ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Церковь во имя Святого Николая Чудотворца и святого Благоверного князя Александра Невского (Николо-Мирликийская или Барградская)

История церкви восходит к 1870 году, когда торговцы Старо-Александровского рынка решили построить часовню в память спасения Императора Александра II при покушении на него 25 мая 1867 года в Париже.

Церковь во имя Святого Николая Чудотворца
и святого Благоверного князя Александра Невского
(Николо-Мирликийская или Барградская)

В 1872 году проект часовни был утвержден, однако освящение её состоялось только 6 декабря 1879 года митрополитом Исидором. Вскоре часовню приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи святителя Николая Чудотворца. На восстановление этого храма в часовне стали собирать деньги два монаха из русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, привезшие с собой частицы мощей великомученика Пантелеймона, Животворящего Древа Господня и список чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Осенью 1885 года Александровская часовня сгорела, а когда была восстановлена, то перешла к Императорскому Палестинскому обществу, основанному тремя годами ранее для поддержки Православия в Святой Земле, ее изучения и помощи русским паломникам.

Храм в Мирах из-за политических осложнений восстановить так и не удалось, и в 1910 году собранные средства решено было употребить на постройку русского подворья в Бари (Италия), где поныне покоятся святые мощи Николая Чудотворца, а тесную столичную церковь, в которую в начале века была перестроена часовня, заменить зданием в новгородско-псковском стиле.

Новый проект составил архитектор С. С. Кричинский, видный зодчий модерна, строительство консультировал архитектор В. Т. Георгиевский. Митрополит Владимир заложил храм 8 ноября 1913 года на мощах святителя Алексия, митрополита Московского в присутствии Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 года он же освятил её. Храм сразу получил небольшой приход.


Стройная островерхая, с одним шлемообразным куполом на высоком барабане, древнерусская церковь, оригинально интерпретировавшая псково-новгородские мотивы, снаружи была украшена резным узором и крестами из белого старицкого камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Оформление храма было выполнено лаконично, образ получился цельным, разве что сомнения вызывают полукруглые выступы на углах, да и форма креста нетипична для псковской или новгородской архитектуры. Церковь вызывала всеобщее восхищение живописностью своего силуэта.

Внутри храм украшали фрески в стиле шедевров Дионисия в Ферапонтовом монастыре, исполненные В. А. Плотниковым и В. С. Щербаковым. Четырехъярусный иконостас, обитый, как в кремлевском Успенском соборе, серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. Его украшали ценнейшие иконы XVI – XVII веков разных школ, собранные председателем строительного комитета, знатоком и ценителем древнерусского искусства А. А. Ширинским-Шихматовым, бывшим обер-прокурором Синода (с 1910 г. вице-председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Прим. IPPO.Ru). Царские врата датировались XVI веком, золотые сосуды, Евангелие и утварь – XVI – XVII веками. Наиболее чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Были в храме и другие святыни: крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и икона Вознесения Господня с частицей камня Живоносного Гроба (их прислал в 1908 году Иерусалимский патриарх Дамиан), список надгробного образа преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей (привезен в 1895 году из Троице-Сергиевой Лавры), а также икона в рост преподобного Серафима Саровского с частью его мантии и мощевая – священномученика Гермогена.

Под храмом, вмещавшим 320 человек, находилась палата местного попечительства, расписанная в духе московских теремов, с изразцовой печью и люстрой XVII века, рядом с ней – кельи для служивших в храме иеромонахов. На углу Старо-Невского и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 году поставили двухъярусный мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди, с четырьмя иконами.

После революции в церкви был устроен музей, в котором хранились редкие старинные иконы и утварь, собранные Ширинским-Шихматовым. Замечательный храм-музей взорван 20 мая 1932 года, несмотря на энергичные возражения служб охраны памятников. Теперь на этом месте – проезжая часть перекрестка. Икона Божией Матери «Скоропослушница» находится ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Просп. Бакунина, д. 4, угол Мытнинской ул.

Петербург и окрестности. Альбом «Храмы Петербурга. Церкви, разрушенные в 1920-х-1980-х годах»