ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Императорское Православное Палестинское Общество: век XIX - XX - XХI

ИППО является главным Российским научным учреждением.

Императорское Православное Палестинское Общество:
век XIX - XX - XХI

Оно с 1882 года планомерно на протяжении вот уже 125 лет занимается изучением Святой Земли, изучением русско-иерусалимских, русско-палестинских религиозно-культурных духовных связей и помощью русским православным паломникам в осуществлении целей православного паломничества.


Н. Н. Лисовой выступает на Международной конференции
«Иерусалим в русской духовной традиции». 1 ноября 2005 г., Иерусалим
 
До 1917 года активно осуществлялась поддержка Православия в Святой Земле, т. е. речь шла и о материальной, и о дипломатической, и о всяческой поддержке Обществом Иерусалимского и Антиохийского патриархатов. Потому что исторически в понятие Святой Земли входили и Палестина Заиорданская – Заиорданье, и Сирия и Ливан, т. е. Библейский регион. Вот эти страны и были основным объектом работы ИППО. Идея Общества возникает среди русских ученых, паломников и писателей еще в конце 30-х в начале 40-х годов XIX столетия. Андрей Николаевич Воробьев и Авраамий Сергеевич Норов были первыми, кто заговорил всерьез о создании специального научного общества по изучению Святой Земли и по оказанию помощи Святой Земле.

К сожалению, на первых порах идея не нашла прямой поддержки, и русское присутствие в Святой Земле, о котором только что говорилось, осуществлялось постепенно. Так, например, Иерусалимское подворье в Москве возникло в 1818 году, а Русская Духовная Миссия в Иерусалиме только в 1847 году – через 30 лет, с существенным опозданием. Точно также Императорское Православное Палестинское Общество возникло только в 1882 году когда уже существовало и соответствующее немецкое Deutsch Palastina Verein и Фонд Палестинских исследований — британская научная организация соответствующего типа. Этому были свои причины и свои обстоятельства, но самое главное заключается в следующем: постепенно достоянием не только научной, но и общественной мысли в России стала не необходимость (необходимость сознавалась), а стала возможность реальной работы в Святой Земле.

Стоит напомнить, что представляла собой Святая Земля XIX века. Эта одна из провинций, глубоких провинций Турецкой империи. Здесь не было ни железной дороги, первая железная дорога связала Иерусалим и Яффо в 1892 году, ни шоссейных дорог, ни банковской системы, которая, возникает только впервые в 60-70-е годы XIX века. Т.е. действительно работать было чрезвычайно трудно. Тем не менее русское присутствие активно начинается с 60-х годов, когда в 1859 году состоялось первое августейшее паломничество на святую Землю. Великий князь Константин Николаевич посещает Иерусалим, хотя у нас сохранились сведения, что собирался приехать в святую Землю сам император Николай I, но приехал только 15 лет спустя его сын Константин Николаевич. Зато с самого начала русское присутствие становится, что называется, на «крепкие ноги». Приобретаются земельные участки русского кампуса как мы его называем, или «Москобия» — русские постройки, которые строятся в 1860–64 годах. Троицкий Собор освящен в 1872 году в присутствии другого брата царя Великого князя Николая Николаевича старшего, а в 1882 году, как я уже сказал, основывается Палестинское Общество, первоначально просто Православное Палестинское общество. В 1889 году, когда произошло слияние Палестинской комиссии при Азиатском департаменте в Министерстве Иностранных Дел с Палестинским Обществом, Общество получает почетный титул Императорского, т. е. принимается под прямой патронаж царствующего дома.

Давайте вспомним самые первые шаги Палестинского Общества в Святой Земле. Поступает доклад Великого князя Сергея Александровича о необходимости произвести знаменитые раскопки на русском месте на участке возле Храма Гроба Господня – знаменитые раскопки, приведшие к открытию Порога Судных Врат и древней стены Иерусалима. 1882 год. Только что возникло Общество, и сразу выделяются деньги на проведение этих раскопок. Только что возникло Общество, и осенью 1882 года открываются первые школы в Палестине. Общество начинает активную работу по осуществлению учебно-просветительной программы. К 1914 году ко времени Первой мировой войны более 100 школ содержались Палестинским Обществом в Палестине, Сирии и Ливане. В том числе мужская учительская семинария, готовившая учителей в Назарете и женская учительская семинария в Бейт-Джале возле Вифлеема. Это задействовано буквально сразу в 1882 году.

Тогда же в 1882 году приобретается участок в Гефсимании на склоне Елеонской горы, там где возникнет Церковь св.Марии Магдалины. Первым строительным проектом Палестинского Общества на Святой Земле станет Церковь св.Марии Магдалины. В 1885 году она была заложена, об этом у нас специально будет сделан доклад, поэтому я на этом не останавливаюсь. Я отмечаю только вехи.

Следующий 1886 год – приобретен участок, на котором начинается строительство Сергиевского подворья. В это же время в 1886 году оформлено владение Палестинского Общества на так называемый Иосафовский участок в Иерихоне. То и другое первоначально оформлено на имя помощника председателя Палестинского Общества Михаила Петровича Степанова.

Т.е. основные направления деятельности Палестинского Общества – и строительство подворья для паломников, и строительство храмов, и научные раскопки, и научно-популяризаторская издательская деятельность начинаются сразу же, как только Общество создано. Поэтому к 1889 году оно уже успело доказать свою жизнеспособность, свою активность и свою возможность достойно представлять Россию в Иерусалиме и Святой Земле.

Это, условно говоря, первый период жизни Палестинского Общества, если позволить некоторую периодизацию. До 1905 года Палестинское Общество возглавляет с самого начала, с самого его основания Великий князь Сергей Александрович. Это Сергиевская эпоха в жизни ИППО. Она была, как считают некоторые историки, наиболее активной, наиболее творческой и по части научных достижений и особенно по части строительных проектов. За Сергиевским подворьем последует затем Николаевское подворье в Иерусалиме, последует подворье имени Сергия Александровича в Назарете, последует строительство в других местах, причем отнюдь не только на русских участках и не только для русских паломников и русских верующих. Палестинское Общество полностью финансирует и осуществляет строительство Церкви преп.Сергея Радонежского в Маджедиле – арабском селении близ Назарета, строительства Церкви св.Георгия Победоносца в Канне Галилейской. Церковь полностью построена по смете Палестинского Общества, хотя с самого начала как и планировалось, она принадлежала Иерусалимской Патриархии и строилась для Иерусалимской Православной Церкви. Это была бескорыстная помощь русского народа, Палестинского общества Православию на Святой Земле.

Что касается второго периода с 1905 года, тут следует указать на то, что произошла, что называется, смена руководящих кадров в самом Палестинском Обществе, связанная с трагическими утратами. В 1903 году умер основатель и главный двигатель, душа Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово. В 1905 году 4 февраля бомбой террориста убит председатель и основатель Общества Великий князь Сергей Александрович. Год спустя в 1906 году умирает второй секретарь Палестинского Обществ Алексей Петрович Беляев – бывший русский консул в Дамаске.

Эпоха сменилась. Пришло новое время и новые люди. Новое время… Это было тяжелое время для России. Время русско-японской войны, время первой русской революции. Та народная поддержка, которой все время жило Палестинское Общество, а ведь достаточно сказать, что одним из главных, как бы мы теперь сказали, внебюджетных источников финансирования Палестинского Общества был всенародный Вербный сбор. Каждое Вербное Воскресение в праздник Входа Господня в Иерусалим по всем храмам и монастырям России собирались средства – народные пожертвования в пользу Палестинского Общества, в пользу Русской Палестины – русского дела в Святой Земле. Сборы резко сокращаются в период первой русской революции и русско-японской войны. Россия начинает испытывать первые серьезные трудности и потрясения.

Во главе общества стояла в это время вдова Великого князя Сергея Александровича Великая княгиня Елисавета Федоровна. Неслучайным образом мы открываем сегодня нашу конференцию в день ее рождения, потому что Елисавета Федоровна – это один из символов Палестинского Общества. Но Елисавета Федоровна после гибели своего супруга постепенно все более уходила во внутреннюю духовную жизнь, в духовный подвиг, в храмостроительство, в обустройство, основанной ею Марфо-Мариинской общины милосердия в Москве, поэтому не могла оказывать такого же внимания Палестинскому Обществу, как Великий князь Сергей Александрович. Произошло и некоторое изменение в научном руководстве Общества. Вместо очень активного и очень напористого по характеру и темпераменту В. Н. Хитрово, секретарем Палестинского Общества становится замечательный ученый, великий византинист Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Он будет секретарем Общества до 1918 года. А во главе печатных изданий Общества и прежде всего журнала «Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества» становится другой великий русский византинист Степан Иванович Соколов – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Невольным образом Общество принимает более научный характер. Начинается XX век и в течение XX века Общество все более, как бы самими обстоятельствами, загоняется собственно в научную проблематику, все более лишается возможности активно работать непосредственно в Святой Земле.

Это начинается еще в последний предреволюционный период нашей жизни. Наступает первая мировая война 1914 года. Собственно говоря, не 1917 год, а 1914 разорвал на многие десятилетия прямые связи Русской Палестины с Россией. Потому что, вступление Турции в войну на стороне центральных держав, Германии и Австрии, привело к тому, что русские люди были высланы или интернированы. В том числе преподаватели и преподавательницы русских школ Палестинского общества, которые обучали здесь арабских детей. Они были интернированы, а потом высланы.

С 1917 года Иерусалим переходит в руки англичан. После 500-летнего турецкого владычества, британский мандат, берет на себя опеку над русскими имуществами. Впервые начинают думать о том, что русские имущества являются «вымороченными», будто Россия умерла. Что такое «вымороченные имущества» — человек умер и не оставил наследников. Вопреки тому, что Россия продолжала жить и живет сегодня. Но со времен Британского мандата начинается отношение к России, такое, как к уже усопшему владельцу палестинских достояний русских. Начинается добровольно принудительное и арендное использование русского имущества, которое сохранится и потом в 1948 году при провозглашении государства Израиль. Когда мы сегодня проходим мимо здания Русской Духовной Миссии на которой большими буквами написано, что здесь находится израильский суд так же, как находился с 1918 года британский суд — судебное учреждение Британского мандата. С 1948 года еврейский суд находится в здании Русской Духовной Миссии, занимая ее на две трети. Наступает другая эпоха в жизни страны — наступает другая эпоха в жизни Палестинского Общества.

Историю XX века в жизни Палестинского Общества тоже можно подразделить на насколько периодов. Первый, я условно называю — школой выживания — это 1918–1925 годы. В этот период ученым кадрам Палестинского Общества удалось его сохранить в чрезвычайно тяжелых идеологических и материальных условиях. Самые невероятные попытки закрыть Общество, ликвидировать его делались со стороны НКВД и других советских органов. В 1917 году Палестинское Общество перестало называться Императорским. В 1918 году по обстоятельствам времени оно перестало называться православным, а стало называться Российское Палестинское Общество при Академии наук. К 1925 году удалось добиться регистрации Общества органами НКВД. В 1919 году Академия наук утвердила Устав Общества, в 1922 году подтвердила его. По условиям тогдашнего времени было гораздо важнее зарегистрировать Устав Общества органами НКВД. Это было сделано только в 1925 году.

С 1925 года наступает некое затишье в жизни Палестинского Общества, его как бы признают. Проходят научные заседания, делаются доклады. Хотя Общество не имеет собственности, Общество не имеет зала для заседаний, Общество ютится то Академии по изучению материальной культуры, то в других каких-то, принадлежащих АН, зданиях. Происходит утрата великолепной библиотеки Палестинского Общества, которая включала более 20 тысяч томов и представляла собой уникальное собрание книг по палестиноведению и по русско-палестинским духовным и культурным связям. Но, тем не менее, Общество формально существует.

Оно существует даже после смерти в 1934 году последнего его председателя из дореволюционного состава - академика Николая Яковлевича Марра. Его не закрывают, а постепенно, потихоньку, все реже собираются заседания, все реже делаются доклады. Общество не закрывается, но перестает реально работать. Так до 1948 года.

В 1948 году наступает новый период, который связан впрямую с событиями на Святой земле. Возникновение государства Израиль резко активизировало попытки со стороны Советского правительства и советской научной общественности по реанимации Палестинского Общества. Не будет особым открытием, если я скажу, почему Общество не закрыли в самый трудный период — в 20-е годы, и почему его реанимировали в 1948–50. Большое значение имела просто имущественная сторона дела. Палестинское Общество оставалось держателем очень существенных недвижимостей в Святой Земле. По договоренности с правительством только что созданного государства Израиль все российские имущества, оказавшиеся по разделу 1948 года по демаркационной линии на израильской территории, были возвращены Советскому правительству, Советскому Союзу. За исключением некоторых.

Неведома еще судьба Сергиевского подворья. Об этом особый разговор. В том числе, есть и еще несколько объектов недвижимости, судьба которых находится под большим вопросом. Но в основном все, что оставалось на территории государства Израиль, было передано. Это был новый этап в развитии Палестинского Общества. Как только на уровне правительства дается указание о возобновлении Общества, так немедленно принимаются меры по восстановлению его работы. Ведущие академики, ведущие профессора тут же подают заявления. Есть хроника, что буквально каждый день поступали заявления о желании ведущих профессоров и академиков принять участие в работе Палестинского Общества. Первым подал заявление митрополит Крутицкий Николай Ярушевич — представитель Русской Православной Церкви. В это же время принимается решение о возобновлении представительства Российского Палестинского Общества в Иерусалиме. В 1951 году наш первый представитель Калугин приезжает в Иерусалим и размещается в той самой квартире Сергеевского подворья, о возвращении которой сегодня ведется речь. В этот период деятельность Палестинского Общества внутри самой России продолжала носить более всего научный характер.

Возобновляется издание Палестинского сборника, который является одним из авторитетнейших научных востоковедческих изданий. Возобновляются регулярные заседания, конференции научные, издания научных трудов. Но работать с паломниками или тем более работать с русской собственностью на Святой Земле общество еще не имело возможности тоже. Этот период продолжается до 1964–67 года.

В 1964 году состоялась так называемая «апельсиновая сделка». Она, конечно, не была «апельсиновой», она была в основном «трикотажной». А те 4,5 миллиона долларов, за которые правительство Хрущева продало Русскую Палестину несколькими траншами, пошло на закупку трикотажа в Израиле. Но от этого не легче ни нам, ни Русской Палестине. Через три года после этого свершилась «шестидневная война». Тогда же происходит и разрыв отношений с Израилем.

Что это означало для Палестинского Общества?

Как ни странно, опять активизацию его деятельности. Но активизацию в условиях Советской России. Активизация не могла принимать другой характер, как только характер идеологический. Общество начинает активнее принимать участие по заказу, правительственных структур в так называемом идеологическом обличении сионизма. В Обществе создается специальная секция современных проблем Палестины. Помимо того, что существует и продолжает свою деятельность научная секция литературных связей Востока и Запада. Ее возглавляла замечательный ученый, лучший специалист по славянским и русским евангелиям Лидия Петровна Жуковская. Но возникает и секция современных проблем Палестины, в которую вступают ученые, занимающиеся современной проблематикой стран арабского региона, в соответствии с той политической доктриной, которая тогда у Советского Союза была. Преимущественное внимание уделяется псевдосоциалистическим арабским режимам Ближнего Востока. И кроме ученых, которые занимаются современным Ближним Востоком, активизируются политические публицисты.

Несмотря на то, что активизация имела идеологическую направленность, оживление было достаточно серьезное. Могу свидетельствовать я и присутствующая здесь Милена Всеволодовна Рождественская. Мы вступили в Палестинское Общество именно в этот период оживления в 1974 году. И очень многие сегодняшние активные работники Палестинского Общества вступают именно на этой волне в Палестинское Общество. Этот период продолжается до начала перестройки, до начала демократизации России, до 1992.

В начале 90-х годов происходит одно печальное, с одной стороны, а с другой стороны, положительное явление. Академия наук по недостатку средств от нас отказывается. Те 5 тысяч рублей, которые составляли бюджет Палестинского Общества, оказались непомерно тяжелыми для РАН в новых экономических условиях. В этот период нам оказывает поддержку только государство.

В 1992 году Верховный совет принимает решение о восстановлении исторического названия Общества — Императорское Православное Палестинское Общество. О необходимой поддержке Палестинского Общества, о признании его правопреемства. Министерство Юстиции Российской Федерации регистрирует общество в 1993 году, оформляет это правопреемства. Этот период в жизни Общества, начиная 1992 и до сегодняшнего дня, ознаменован активизацией Общества во всех направлениях его уставной деятельности. За эти годы мы сумели осуществить несколько паломнических поездок. Мы активно осуществляем научную работу. После 1917 года впервые из России крупная делегация Палестинского Общества приехала в Иерусалим в 1990 году для участия в форуме «Представители трех религий за мир на Ближнем Востоке». Тогда же, в 1990 году, мы провели первую большую международную конференцию в Москве, в которой принимали участие ученые Израиля, и арабских стран, и европейских стран, и Германии, и Англии, и Канады. Нам удалось по-настоящему, за после десятилетия советского периода, впервые выйти на международный научный уровень.

Сегодня мы рады вас приветствовать в этом зале на конференции, которую в первый раз Палестинское Общество смогло организовать в самом Иерусалиме. Здесь оно работает уже сто двадцать пятый год. В 2007 году мы отметим 125-летие Палестинского Общества. Сегодня Общество осуществляет целый ряд серьезнейших научных проектов, например — тридцатитомное издание дневников начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина Капустина. Издание осуществляется под патронажем Святейшего Патриарха Алексея и Министерства иностранных дел. Министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров согласился войти в попечительский комитет этого издания. Дневник архимандрита Антонина Капустина — это уникальный источник истории русско-иерусалимских связей. В 1865–1894 года Антонин возглавлял РДМ в Иерусалиме. Значение предпринимаемого издания, как считают наши историки, будет таким же, как было в свое время издание книги «Бытия моего» епископа Порфирия Успенского. Второй мощнейший проект — изучение и публикация наследия Андрея Николаевича Муравьева. Он всем хорошо известен как духовный писатель-паломник и никому не известен как деятель русско-иерусалимских церковных связей. Между тем, на протяжении всех 30-х – 40-х годов XIX века именно через Андрея Николаевича Муравьева осуществлялась вся связь со Святой Землей.

Чрезвычайно важное значение имеет и изучение иерусалимских архивов, того документального наследия, которое по разным причинам сохранилось в различных архивных и библиотечных собраниях самого Иерусалима. Несколько лет назад мне с помощью историко-документального департамента Министерства иностранных дел и архива внешней политики Российской Империи, удалось издать двухтомник «Россия в Святой Земле». Это двухтомник документов и материалов. Впервые за сто с лишним лет история Русской Палестины, русского дела в Палестине, были поставлены на научную документальную основу. Но это только начало. В самом архиве внешней политики лежат еще такие неизведанные сокровища документальных свидетельств, которых хватит на несколько поколений исследователей. Предстоит еще очень глубокое, очень серьезное исследование. Это невозможно без активного научного сотрудничества ученых корпораций России и государства Израиль. Благодарю вас за внимание.