Монастырь Богоматери Махерас

Монастырь Богоматери Махерас — один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре.

Он был основан в последние годы XII столетия. Монастырь окружен прекрасными лесами земель Махерас в Троодосе, по направлению к Никосии.
 

Он находится в поблизости от деревни Лазания и горы Киония, которая так же известна, как гора Махерас, вершина достигает высоты 1423 метра. Эта местность располагается к югу от монастыря. Сам же монастырь построен на высоте 870 метров над уровнем моря и до него можно добраться, пройдя через деревню Капедис.

Трехнефовая церковь, сохранившаяся до наших дней, была построена между 1892 ?1900, заменив собой прежнюю, сожженную до тла. Резной деревянный иконостас относится к 1919 году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь комплекс представляет собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в высоту и относятся к 1900 году.

Чудотворная икона Богоматери Махерас считается одной из 70-ти аналогичных икон, написанных Лукой-Евангелистом. Икона была доставлена на Кипр неизвестным отшельником тайно из Малой Азии во время правления иконоборцев между VII и IX вв. Этот неизвестный отшельник искал укрытия в горах Махерас, где и поселился. После его смерти, икона оставалась там вплоть до пришествия отшельников Неофита и Игнатия, примерно в 1145 году. Божественное провидение открыло им вход в пещеру, скрытый за кустами. Согласно сказанию, по промыслу Божию у них в руках оказался нож, которым они срезали кусты, чтобы добыть икону. Таким образом, икона получила название «Махериотисса» («махери»- нож) или, она известна под более распространенным названием Богоматерь Махерас. Одноименный монастырь был выстроен на том самом месте, где была найдена икона. Эпитет «Махерас», который был дан иконе Богоматери, также относится к горе и окружающим землям.

Монастырь Богоматери Махерас является одним из трех ставропигиальных монастырей на Кипре. Первоначально монастырь представлял из себя небольшую пустынь. Неофит и Игнатий были первыми монахами, населявшими это место. После смерти Неофита, другой старец по имени Прокопий поселился с Игнатием.

Примерно в 1172 году двое монахов посетили Константинополь и попросили о поддержке императора Мануила Комнина в год по 50 монет для возведения на горе монастыря.

По возвращении монахи построили часовню в честь Богородицы и кельи. По завершении строительства монастыря умирает монах Прокопий, оставляя Игнатия и двух других монахов, пришедших в скит. После смерти Игнатия отцом-настоятелем монастыря становится Нил. Он построил церковь, увеличил количество монашеских келий и возвел стены.

Позднее, по сохранившимся данным, количество монахов сильно увеличилось. Они были пастухами, земледельцами, пекарями, виноделами, медниками, пахарями и т. д.

После Нила настоятелем стал Иоаким. Мы не располагаем информацией о судьбе монастыря вплоть до 1231 года. В 1340 королева Алисия, жена короля Франка Хуго IV, была исцелена после того, как приложилась к распятию. Согласно летописцу Леонтию Махерасу, тремя годами ранее в 1337 году, Алисия была наказана Богоматерью за то, что ворвалась в монастырь и зашла в церковное святилище. В 1385 году король Джеймс I провел 39 дней в монастыре вместе во своей женой Элоизой. В 1393 году, когда на Кипре распространилась эпидемия чумы, король Джеймс, его жена и двор вновь на долгое время расположились в монастыре.

Согласно надписи, сделанной на камне, монастырь Махерас был полностью уничтожен в 1530 году пожаром и спасена была только икона Божьей Матери. Это происшествие положило начало великому пробелу в судьбе монастыря, последующие сведения о котором относятся к XVII веку. Леонтий был новым отцом-настоятелем, собиравшем деньги на реставрацию и в 1697 году была отремонтирована монастырская церковь. Его приемник неизвестен, в 1720 году отцом-настоятелем стал Парфений арабского происхождения. Парфений приехал на Кипр в очень раннем возрасте. Он выучил греческий язык и позже стал монахом в монастыре Махераса.

Согласно Архимандриту Киприану, Парфений восстановил монастырь, добавив к нему множество других служб, виноградников и прочих земель. В 1760 году монастыря обладал всеми привилегиями. Парфений умер в 1766 году и его приемником стал Иоанникий II, который продолжал вести реставрационные работы. В 1873 году он послал архимандрита и казначея монастыря вместе с дьяконом Киприаном, который в последствии станет Кипрским Архиепископом, в Молдовлахию для сбора податей. В 1794 году с той же целью в Молдовлахию была отправлена вторая экспедиция. В 1795 привилегии монастыря были заново оглашены Патриархом Константинопольским Герасимом III. В 1796 году приемником Иоанникия стал Герман, который занимал этот пост до 1827 года. Герман способствовал выплате большей части долга монастыря. В момент его назначения отцом-настоятелем долг монастыря исчислялся в 48000 грошей, а к моменту его смерти сократился до 15000 грошей. Между 1843 и 1848 Каллиник I стал отцом-настоятелем и затем его сменил Иезекииль. В 1857 году Иезекиилю пришел на смену Каллиник II, пробывший до 1868 года. Приемником Каллиника II был Христофор. Ему на смену в свою очередь пришел в 1892 году Игнатий II, который занимал этот пост вплоть до 1900 года.

5 сентября 1892 года пожар, произошедший на свечном складе вновь до тла сжег монастырь Махерас. Монахам удалось спасти его сокровище — икону. Митрофан стал отцом-настоятелем монастыря с 1900 по 1937 год. С 1937 года, когда Митрофан сложил свои полномочия, и до 1948 года должность оставалась вакантной из-за законов, введенных британскими властями после беспорядков 1931 года. Архимандрит монастыря Григорий пребывал в качестве отца-настоятеля. Григорий сложил с себя полномочия в 1948 году и на его место был назначен Ириней. Он занимал этот пост до 1960 года, пока его не сместил Священный Синод. Иринея сменил Ирпидий, занимавший пост до 1964 года. С того дня и до 1987 года Архимандрит Дионисий занимал пост отца-настоятеля монастыря.

Решением Святейшего Сенода Дионисия заменил Архимандрит Харитон в 1987 году.

Работа по переписке книг Эклизиаста велась в монастыре Махерас с XVII века. Большинство отцов-настоятелей также принимало участие в этой работе. Также в монастыре функционировала переплетная мастерская.

Во Франкский период монастырь Махерас имел много зависимых провинций и огромные земельные владения, пожертвованные верующими. Монастырь сыграл важную роль во время четырехлетней вооруженной борьбы 1955–1959 годов. Существует особая связь между монастырем, героем Григорием Афксентиу и его жертвоприношением в своем убежище, которое находится неподалеку от монастыря. Он был опорой религиозного и национального самосознания. Он был важным центром оказания медицинской помощи и поддержки населению. Во время османской оккупации, в монастыре располагалась греческая школа.

Во времена турецкого владычества монастырь подвергался сильным гонениям. Насилие резко возросло в июле 1821 года, которое ознаменовалось кровавой резней греков на острове, учиненной турками. Герман, который в то время был отцом-настоятелем монастыря, был одним из немногих церковных служителей, который с огромными трудностями спасся от этой бойни. Турки конфисковали большую часть собственности монастыря, что значительно увеличило его долг.

Монастырь Махерас привлекает как туристов, так и местное население. Многие из посетителей посещают близлежащие леса, чтобы приблизиться к природе в этом тихом месте. Дорога, ведущая в Капедис и монастырь Махерас проходит через лес Махерас. Существует однако хорошая система телекоммуникаций. Место, специально приспособленное для экскурсий, называется Киония, находится в пределах лесной зоны и готово разместить до 250 человек. К востоку от пика Кионии находится аналогичное место под названием Мандра ту Камбу, в котором могут разместится 350 человек.

«Туризм на Кипре» международная газета, издание 40

Поделиться: