Утешительные прогнозы. Сергей Степашин в программе «Актуальное интервью»

Телеканал "360° Подмосковье"

- Почти треть опрошенных признались в нелюбви к книгам. В чем причина, на Ваш взгляд, и действительно ли  это проблема, о которой стоит говорить? 

 - Это действительно проблема, потому что неграмотный человек социально опасен, от него будет мало пользы стране. История,  которая сейчас происходит в некогда братской республике, - свидетельство того, что историческая память почти вычищена. Сейчас не поймешь, откуда взялись корни Киевской Руси и т.д. Это, кстати, вопрос тоже к чтению. Да, это проблема серьезная, хотя у нас есть еще другая статистика: по количеству читающих детей в возрасте от 6 до 10 лет мы входим в первую тройку. А вот чем дальше, тем хуже. Меньше читают школьники, они читают, если есть школьные программы, и им могут поставить двойку по неуспеваемости. А вот очень многие взрослые не читают. Те самые 36%, о которых Вы сказали, но есть еще одна  цифра, которая меня тревожит больше. Если в Советском Союзе, первую книжку ребенку прочитали  бабушка, папа и мама в 90% семей, то сейчас только в 10%. То есть, первую книгу дети, как правило, узнают либо в садике, либо от гувернера или гувернантки, либо еще от кого-либо. Таким образом, общение в семье ограничивается, я не знаю, телевизором, айпадами, твиттерами, компьютерами. Кстати, люди перестали писать. Писем не пишут. Сейчас через компьютер можно все, что угодно ввести, вывести, и люди уже с трудом  формулируют свои мысли. Да, такая проблема есть.  

 - Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы, считает, что москвичи уже перестали записываться в библиотеки. А как Вы считаете, есть ли смысл развивать библиотечную сеть, или стоит  перенести её просто на электронную платформу? 

 - В зависимости от того, какая библиотека. В Ленинке, как было огромное количество, я её по старинке называю, Государственная библиотека… 

 - Но Ленинка одна! 

 - Есть  другие, библиотека Добролюбова, я знаю, в Питере - Салтыкова-Щедрина, сейчас  она по-другому называется, Публичная библиотека. Да, может быть, в некоторых районах, там, где нет привлекательности, можно подумать о том, как подать ту же книгу не через библиотеку. Я другой пример приведу. Вот напротив, опять же, Ленинской библиотеки есть книжный магазин Москва: он работает круглые сутки, заходите туда, там можно и книгу почитать, там можно отдохнуть, туда можно прийти с детьми. Может быть, на это сейчас сделать упор, ведь у нас, к сожалению, сейчас уменьшается количество, причем в достаточно больших темпах, и книжных магазинов. Мы это приостановили буквально несколько лет назад.  

 - На 143 миллиона полторы тысячи книжных магазинов всего.  

 - Да, здесь мы выглядим, пожалуй, хуже всех в Европе, это очевидно. Я не беру Восточную Европу, бывший Советский Союз, а вот если брать такие страны, как Германия, Франция, Италия, Польша, мы действительно выглядим хуже, даже хуже Штатов, хотя там тоже не очень любят читать. Особенно не про свою страну. Поэтому, это действительно серьезная проблема, но что касается библиотеки, то в небольших городах, особенно в сельских поселениях, она чаще всего является единственным заведением, куда люди могут прийти.  

 - Потому что там нет интернета.  

 - И других развлечений нет, даже кинотеатры закрыли. Вот там библиотеки надо, конечно, очень серьезно развивать и думать о них. Но Капков, кстати говоря, потом поправился, он сказал, что он не против библиотек, видимо, кто-то подсказал.  

 - Получается, нужно менять формат общения с населением? 

 - Безусловно. Очевидно, что после появления интернета, нужно по-другому и библиотекарю работать с читателем, и книгу доводить иначе. И опять же, я за так называемую живую книгу. Приведу еще один пример - Питер. Есть такая сеть магазинов "Буквоед" там как раз есть живая говорящая книга. Если вы приедете на Площадь Восстания, на Московский вокзал, пройдете направо, то вы увидите прекраснейший магазин и увидите в нем огромное количество людей и детей. Так же как и Дом Зингера, Дом Книги, что на Невском проспекте, я говорю о Питере, потому что это мой родной город, хотя я давно  уже живу в Москве. Есть очень хорошие примеры, вот они-то и должны, конечно, быть интересными.  

 - Наверное, нужна какая-то интерактивность.  

 - Совершенно верно. И сразу хочу сказать: возможность того, что электронная книга заменит традиционную, - это тоже не очень большая опасность. Пока в сегменте рынка электронная книга занимает не более 1,5-2%. Она хороша, интересна в самолёте, в поезде, я сам ей пользуюсь часто. Учебники хорошо ввести в компьютер, чтобы дети не таскали огромные тяжелые рюкзаки, и родителям дешевле, особенно в небогатых семьях. А что касается самой книги, она останется конкурентной, как и театр остался конкурентным, когда появилось телевидение.

 - А какое? значение сейчас уделяется детской литературе? Многие родители жалуются, что качественные издания просто исчезли. Мы не будем сейчас искать причину, меня больше интересует детская православная литература. Как Вы считаете, стоит ли действительно говорить о вере с ребенком с детства, или нужно подождать, пока он подрастет и сам выберет, в кого и как верить? 

 - Хороший вопрос. Я объясню на простом примере. Моя внучка ходит в Церковь, ей 4,5 года. Пока она, может быть, не всё понимает, но начинает уже спрашивать. А есть дети, которые никогда в Церковь не придут и книжку не прочитают. Палка о двух концах. Всё зависит от семьи, от дома, от традиций и от того, как это подать ребенку. Если это подать через силу, наоборот, лекция будет очень неважной. Ну а если это хорошее красивое издание, почему бы и нет? Тем более что в Библии, в Евангелии, речь ведется о добре, что хорошо для ребенка.  

 - Православное Палестинское общество много внимания уделяет именно подрастающему поколению. Я знаю, что буквально накануне в Вифлееме Вы открыли русскую школу для арабских мальчиков. Для чего это делается, и каких Вы ждете результатов? 

 - Во-первых, мы продолжаем развивать то, что было заложено в уставе Императорского Православного Палестинского общества, вот уже 132 года. Продолжаем то, что делал великий князь Сергей Александрович, особенно великая княгиня Елизавета Фёдоровна, зверски убитая в 1918-м году. Причем, в этот короткий период, с 1908-го по 14-й год на Святой земле, а тогда в состав Палестины входили Израиль, Иордания, Ливия, Сирия, Ливан, было построено более 100 русских школ. Россия пришла на эти территории с русским языком, с русской культурой, со своей историей. Намного дешевле дать детям образование, научить их, рассказать о своей стране, чем потом их вооружить во имя защиты своих же ценностей. Вы понимаете, о чем я говорю? Это намного дешевле и намного справедливее. Я хорошо знаю Ближний Восток из-за работы в обществе. Большая часть арабского населения, за исключением, может быть, стран Персидского залива, к нам относится очень хорошо. Все помнят, что Россия никогда туда с оружием не приходила, не приходит и сейчас. Вот 500 детей будет знать мою страну, 500 мальчиков - наиболее активная часть населения - будут знать русский язык, русскую культуру. Многие из них приедут сюда учиться, и так далее. Вот это хорошая общемировая геополитика.  

 - Кстати, что касается поездок. Сейчас организовываются и активно проводятся туристические туры, которые сконцентрированы именно вокруг Святых мест. Как Вы связываете туризм и Православие? Есть ли золотая середина, чтобы у людей была не только туристическая заинтересованность посмотреть Святые места, но чтобы посещение еще и цепляло душу? 

 - Такое посещение всех цепляет. Любой человек, приезжающий в Израиль, идет к Гробу Господню. Или в Вифлеем к месту, где родился Иисус. В прошлом году в Палестине побывало почти полмиллиона наших граждан. Лет 10 назад туда только единицы приезжали, потому что многие просто боялись. Все считали, что Святые места - это Иерусалим, в лучшем случае - Вифлеем.  

 - Спасибо Вам за интересный разговор, будем надеяться, что и к нам будут приезжать и с интересом посещать ценные для верующих места.  

 - Будут. Мы с С.С. Собяниным даже открыли первый музей, посвященный великому князю Сергею Александровичу и великой княгине Елизавете Фёдоровне. Сергей Александрович был одним из лучших губернаторов Москвы.

 - Удачи Вам в Вашем таком непростом, но очень важном деле.

Поделиться: