ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ГОНЧАРОВ И.А. (1812-1891)

Иван Андреевич ГОНЧАРОВ
(1812-1891)


Портрет писателя Ивана Александра Гончарова
Худ. И. Н. Крамской. 1874. Холст, масло. 114х94.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Гончаров Иван Александрович (1812-1891), прозаик, критик, родился в Симбирске в состоятельной купеческой семье. В 7 лет остался без отца, воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, женщина религиозная. Образованием руководил отставной моряк, просвещенный помещик Н. Трегубов. Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.

Закончил Московское коммерческое училище и словесный факультет Московского университета. Очень интересовался вопросами теории и истории литератур, увлекался искусством, театром, обожал Пушкина. В студенческие годы издал свой первый литературный опыт.

Служил мелким чиновником, затем цензором, способствовал изданию некоторых запрещенных произведений Тургенева, Некрасова, Писемского. Осенью 1852 отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В 1858 были изданы 2 тома очерков под названием «Фрегат Паллада». Первый роман Гончарова «Обыкновенная история» вышел в 1847 году. В 1859 появился второй роман Гончарова — «Обломов», вершина творчества писателя. Третий роман Гончарова «Обрыв» (1849-68) явился плодом двадцатилетней работы. В 1870-е выступает как талантливый критик. Завершил жизнь почти в полном уединении, больной, одинокий. Умер в 1891, похоронен в Петербурге.

Более ста лет назад Д. С. Мережковский определил своеобразие религиозности писателя: «Религия, как она представляется Гончарову, - религия, которая не мучит человека неутолимой жаждой Бога, а ласкает и согревает сердце, как тихое воспоминание детства». Христианство присутствует в романах Гончарова «стилистически» сдержанно, но за ним скрывается глубинный трагизм земного бытия человека, проблема духовной жизни и смерти.