ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Христос в уединении на Генисаретском озере

Христос в уединении на Генисаретском озере

Генисаретское или Тивериадское или море Галилейское - названия озера, на котором любил бывать Христос. Там он познакомился со своими учениками, там проповедовал народу, там любил уединяться.


Христос на Генисаретском озере.
И. К. Айвазовский. 1894 75х48  Холст, масло.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
http://gallery.crimea.ua/ru/preview2.php?p=101&n=101158

***




На Генисаретском (Тивериадском) озере.
В. Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло, 79 х 158.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Справа внизу подпись: В Поленовъ 88 (буквы В и П переплетены).
Приобретена П. М. Третьяковым.
Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 2800. 

Картина «Христос на Генисаретском озере» или, как её называл Поленов, «Христос идёт по берегу озера» (ГТГ) является второй работой, задуманной в цикле «Из жизни Христа», которая появилась практически сразу за первой «Христос и грешница», и вызвала столько эмоций у зрителей.

Эскиз – вариант картины находится в Днепропетровском художественном музее. Картина неоднократно повторялась и варьировалась художником. Вариант – повторение, исполненный в 1889 г., находится в Курской картинной галерее имени А. А. Дейнеки, вариант – повторение 1890 г. – в Киевском музее русского искусства.




На Генисаретском (Тивериадском) озере (повтор).
В. Д. Поленов. 1888 или 89 г. Холст, масло, 92×385.
Курская Государственная галерея им.А.А. Дейнеки
Инв. № 80, из коллекции Воронцова

***


Мечты. Иисус на Генисаретском озере.
В. Д. Поленов. 1894 г.


Мечты.
В. Д. Поленов 

«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Евангелие от Иоанна 6:14-15.

Комментарий В. Д. Поленова: Ясное безоблачное небо, справа на скалистом берегу сидит Иисус с посохом, опершись головою на руку, и смотрит вдаль; перед Ним гладкая поверхность Тивериадского озера, за которым противоположный высокий берег.

«…Трудная задача передо мной, непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться,— слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем».

Этот сюжет неоднократно Поленовым повторялся. Записи художника, хранящиеся в архиве Третьяковской галереи сообщают об одном эскизе 1887 года и 6 вариантах (указание в Каталоге Музея-усадьбы В.Д. Поленова. Л., 1964. С. 100). В настоящее время специалистами собрана информация об 11 авторских вариантах-повторениях. 


Мечты (На горе)
В. Д. Поленов. 1894. 180х165.
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева


На горе.
В. Д. Поленов. 1894 г., холст, масло, 151х142.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург