галилею, прибретен Обществом в 1902 г. у нашего вице-консула С. К. Хури дом с садом для паломнического приюта, получившего наименование „В. А. Сперанского", жертвователя на этот предмет.

Русский госпиталь для паломников в Иерусалиме — одно из старших учреждений. О таком госпитале помышлял еще арх. Порфирий, первый начальник русской духовной миссии в Иерусалиме, и проектировал его устроить за городом при Крестном монастыре. Осуществить благую мысль арх. Порфирия удалось его преемнику епископу Кириллу Наумову, получившему от великодушной императрицы Марии Александровны на этот предмет щедрую денежную жертву и прекрасный набор всех необходимых для госпиталя инструментов. Здание русского госпиталя, существующее на русских постройках и доселе — постройка Палестинского Комитета, открытая для больных паломников в 1864 г. В 1885 г. было пристроено к нему Палестинской Комиссией особое здание для заразных болезней. С переходом богоугодных зданий в ведение Общества произведены были в больнице необходимые расширения и улучшения настолько капитальные, что наш иepyсалимский госпиталь может считаться ныне в ряду подобных человеколюбивых учреждений в Иерусалиме одним из лучших. За 1 р. с., взимаемый ныне единовременно с каждого паломника, прибывающего в Иерусалим, больной паломник пользуется в нем услугами врача и сестер милосердия, даровыми лекарствами и находится на полном содержании Общества за все время болезни, как бы она ни тянулась продолжительно.

В 1889 г. при больнице была открыта амбулатория для приходящих больных из туземцев, встреченная всем православным населением Иерусалима с восторгом и посещаемая ими весьма охотно. Раньше годом открыта была такая же амбулатория г-жею Якубович в Назарете, в 1892 г. — в Бейт-Джале, в 1896 г.— в Вифлееме, в 1897 г. — в Дамаске, и в 1904 г. — в Хомсе. Как велико значение для края этих филантропических учреждений Общества, достаточно указать на число зарегистрированных посещений за прошлый год во всех амбулаториях, простирающееся до 126,827 посещений.

К указанным двум задачам — поддержанию православия и улучшению быта русских паломников, Августейший основатель и первый председатель Общества и неустанные его сотрудники считали необходимым присоединить и третью — ознакомление с Св. Землею, издание книг о Св. Земле и научное изследование ее. «Для того, чтобы действовать сознательно, говорил в отчете за 1882–1883 г.г. М. П. Степанов, для того, чтобы возбуждать сочувствие — необходимо прежде всего полное знание того, где мы хотим действовать, к чему мы хотим возбудить сочувствие». «Задача эта для нас в Poccии усложняется тем, что приходится обращаться к разным слоям читающей публики, для которой писать почти одно и то же, если не пьяным языком, то иным слогом, причем писать для большинства наших богомольцев оказывается, конечно, гораздо затруднительнее, чем для более образованных, а писать для сих последних представляется не менее необходимым». И как ни слабы были на первых порах силы, и как ни малы материальные средства, Общество, искусно направляемое душой его В. Н. Хитрово, решилось немедленно приступить к изданию «Православного Палестинского Сборника», последний 57 выпуск которого вышел ко дню настоящего юбилея.

В 1886 г. начато было периодическое издание, получившее негромкое наименование «Сообщения» Общества. Не раз преобразовывавшееся и переменявшее редакцию, это издание в 1904 г. превращено было в правильный четырехмесячник, являющийся ныне органом русских палестиноведов и востоковедов — Cиpии, Палестины, Египта и Аравии и с живым интересом следящих за всеми выдающимися событиями и явлениями в жизни этих стран. Редакция этого журнала — четырехмесячника — поручена в 1905 г. известному византологу И. И. Соколову, проф. Петербургской Духовной Академии.

Побуждаемое великодушным Августейшим председателем великим князем Сергием Александровичем, изволившим находить возможным оказать „свое содействие относительно ученых исследований" и внесшим в кассу его 15,000 франков, Общество решило, при помощи арх. Антонина, через местного ученого Конрада Шика, произвести научные раскопки русского участка земли близ храма Воскресения на месте базилики св. Константина. Место это было приобретено Палестинским Комитетом еще в 1859 г., и на нем производились уже научные раскопки в 1864 г. известным французским ученым Вогюэ и в 1865 г. английским палестиноведом и археологом Вильсоном, при чем была обнаружена древняя византийская арка с проходом под ней. Но затем, когда мысль о временном приюте для наших паломников и миссии внутри города Комиссией была оставлена, то раскопки прекращены и самое место снова было засыпано мусором. Палестинское Общество, чуждое сначала каких либо практических планов и намерений и имея в виду главным образом археологический интерес к месту, с которым связывалось решение важных научных вопросов о пропилеях древней Константиновской базилики на месте обретения Животворящего Креста Господня и о положении Голгофы и Гроба Господня, решение коих влечет за собой разгадку вопроса о древнееврейской городской стене и пороге врат, чрез который шествовал Богочеловек на Голгофу к месту своих страшных страданий.

К глубокому сожалению, справедливость требует однако же заявить, что деятельность Палестинского Общества, касающаяся этого важного места во всех своих стадиях от начала раскопок до дня освящения на нем храма во имя св. Александра Невского, в молитвенную память в Бозе почившего Государя Императора Александра III, встречала всегда целый ряд самых неожиданных препятствий и затруднений и требовала со стороны в Бозе почившего Августейшего Председателя и ближайших сотрудников его В. Н. Хитрово, М. П. Степанова и др. большой затраты энергии и громадного напряжения усилий для их устранения. К раскопкам на этом месте было приступлено арх. Антонином лишь в марте 1883 г., когда получен был фирман на это от турецкого правительства. Раскопки, как известно, увенчались полным успехом и в своем конечном результате дали возможность отыскать угол древне-еврейского сооружения, по восточной стороне коего, как предполагается, шла дорога за город, а следовательно и к Голгофе. В восточной части этой дороги на русском месте усмотрен был порог древних врат, через который, по всей вероятности, и шел Господь на крестную смерть. С этим открытием на данном месте находятся в связи и некоторые другие, имеюшие глубокий научный интерес для топографии Иерусалима времен Христа и даже древне-иудейской эпохи. Произведенные на русском месте раскопки и открытые здесь остатки древне-еврейской стены, порога Судных врат, арки базилики Константина и пристроек византийской эпохи естественно потребовали со стороны Общества сооружений зданий для прикрытия их и защиты от дождя и других физических непогод. И в этом своем намерении Общество с разных сторон встретило снова немало затруднений, которые ему удалось устранить лишь через три года с лишним и путем усиленных ходатайств. Первый камень своего сооружения на русском участке близ храма Воскресения был положен лишь 13 сентября 1887 г.

Здание на месте наших раскопок, после того как из опроса ученых русских и западных археологов, причастных к палестиноведению, выяснилось их важное церковно-археологическое значение, не могло оставаться пустым, и у деятелей Палестинского Общества явилось вполне естественное желание использовать его соответственно важности и тому положению, какое оно занимало внутри города близ храма Воскресения. Так как в этой постройке решено было дать приют женской общине, то само собой явилась необходимость устроить здесь и домовую церковь, с тем, чтобы инокини могли денно и нощно славить Господа. И Общество принялось настойчиво за осуществление этого своего прекрасного намерения, без шума и излишних разговоров подготовляя все необходимое для будущего храма, но утешения видеть его освященным и открытым для богомольцев ему пришлось терпеливо ожидать довольно долго. Соседство этой церкви с храмом Воскресения в глазах патриархии служило одним из главных препятствий для получения благословения на это освящение. И только блаженная кончина Государя Императора Александра III, поразившая своей преждевременностью весь мир, смягчила непреклонное „non possumus" иерусалимской патриархии, согласившейся освятить церковь в молитвенную память великодушного царя-миротворца, но под условием служения в нем лишь однажды в неделю, в четверг, в день, когда отошел в вечность почивший Государь.

В этом-то храме у самого священного порога на неусыпном чтении Псалтири и находят себе поминовение все почившие деятели Общества и те из русских людей, кои пожелают записаться на вечное поминовение.

Одновременно с научными раскопками близ храма в Иерусалиме, по желанию Августейшего председателя, были командированы: 1) доцент С.-Петербургского университета, ныне известный грузинолог проф. А. А. Цагарелли на Синай, в Иерусалим и Афон для исследования грузинских древностей и рукописей. По ходатайству великого князя Сергия Александровича, ассигновавшего из личных средств на это путешествие 1,500 р., главноначальствующий на Кавказе князь Дундуков-Корсаков согласился из сумм кавказского управления отпустить такую же сумму. Итогом этого путешествия является капитальный труд: „Памятники грузинской старины в Св. Земле и на Синае" и 2) П. В. Безобразов, бывший доцент Московского университета, на острова Архипелага с целями: а) описания рукописей библиотек монастырей, б) составления библиографии изданий греческих паломников и в) розыскания новых неизвестных — с ассигнованием ему 2,000 руб. на расходы по этой поездок. Поездка эта, однако же, осязательных результатов не дала, если не считать, что г. Безобразов, в благодарность за поддержку, иногда принимал, участие в изданиях Общества.

В 1886 г. Общество оказало пособие в 500 р. известному путешественнику доктору А. В. Елисееву, решившемуся отправиться в Св. Землю через Кавказ и Малую Азию, т. е. тем вторым трактом сухопутным, по которому двигались в старину наши паломники, не желавшие подвергаться тягостному длинному путешествию на кораблях по морю. В этом же году в Иерихоне на участке земли, подаренном Обществу иеромонахом Иоасафом, были начаты раскопки Д. Д. Смышляевым, с ассигнованием на них из средств Общества 1500 р.

В 1888 г. заключено условие с известным византологом, доктором эллинской словесности, А. И. Пападопуло-Керамевсом, по которому этот ученый за 2,400 франков в год обязался доставлять „интересные и малоизвестные греческие описания Св. Земли с предисловием, но без перевода, всего приблизительно до 20 печатных листов", для напечатания в изданиях Общества. С этого времени весьма плодовитый и изумительной трудоспособности греческий ученый издатель продолжает быть неустанным сотрудником Общества, подарив науке 4 т. каталога рукописей Иерусалимской библиотеки, 5 т. ???????, собрате материалов по палестиноведению, и ко дню настоящего юбилея изготовитъ 57 выпуск „Сборника Общества", содержащий в себе „Памятники палестинской и сирийской апологии". В 1891 г. снаряжена была ученая экспедиция в Сирию, Хауран, Аджалун, Заиорданье и Палестину под начальством академика Н. П. Кондакова, при участии проф. А. А. Олесницкого. Плодом этого путешествия являются до 1,000 фотографических снимков, 50 акварелей и 20 планов разных древних сооружений и интересная прекрасная книга: „Археологическое путешествие по Сирии и Палестине". Путешествие этой экспедиции было разсчитано на 5 месяцев и на расходы ее предположено 14,500 р. золотом.

В 1898 г. на научные иследования Сирии и Палестины ассигновано было 5,000 р. директору Археологического института в Константинополе Ф. И. Успенскому, который, по возвращении из путешествия в Баальбек, Пальмиру и Палестину, описал научные результаты его в книге „Археологические памятники Cирии".

Кроме этого Общество неоднократно приходило на помощь русским ученым труженикам, предпринимавшим путешествие по Востоку с научной целью: в 1887 году приват-доценту П. А. Сырку на поездку на Афон 400 руб., в 1898 г. художнику Клуге, путешествовавшему 3 месяца в Мадебу (за Иордан) для воспроизведения мозаичной карты Палестины 2,000 франков и за карту, которая была приобретена в собственность Общества 1,000 франков, в 1900 г. проф. Мышцину в Иерусалим для описания библиотеки и музея арх. Антонина, в 1902 г. проф. Н. Я. Марру в его поездке на Синай, проф. И. И. Соколову в поездке в Константинополь и на Афон и др.

За истекшие 25 лет на страницах „Православного Палестинского Сборника", начавшего выходить в свет еще до открытия Общества (Первые два выпуска 1881–1882 г. составляют издание В. Н. Хитрово) были напечатаны все древне-русские паломники, все известные и даже малоизвестные анонимные византийские паломники, древнейшие паломники латинские, по изданиям Гамуррини и Тоблера, и изданы многие капитальнейшие исследования, относящиеся к Иерусалиму (напр., проф. А. А. Олесницкого: „Ветхозаветный храм"). В Сообщениях и изданиях Общества принимали участие все выдающиеся русские византологи, палеографы и библиографы, как напр. В. Г. Васильевский, И. Е. Троицкий, П. В. Помяловский, архимандриты Антонин Капустин и Леонид Кавелин, М. А. Веневитинов, В. Н. Хитрово, X. М. Лопарев, С. О. Долгов, Н. П. Барсуков проф. Н. А. Медников, проф. Н. И. Ивановская, Г. С. Дестунис, А. И. Пападопуло-Керамевс и многие другие. Некоторые из этих изданий могут спорить своими внешними достоинствами с лучшими заграничными произведениями типографского искусства. Такими изданиями безусловно следует признать «Ветхозаветный храм» проф. Олесницкого, «Описания рукописей Иерусалимской библиотеки» Пападопуло-Керамевса, «Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов» по арабским источникам Н. А. Медникова, «Житие и хождение Даниила, русской земли игумена», и «Странствования Василия Григоровича-Барского». На роскошное издание книги «Хождение В. Григоровича-Барского», с 145 рисунками, специально пожертвованы были 5,000 р. Его Императорским Высочеством Великим Князем Павлом Александровичем.

Выше мы уже говорили, что Палестинское Общество, предпринимая ученые экспедиции в Cирию и Палестину и роскошные научные издания, не могло забывать и об удовлетворении духовных потребностей простых малограмотных паломников, попечение о которых оно взяло на себя главным образом. И мы счастливы заявить, что и эта сторона издательской деятельности не была упущена из внимания Обществом. Кроме напечатания удешевленного и общедоступного «Спутника православнаго поклонника в Св. Землю» прот. В. Я. Михайловского, «Спутника в Св. Землю» В. Н. Хитрово и «К Животворящему гробу» его же, Обществом издано 72 выпуска общедоступных чтений о Св. Земле, 11 вып. Палестинского Патерика (два приготовлены к печати), с 1905 г. под редакцией проф. В. П. Рыбинского предпринята серия изданий под заглавием: «Святая Земля в праздниках православной церкви», разрабатывается, по почину академика В. В. Латышева, вопрос об изданиии на русском языке древнерусских паломников для народа и готовится новая cepия палестинских листков.

Научная издательская деятельность Общества вызвала к жизни настоятельную необходимость иметь собственную специальную библиотеку, о которой в настоящем случае нельзя умолчать.

20 мая 1887 года покойный неусыпный радетель Общества В. Н. Хитрово вошел в Совет его с предложением приобрести от него «за половинную стоимости» библиотеку по истории и топографии Св. Земли, которую он «в течение 15 лет с любовью и старанием собирал», и стоимость которой он оценивал в то время в 10 тысяч рублей. Главным побуждением для этого предложения у него служило «опасение видеть свое собрание в случае его смерти разстроенным». Общество охотно согласилось на его предложение, выдав ему тотчас же 3,000 р. и, оставив библиотеку до времени приобретения „собственного помещения" в распоряжение ее владельца. Но «помещения собственного» у Общества и доселе не имеется, от денег безкорыстный ревностный деятель совершенно отказался, между тем библиотека В. Н. Хитрово сделалась уже давным давно неотъемлемым весьма ценным достоянием Общества. С течением времени, на протяжении истекших 25 лет, это книгохранилище значительно преумножилось и ныне по востоковедению и палестиноведению едва ли где имеется в нашем отечестве другое равное ему книгохранилище. Всего библиотека заключает в себе 14.000 томов в 10,093 названиях.

Ко дню настоящего юбилея под редакцией академика В. В. Латышева Общество выпустило в свет два тома каталога библиотеки под заглавием «Систематический каталог библиотеки Императорского Православного Палестинского Общества», причем ч. 1, содержащая отделы А-М, имеет в себе 605 стр., а вторая часть, заключавшая в себе один отдел Н, и именно книги по палестиноведению, имеет 258 страниц.

Итак, вот в самых кратких, общих чертах все сделанное Императорским Православным Палестинским Обществом за истекшие 25 лет. Озираясь на пройденный путь, Общество, к глубокому своему сожалению, видит, что из деятелей первого часа остаются в живых лишь весьма немногие, большинство же из них отошли в вечность, оставив нам в завет несокрушимую веру в величие и святость задачи, преследуемой Обществом и показав на cвоем примере, чего можно достигнуть при упорном труде, неослабной энергии и горячей любви к делу. Вечная и незабвенная им память, а вам, здравствующие деятели, наш земной поклон.

Стоя теперь на рубеже грядущей таинственной новой четверти бытия, деятели последнего часа, возглавляемые и воодушевляемые своим Августейшим Председателем Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Федоровной, паломницей Св. Земли, близко к сердцу принимающей интересы Общества и нужды наших паломников, позволяют себе смелость произнести неизменный старый девиз Общества: «Не умолкну ради Cиoнa и ради Иерусалима не успокоюсь», памятуя всегда слова Св. Писания: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие».