НГ: "Против России открыт «иерусалимский фронт»

Расколы прошлого и настоящего мешают Москве в возвращении церковной собственности.

Александровское подворье оказалось под управлением Палестинского общества «зарубежников». Фото с сайта www.wikipedia.org

Александровское подворье оказалось под управлением Палестинского общества «зарубежников». Фото с сайта www.wikipedia.org

Начавшемуся в 2015 году процессу возвращения в собственность Российской Федерации Александровского подворья в Иерусалиме мешает другой претендент на церковную территорию – Украина. Об украинских претензиях на подворье заявил в середине июня Председатель Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Сергей Степашин. По словам Степашина, отстаиванием украинских имущественных прав в Иерусалиме занимаются, по его выражению, «западенцы» (уроженцы Западной Украины) из Православного Палестинского общества в Святой Земле, зарегистрированного в ФРГ. Власти Украины отрицают свою причастность к этому обществу и факт претензий на подворье. Поскольку бывшими эксклавами Российской империи в Палестине Россия начала заниматься сравнительно недавно, у этих территорий появились другие хозяева, которые могут доставить Кремлю не меньше проблем в реституции, чем бы это сделала Украина. Нельзя сказать, что реституцию приветствуют и в Израиле.

Возвращением исторического подворья Русской церкви в Старом городе Иерусалима ИППО занимается два года. 11 июня 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, по которому Управление делами Президента Российской Федерации должно провести необходимые юридические процедуры по оформлению прав России на Александровское подворье и церковь Александра Невского в Иерусалиме: «Определить, что Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении Александровского подворья и церкви Александра Невского, включая прилегающий земельный участок (г. Иерусалим, ул. Шук Хацабаим, д. 25, Старый город)». На Управление делами Президента возложена функция юридического сопровождения оформления прав России на землю, на МИД РФ – обязательства по содействию администрации Президента РФ. Функции ИППО – оказывать этой ведомственной связке моральное и материальное содействие.

Возглавляемые с 2008 года Степашиным «палестинцы» имеют большой опыт интеграции в российское культурное поле бывшей собственности Российской империи. При содействии ИППО ранее были возвращены в собственность РФ храм Николая Чудотворца в итальянском городе Бари, Сергиевское подворье в Иерусалиме, территория Русской Духовной Миссии в Иерихоне. В 1997 году ИППО (отметившее к тому времени пять лет со дня воссоздания) помогло РФ вернуть Эль-Атн – участок в Вифлееме площадью 7955 кв. м, где до Первой мировой войны русские педагоги содержали школу-пансионат для детей местных христиан. Однако ж, произведя реституцию, России пришлось побороться за право полноценной хозяйственной деятельности в этих эксклавных объектах РПЦ, столкнувшись с противодействием прежних хозяев.

С возвращающимся в «родную гавань» Александровским подворьем ещё сложнее. Там долгое время проживали представители Православного общества в Святой Земле (основанного в эмиграции преемника царского ИППО) во главе с епископом Зарубежной церкви Антонием (Граббе), с 1968 по 1986 год – начальника находящейся под омофором РПЦЗ Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1986 году, лишённый сана за незаконную продажу церковных земель, Граббе отказался покидать пост начальника Миссии. С 2004 года преемником умершего в Нью-Йорке Граббе является Николай Воронцов-Гофман. Тот самый «западенец», о котором говорил Сергей Степашин.

Гофман действительно уроженец Львова, но Украину он покинул ещё в 1970-х годах и в настоящее время проживает в Мюнхене. В Германии Гофман некоторое время работал на украинской студии Радио «Свобода» и посещал приход РПЦЗ. Гофман – яростный противник передачи подворья РПЦ. По его словам, СССР сам отказался от своих владений при Хрущёве, а Израилю они оказались не нужны, став в итоге пришедшим в упадок выморочным имуществом. Бывающий в Израиле наездами гражданин Германии, как утверждает он сам, много лет проводит реставрацию запустевшего подворья на свои личные средства, в то время как Россия заявила юридический интерес к подворью только недавно. 

Несмотря на заявления директора российского ИППО об украинских происках, мешающих реституции подворья, украинская сторона своих претензий на святые земли официально ранее не заявляла. По крайней мере, сайт посольства Украины в Израиле до настоящего времени не публиковал сообщений, где как-то связывал бы Украину с юридической коллизией вокруг зарубежных эксклавов РПЦ в Израиле. «Каждый разумный украинец понимает, что сейчас ставить такие вопросы для нашей страны так мелко, что и говорить не стоит, – сказал НГР украинский политолог Владимир Яворивский. – У Украины и без этого сейчас тьма-тьмущая проблем. Нам нужно выстоять перед лицом российской угрозы, а не растрачивать свои силы ради маленького клочка земли в Израиле. У нас проблема Александровского подворья не вставала и ранее – это я официально заявляю, как бывший председатель Комитета Верховной рады по вопросам культуры и духовности».

Эксперт также обозначил специфику политики Киева, препятствующую Украине в предъявлении даже теоретических претензий на ближневосточную собственность: «Украинская делегация в ООН в декабре прошлого года проголосовала за резолюцию Совета Безопасности с требованием к Израилю прекратить строительство поселений на оккупированной палестинской территории. Постпредство Украины в ООН пояснило, что если бы мы проголосовали «за», мы бы подтвердили «законность» аннексии Крыма и военную агрессию России в Донбассе. Сейчас портить отношения с Израилем – страной, с которой нас связывают многолетние связи, ради нескольких церковных домов в Иерусалиме для Украины совсем неразумно».

Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько считает, что украинские власти могут заявлять свои права на Александровское подворье не прямо, а как раз через гражданина ФРГ Гофмана. «Практика, когда спецслужбы или дипломаты одной страны ведут свою деятельность в другой стране через зарегистрированную в третьей стране сомнительную контору, очень распространена. Бывшие территории Российской империи в Палестине в силу своего «качающегося» статуса очень привлекательный актив, и любой захочет завладеть им. Бывший львовянин Гофман и его зарегистрированное в Германии общество – это группа коммерсантов, которая хочет завладеть им незаконно. Не исключу, что с целью дальнейшей перепродажи Украине, через какую-нибудь аффилированную с киевскими властями фирму. Может быть, Гофман не связан с киевскими властями и в Иерусалиме делает свой личный бизнес. Но его конечные интересы странным образом полностью совпадают с интересами украинских политиков, которые хотят нанести России максимальный ущерб: имиджевый, дипломатический, какой угодно… Из-за совпадения этих факторов Россия, вместо того чтобы войти в права собственности, вынуждена вести бессмысленную дискуссию».

Полной реституции Александровского подворья в пользу РФ мешают ещё некоторые факторы. Например, юридически не опротестовано условие Патриарха Иерусалимского Никодима I (Цинцониса), заявившего в конце XIX века, что эксклавы России в Палестине должны принадлежать не ИППО, а царской фамилии.

Артур Приймак. ng.ru

Поделиться: