Вакуф архимандрита Антонина (Капустина) в Святой Земле: мотивация и цель земельных приобретений

12-13 мая 2017 года в Екатеринбурге прошла Всероссийская богословская конференция, посвящённая 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) и 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества.

Среди выступлений, вызвавших наибольший интерес, был доклад действительного члена ИППО, генерального директора научно-издательского центра «Индрик», которое занимается публикацией уникальных дневников архимандрита Антонина, Кирилла Ваха.

Предлагаем вашему вниманию краткие тезисы этого доклада.

Участок Антонина в Хевроне. ГМИР. Коллекция фотографий ИППО

Участок Антонина в Хевроне. ГМИР. Коллекция фотографий ИППО

«Автор ставит вопрос: что было необходимо для того, чтобы создать Русскую Палестину? Анализ исторических источников, связанных с личностью архимандрита Антонина (Капустина) и его деятельностью в Святой Земле, позволяет сделать вывод об имевшейся у него чёткой археологической мотивации при отборе и покупке земельных участков в Палестине, особенно в отношении тех участков, которые в 1889 году составили вакуф Антонина.

Участок Антонина на Елеоне и строящийся храм Вознесения Господня. ГМИР. Коллекция фотографий ИППО

Участок Антонина на Елеоне и строящийся храм Вознесения Господня. ГМИР. Коллекция фотографий ИППО

При этом раскопки, проводившиеся Антонином на приобретённых землях, служили для привязки участков к библейской истории, а последующее строительство на них инфраструктуры под видом паломнических приютов, насаждение садов, виноградников и т. п. способствовало формированию коллективной хозяйственной деятельности, объединённой вокруг какого-то события священной истории. 

Участок Антонина в Иерихоне. ГМИР. Коллекция фотографий ИППО

Участок Антонина в Иерихоне. ГМИР. Коллекция фотографий ИППО

Достоверность и доказанность точной связи археологических раритетов с конкретным событием, к которому Антонин их привязывал, было не всегда убедительным, но это и не было главным. В Святой Земле почитать одно и тоже событие можно было в разных местах, поскольку существовала практика создания или «назначения» святого места. Это прекрасно понимал Антонин. По его задумке, на купленных им участках со временем должны были «прорасти» особые русские монашеские общины Святой Земли и археологические артефакты будут служить для них в качестве индивидуальной отличительной черты и одновременно укоренённости в сакральную почву Палестины.

По мнению автора, создание условий для появления таких монастырей и было целью землевладельческой и строительной деятельности о. Антонина.

Поделиться: