ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Члены Иерусалимского отделения ИППО посетили Дивеево и памятные места Нижегородской земли

Визит делегации Иерусалимского отделения продлился два дня. За это время участники поездки не только совершили паломничество по святым местам, но и приняли участие в работе круглого стола на тему «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на Святой Земле в прошлом и настоящем», организованного силами Нижегородского и Иерусалимского отделений ИППО.

14 июня 2010 года члены Иерусалимского отделения ИППО прибыли на Нижегородскую землю. В столице региона гостей со Святой Земли встретил председатель Нижегородского отделения ИППО, декан факультета международных отношений Нижегородского университета профессор О. А. Колобов, заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО профессор А. А. Корнилов, секретарь Нижегородского отделения ИППО С. А. Колобова и сотрудники факультета международных отношений Нижегородского университета.

В первый день визита делегация совершила паломничество в Дивеево, где в сопровождении монахинь Свято-Троицкой Серфимо-Дивеевской обители посетили храмы и святыни Дивеевского монастыря. Этот монастырь имеет глубокую историю и был основан еще в XVIII веке, когда в Дивеево пришла монахиня Киевского Флоровского монастыря Александра (в миру вдова Агафья Семеновна Мельгунова), образовав здесь Казанскую женскую общину.

В этих благословленных местах 25 ноября 1825 года в лесу преподобному Серафиму Саровскому явилась Царица Небесная и повелела ему создать новую девичью обитель, взяв в нее из Казанской общины матушки Александры восемь сестер, которых назвала по именам. Усилиями Преподобного Серафима Саровского здесь была устроена Мельничная община, границы которой батюшка Серафим благословил опахать сохой и на этом месте вырыть канаву в три аршина глубиной, а вынимаемую землю бросать внутрь обители, чтобы образовывался вал также в три аршина, определяя таким образом ту самую тропу по которой прошла сама Царица Небесная. Сестры медлили выполнить благословение рыть канавку, и накануне праздника Пресвятой Троицы, преподобный Серафим сам начал обустраивать Канавку, невидимым образом перенесясь из Сарова в Дивеево. Поразившись такому чуду, сестры с усердием и ревностью принялись копать Канавку.

Дивеевские сестры находились под духовным руководством преподобного Серафима Саровского, и хотя старец Серафим был в обители проездом всего один раз, он не только духовно руководил монастырем, но и сам лично составил план Серафимо-Дивеевской Лавры, которая существует ныне и является Четвертым уделом Божией Матери на земле. Память о духовном наставнике обители бережно сохраняется в Дивеево.


Приезд царской семьи в Саровскую пустынь


17 июля 1903 года настало время прославления яркого светильника земли Русской – преподобного Серафима Саровского всея России Чудотворца. Возглавить Саровские торжества прибыли члены Августейшей семьи – почетные члены Императорского Православного Палестинского Общества — Государь Император Николай II, Государыни Императрицы – Мария Федоровна и Александра Федоровна, Председатель ИППО — Великий князь Сергий Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна, после его гибели тоже ставшая Председателем ИППО, ныне прославленная в лике святых.


Прибытие Государя и Государыни на Соборную площадь
в Серафимо-Дивеевском монастыре


Августейшие паломники проходят через Соборную площадь
в Серафимо-Дивеевском монастыре


Саровские торжества 1903 г.
Перенесение мощей преподобного Серафима

Среди тех, кто несет раку с мощами — император Николай II
 

Приезд высоких гостей предсказывал сам старец Серафим одной из Дивеевских сестер: «Вот какая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия…»… «А как Царская Фамилия приедет к вам, матушка,— говорил старец другой монахине,— то выйдите за Святые ворота да распахните их широко-широко, да низко-низко поклонитесь до земли, да и скажите: „Покорно просим пожаловать, покорно просим…“ И сам батюшка поклонился до земли.


Императрица Александра Федоровна
с сестрой великой княгиней Елизаветой Федоровной
посещают источник прп. Серафима в дни Саровских торжеств 17–19 июля 1903 г.


Николай II с великими князьями по дороге в дальнюю пустыньку батюшки Серафима


Саровские торжества 1903 г.
Посещение императором Николаем II и императрицей Александрой Феодоровной источника прп. Серафима Саровского. 1903 г.


Царица Александра Федоровна у входа в купальню при святом источнике


Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II с великими князьями и свитой у источника


Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II возвращается от источника в обитель.
На заднем плане — архимандрит Серафим (Чичагов)


Игуменья Мария (Ушакова) поднесла Государю Императору Николаю II икону преподобного Серафима, Государыне Императрице Марие Федоровне – образ явления преподобному Серафиму Саровскому Царицы Небесной, Государыне Императрице Александре Феодоровне – икону Божией Матери „Умиление“ и остальным Августейшим Особам – иконы „Умиление“ и преподобного Серафима Саровского монастырской живописи.


Посещение членами Царской семьи кладбища в Дивеево.
В Преображенской кладбищенской церкви хранилось несколько памятников, оставшихся от преподобного Серафима


Елена Ивановна Мотовилова вспоминала: „Я, недостойная, не могу без слез вспоминать того неожиданного немыслимого счастья и радости при посещение меня убогой, Помазанником Божиим, Царем, Отцом России, и Царицами, и всеми Царственными Особами. И всем этим я обязана преподобному Серафиму; за его молитвы меня сподобил Господь этой милости и счастья. Как не удивляться, видевши чудеса: вся обитель росла со мною и из двух келий выросла обширная, с храмами Божиими“.

Начиная с 1917 года Дивеевская обитель как и вся Россия претерпевает большевистские гонения. В 1927 году монастырь закрывают, многие сестры были заключены в лагеря. Тем не менее даже в советские времена здесь в частных домах жилы сестры и собирались на молитву, их посещали редкие паломники, тайно приезжавшие в Дивеево. Известно, что в домике № 16 по улице Лесной жила схимонахиня Маргарита (Лахтионова) – единственная из Дивеевских сестер, вернувшаяся во вновь открывшуюся обитель. У нее хранился чугунок батюшки Серафима, который он дал сестрам, чтобы хранили в нем угли для кадила. Также матушка Маргарита сохранила свечку, которую преподобный Серафим передал дивеевским сестрам со словами: „С этой свечой вы меня в Дивееве встречать будете“. Свечка сохранялась сестрами почти 158 лет, в последнее время у матушки Маргариты, которая передала ее протодиакону Владимиру Покровскому. Он вставил свечу в диаконский подсвечник и с ней встречал мощи преподобного Серафима Саровского у святых врат обители 20 июля 1991 года. С этого момента началось возрождение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.


Очередь к мощам преп. Серафима Саровского


Личные вещи преп. Серафима Саровского


Во время своего паломничества в Дивеевскую обитель члены Иерусалимского отделения ИППО приложились к мощам преподобного Серафима Саровского, посетили Казанский и Рождественский храмы, приложившись к святым мощам святых Дивееских жен — препп. Александры, Марфы и Елены, где сестрами обители читается Неусыпаемая Псалтирь. Далее в сопровождении монахини обители паломники побывали на могиле Николая Александровича Мотовилова, совершили крестный ход по святой Канавке Пресвятой Богородицы.

Затем по благословению настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игуменьи Сергии гости из Израиля были приглашены в монастырскую трапезную. В трапезной произошел обмен подарками. Дивеевскому монастырю от имени Иерусалимского отделения ИППО вручили две хасмонейские монеты „лепта вдовицы“, а также наборы открыток с видами Святой Земли. От имени игуменьи Сергии гостям были вручены памятные наборы с дивеевскими святынями и сувенирами.

После трапезы состоялась запись интервью с членами Иерусалимского отделения ИППО для монастырского радио. Затем паломники отправились на самый старинный из всех источников Дивеева, известный еще в XVIII веке — Казанский Дивеевский источник, совершив омовение в его святых водах.

При посещении святых дивеевских мест возникла идея написания в Иерусалиме иконы небесной покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества – преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая в 1903 году посещала Дивеево, и передачи иконы от ИППО в дар  Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Решение о совместном спонсировании этого проекта и было принято руководством Иерусалимского и Нижегородского отделений ИППО.

 

15 июня состоялась экскурсия по историческим местам Нижнего Новгорода, связанным с памятью Императорского Православного Палестинского Общества. Делегацию Иерусалимского отделения ИППО в поездке сопровождал заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО Александр Корнилов.

В здании на улице Суетинской, 23 до революции располагалось братство св. влкм. Георгия Победоносца, и в этом доме проходили народные палестинские чтения, устраиваемые Нижегородским отделом ИППО. Темы чтений в основном были посвящены Святой Земле и ее святыням. Чтения сопровождались „туманными картинами“, читали лекции священнослужители – члены Нижегородского отдела ИППО. В этом же здании проходили молебны для паломников, отправляющихся на Святую Землю. Молебны служило духовенство из числа членов Нижегородского отдела ИППО. В начале XX века здесь пристроили часовню Владимирской Оранской иконы Божией Матери, которая во второй половине XVIII века спасла город от чумы. Когда разразилась страшная эпидемия, эту икону обнесли вокруг города, после чего смертельная болезнь отступила. Сейчас в здании располагается Нижегородское женское епархиальное училище. Второй этаж занимает спортивный зал педагогического института. Нижегородская епархия требовала вернуть здание Русской Православной Церкви еще со времен митрополита Николая (Кутепова), но мэрия города никак на это не решится, видимо, нет никакого альтернативного здания.

Народные палестинские чтения проходили не только здесь, но и в других зданиях города.


Владимир II (Никольский), епископ Нижегородский и Арзамасский,
создавший и возглавивший Нижегородский отдел ИППО

На улице Пискунова, 40 в здании консерватории им. М. И. Глинки, в бывшем ахиерейском доме, 22 октября 1896 года прошло первое учредительное собрание Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, созданное Владимиром II (Никольским), епископом Нижегородским и Арзамасским. Нижегородский архиерей Владимир II был Почетным членом и Председателем Нижегородского отделения ИППО. В его доме состоялось открытие отдела в феврале 1897 году после утверждения инициативы нижегородцев Советом ИППО,  здесь же проводились важные собрания, на которых принимались решения о деятельности отдела, разрабатывались основные направления деятельности.


Архиерейский дом с Крестовой церковью в Нижнем Новгороде


Бывший архиерейский дом на ул. Пискунова. Современный вид


По словам заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО Александра Корнилова, в этом доме хранился архив Нижегородского отдела ИППО, который до сих пор не найден. Архив был утерян в результате деятельности губернской ЧК.

Во время прогулки остановились на обзорной площадке с видом на великую русскую реку Волгу. Указав на Мочальный остров Александр Корнилов рассказал о трагической истории Нижнего Новгорода. На Мочальном острове расправлялись с теми, кто советской властью был причислен к „врагам народа“ — духовенство, мирян, интеллигенцию, дворянство.  За годы красного террора на Мочальном острове было расстреляно около 5 тысяч человек. В 2000-м году многие из них были причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских. И на самом Мочальном острове сейчас стоит поклонный крест, где совершаются панихиды в дни памяти Новомучеников и исповедников  Российских. 

Далее экскурсия проходила по Нижегородскому кремлю, построенному в начале XVI века итальянским архитектором Пьетро Франческо (Пётром Фрязиным) присланным из Москвы. Строился он примерно в течение 15 лет. Краснокирпичные сооружения, башни и стены – всё это в стиле московского Кремля начала  XVI века с уникальными церквями и, прежде всего, с церковью св. Архангела Гавриила, где похоронен знаменитый нижегородец Кузьма Минин.

Нижегородский кремль выдержал осаду ногайской орды, войска которой подошли сюда и хотели приступом взять крепость, в которой заперлись нижегородцы. Горожан спасли пленные литовцы, которые умели управлять трофейными пушками. Россияне тогда еще не умелистрелять из пушек. Нижегородцы поставили литовцам условие, что освободят их, если они из этих пушек пальнут по ногайцам. Литовцы вышли из тюрьмы и открыли огонь по ногайцам, которые в ужасе разбежались. Нижегородский кремль таким образом был спасен.


Константин Платонович Фредерикс,
барон, вице-губернатор Нижнего Новгорода (1896-1905)


Бывший дворец нижегородского вице-губернатора на территории кремля


Внутри Александр Корнилов обратил внимание гостей города на белый дом – дворец нижегородского вице-губернатора. Во времена создания Нижегородского отдела ИППО  эту должность занимал барон Константин Платонович Фредерикс. В этом красивом здании периодически проходили заседания правления Нижегородского отдела ИППО. 

Усыпальница Козьмы Минина в Спасо-Преображенском кафедральном соборе кремля.
Фото: Город Нижний Новгород


Александр Корнилов отметил, что на территории Нижегородского кремля есть еще одно памятное место для членов Императорского Православного Палестинского Общества. Это Ивановский спуск или съезд, который берет свое начало от Ивановской башни Нижегородского кремля и заканчивается наверху у въезда в Спасо-Преображенский кафедральный собор. В 1913 году, как известно, в России широко отмечалось 300-летие воцарения династии Романовых, и в Нижний Новгород приехала вся Царская семья – почетные члены ИППО  и Великая княгиня Елисавета Феодоровна – председатель ИППО.  Вот по этому Ивановскому спуску они поднимались через Ивановские врата в Спасо-Преображенский собор, где поклонились праху Кузьмы Минина, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавлял народное ополчение, спасшее Россию от польско-литовских захватчиков, и итогом этого освобождения стало воцарение династии Романовых.

После прогулки по городу делегация иерусалимског оотделения ИППО приехала в Вознесенский Печерский монастырь, где начал работу круглый стол на тему: "Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на Святой Земле в прошлом и настоящем“


Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижнего Новгорода

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в 20-30-е годы XIV столетия монахом Дионисием, будущим святителем Дионисием, Суздальско-Нижегородским пастырем, пришедшим  на волжские берега из Киево-Печерской Лавры. Прибытие этого подвижника способствовало развитию и духовному становлению русских земель. Обитель, давшая русскому православию таких ярких святых — последователей святителя Дионисия, как святые преподобные Ефимий Суздальский, Макарий Желтоводский и Унженский, а также святую Вассу Нижегородскую, пережила разные периоды расцвета и испытаний, в том числе и самое страшное испытание после революции 1917 года. В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и с этого момента начался новый этап в истории этой древней русской обители. Много сил по возрождению монастыря приложил член Нижегородского отделения ИППО Нижегородский митрополит Николай (Кутепов), с 2000 года наместником монастыря становится член Нижегородского отделения ИППО – архимандрит Тихон (Затекин). Настоятелем  и священноархимандритом Печерского монастыря является Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), известный своими архипастырскими трудами по возрождению Нижегородской и Арзамасской епархии, с 2002 года.

Литию совершил член Нижегородского отделения ИППО — наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) в сопровождении хора братии обители. Во время заупокойной литии были помянуты:

Председатель ИППО — Великий князь Сергий Александрович
Почетный член ИППО — Государыня императрица  Мария Федоровна
Почетные  члены ИППО, Великие князья –  Михаил Александрович, Павел Александрович, Дмитрий Павлович, Константин Константинович, Михаил Михайлович, Александр Михайлович, Иоанн Константинович
Почетные  члены ИППО, Великие княгини –  Ксения Александровна, Мария Павловна, Александра Иосифовна, Ирина Александровна
Секретари ИППО — Василий Николаевич Хитрово, Алексей Афанасьевич Дмитриевский
Председатель  Комитета Почетных членов ИППО – Святейший  Патриарх Алексий II
Духовник  Иерусалимского отделения ИППО –  Протоиерей Василий Ермаков
Почетный  член ИППО – Архиепископ Макарий (Миролюбов)
Член  ИППО – Митрополит Нижегородский  и Арзамасский Николай (Кутепов)
Члены Нижегородского отделения ИППО XIX – начала XX веков: Епископа Нижегородского и Арзамаского Владимира, Епископа Балахнинского Аркадия, Епископа Нижегородского и Арзамасского Назария, Епископа Иерофея, архимандрита Макария, архимандрита Аркадия
Члена ИППО из города Арзамаса Владимира.

Затем наместник монастыря архимандрит Тихон пригласил гостей на  экскурсию  в уникальный церковно-археологический музей истории Нижегородского епархии, основанный в 2003 году, в котором есть экспонаты, посвященные деятельности Императорского Православного Палестинского Общества. В залах музея собрана уникальная коллекция по истории Печерского монастыря, где в качестве экспонатов представлены как древнейшие археологические находки из раскопок на месте первоначального пребывания обители, так и копии редких архивных документов XVI–XIX веков. В экспозиции музея находится церковная утварь, богослужебные сосуды, образцы старинных церковных облачений, а также дореволюционные награды, которых удостоились представители духовенства. Здесь можно увидеть уникальные дореволюционные фотографии. Отельный раздел посвящен последним настоятелям Печерской обители начала XX века и Новомученикам и исповедниками Церкви Российской XX века.

 


 




Стенды, посвященные истории Императорского Православного Палестинского Общества,
в музее Вознесенского Печерского монастыря


В экспозиции, посвященной русскому духовному присутствию на Святой Земле и наследию Императорского Православного Палестинского Общества представлен „Путеводитель по святым местам востока. Руководство для русских поклонников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Барград и Рим с приложением карты Палестины" , изданный в 1907 году.  Помимо путеводителя в музее находятся памятные кресты из оливкового дерева, сделанные на Святой Земле, иконы с изображением Спасителя евангельской надписью „да любите друг друга“, открытки и фотографии с видами Палестины, Православный Палестинский сборник 5 выпуск 1884 года издания Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, книга секретаря ИППО – профессора А. А. Дмитриевского „Благодать Святого Огня на живоносном Гробе Господнем в Великую субботу“, паспортная книжка 19 века, юбилейное свидетельство об окончание школы ИППО к 300-летия дома Романовых, фотографии выдающихся деятелей ИППО: Председателей Великих князей Сергия Александровича и Елисаветы Феодоровны, секретаря ИППО В. Н. Хитрово 1882–1903, вице-председателя ИППО – Н. Н. Селифонтова 1895–1900, рисунок высочайше учрежденного знака ИППО и некоторые другие замечательные раритеты, связанные с историей паломнического движения в России по линии Императорского Православного Палестинского Общества

После осмотра музея началась работа международного круглого стола „Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь“.


Выступление председателя Нижегородского отделения ИППО профессора О. А. Колобова

О насущных задачах усиления присутствия ИППО и России на Святой Земле рассказал в своем докладе председатель Нижегородского отделения ИППО профессор Олег Колобов, который подчеркнул, что ИППО приобретает совершенно новый статус, но с очень серьезной традицией, строго действующей в соответствии с Уставом Общества. "Получается аккорд усилий светских и церковных сил, и мы рады, что здесь на Нижегородской земле идет встреча, которая могла бы дать Обществу новый импульс. Не зарождение „потешных традиций“, а как раз восстановление того самого присутствия, которое должно непременно быть обозначено. Борьба за Сергиевское подворье в Иерусалиме была яростной, теперь предстоит борьба за правильную форму управления делами на подворье", - сказал Олег Колобов. 


По словам председателя Нижегородского отделения ИППО, возвращение Сергиевского подворья — это лишь первый шаг, который надо безошибочно реализовать, правильно распорядившись управлением подворья. „У нас сердце захолонуло, когда мы пришли на Сергиевское подворье, а там висит флаг ИППО, а рядом здание Елизаветинского подворья ИППО, где находится тюрьма. С волнением я увидел на Сергиевском подворье большой зал, который нас должен всех объединять, мы собирались в народной трапезной всех русских построек в Иерусалиме, видели где жил знаменитый художник Николай Кошелев", - поделился впечатлениями от поездки на Святую Землю Олег Колобов. 

Говоря далее о задачах регионального отделения, Олег Алексеевич высказал уверенность, что на местах можно многое сделать для правильной организации паломничества россиян на Святую Землю. „Сейчас меня тревожит перенасыщенность паломнических программ из-за ограниченности времени. А вот если бы был странноприимный дом, устав, дисциплина, люди как вдохновились бы в этом плане. Получается интересная вещь, духовная ипостась – Церковь, а ИППО – не инструмент, нет, а важнейшая конструкция, которая позволит решить многие проблемы. Чтобы избежать ошибок, должна быть уставная, благословенная деятельность, которая соединяет наши скромные усилия по подготовке паломничества, в виде научного кабинета, инструкторов, которые сопровождают паломников, и вся цепочка замыкается на подворьях в Иерусалиме. 

В завершение своего выступления Олег Алексеевич призвал не забывать тех, кто стоял у истоков Императорского Православного Палестинского Общества, в частности в Нижнем Новгороде, и кто заплатил жизнью за свои духовные убеждения. „Слава Богу, мы дожили до того, что в Печерском монастыре, в уникальном совершенно месте, дискутируем по поводу расширения русского духовного присутствия на Святой Земле вместе с представителями фонда митрополита Николая, осталось дело за малым — поименно найти всех тех, кто сопричастен к этим великим подвигам, собрать информацию о Новомучениках и исповедниках Русской Церкви XX века – членах ИППО. Они же великие люди, наверняка осталась о них память и, возможно, память об их пребывании на Святой Земле“.


Заместитель Нижегородского отделения ИППО профессор А. А. Корнилов


С докладом на тему „Вопросы современного русского паломника  на Святой Земле: может ли Палестинское Общество на них ответить?“ выступил заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО профессор Александр Корнилов, который постарался систематизировать вопросы, возникающие у паломника впервые отправляющегося на Святую Землю. 

В качестве первого тезиса Александр Алексеевич задался следующими вопросами: как паломник должен быть подготовлен к поездке на Святую Землю, где он должен быть подготовлен, кем он должен быть подготовлен и когда? „Ориентационные лекции, посвященные географии Палестины, если они нужны, то где их читать? Если ещё в России, то тогда кто их должен проводить? Если в Иерусалиме, то проводить их на Сергиевском подворье? Приехав в Святую Землю, паломник нуждается не только в инструкции поведения, но и в углублении познаний о Святой Земле, значит востребованы лекции на Сергиевском подворье, а эта традиция всегда поддерживалась Императорским Православным Палестинским Обществом в период Империи“.

Второй тезис и вторая группа вопросов: кто водит группы паломников? „Это подготовленные профессиональные православные гиды? Должны ли эту работу делать люди от ИППО или от какой-то отдельной организации? Василий Николаевич Хитрово, знаменитый основатель и секретарь ИППО, говорил, что МИД России – это голова русского присутствия и паломничества на Святой Земле, Русская Духовная Миссия – это душа русского паломничества, а Императорское Православное Палестинское Общество – это тело, организующее все паломнические дела. Поэтому оптимально было бы нашему Обществу, например через паломнический отдел, если таковой будет создан, либо через какую-то другую структуру заниматься подготовкой паломнических гидов и координировать всю работу“.

Третий тезис, по мнению профессора А. А. Корнилова, касается быта и обустройства паломников. „В каких гостиницах должны жить паломники? В израильских или арабских? Раньше такой вопрос вообще не стоял, потому что наши богомольцы останавливались на подворьях Императорского Православного Палестинского Общества в период Российской Империи. Эти огромные площади русских подворий существуют до сих пор и могут быть вслед за Сергиевским подворьем возвращены Императорскому Православному Палестинскому Обществу для того, чтобы как раз заниматься обустройством паломников. Немаловажен вопрос и о маршрутах, и духовном окормлении паломников. Священники от епархии будут окормлять паломников на маршрутах или это будут делать немногочисленные штатные священнослужители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме? Далее возникает вопрос о маршруте и качестве работы гида? Мы видели, например, группы, спешащие увидеть всё и сразу. Гиды, которые часто были неправославными, „волокли“ буквально паломников от святыни к святыне, обрушивая на них массу информации. Тогда возникает вопрос о смысле паломничества. С чем должен вернуться в Россию паломник? Для чего он вообще едет на Святую Землю? Ведь не только для того, чтобы получить информацию. Всё-таки цель паломничества, как говорят наши святые отцы, – это напитаться благодатью Божией от поклонения святыням, от прикосновения к святыням, от участия в богослужениях – напитаться благодатью, для того, чтобы вернувшись, поддерживать православный образ жизни – этот дух горения“.

Пока эти вопросы остаются без ответа, но думать над решением этих проблем необходимо уже сейчас.

Действительный член Нижегородского отделения ИППО, наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) представил участникам круглого стола новую книгу „Августейшая паломница, Ея Императорского Величество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Оптинской пустыни, Перми и Верхотурье“, изданную при его непосредственном участии как одного из руководителей проекта, реализованного совместно с фондом возрождения Николо-Берлюковского монастыря, с его президентом Александром Паниным, который тоже является членом ИППО. Архимандрит Тихон сообщил о планах по созданию целой серии книг о паломничестве Великой княгини Елисаветы Федоровны по святым местам России и в Иерусалим. Следующая книга как раз будет посвящена её паломничеству в Святую Землю. Всего планируется издать около десяти книг. А в следующем году планируется собрать большой альбом, посвященный ее памяти, уже отдельным изданием.

Прошедший международный круглый стол показал воочию важность горизонтальных связей между отделениями ИППО. Императорское Православное Палестинское Общество благодаря подвижнической деятельности не только возвращается в формат своего гуманитарного присутствия на Святой Земле, но и возрождает свою традиционную деятельность в регионах России.