Храм Пресвятой Богородицы Подиту

Леонид Буланов
В Галате, или Галатее, небольшом селении, расположенном посреди горного массива Троодос на Кипре, сосредоточено сразу несколько православных церквей, построенных в XVI веке.

Одна из них, небольшой храм Богородицы Панагии Подиту, входит в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она является действующей и привлекает внимание не только паломников, но и всех туристов отлично сохранившимися старинными фресками и резным деревянным иконостасом.

Монастырь Пресвятой Богородицы Подиту основал в начале XVI века Дмитрий де Корон, греческий воин, находившийся на службе у короля Кипра Иакова II.

Построенная в 1502 году церковь Богородицы Панагии Подиту сначала принадлежала монастырю, который существовал до XIX века, а сейчас она осталась единственным сохранившимся его строением. Её стены – это прочная и надёжная каменная кладка, а крыша является двускатной, выполненной из деревянных балок и покрытой черепицей. Снаружи церковь выглядит строго и неприступно, имеет минимум окон и один вход, что в XVI столетии было залогом безопасности. Самая главная ценность находится внутри храма. Это фрески, изображающие как саму Богородицу, так и сцены из Библии.

Церковь расписана не целиком. Фрески покрывают лишь внешнюю сторону западной стены, треугольник западной стены изнутри, треугольник восточной стены, апсиду и восточную часть северной и южной стен.

Сверху внешней западной стены изображён «Ветхий Денми», а также предстоящие Ему фигуры: «Свыше Пророцы Тя предвозвестивши». Под этим предстоянием изображены благотворители монастыря, двое слева и один справа, а между ними церковь, которую они подносят Пресвятой  Богородице. Ниже видна Ктиторская надпись, в которой указан 1502-й год.

На полукружии апсиды изображена Пресвятая Богородица на Престоле. Она держит Спасителя нашего Иисуса Христа на коленях. Богородице предстоят шестикрылые ангелы и архангелы Михаил и Гавриил.

Живописное убранство церкви дополняется Распятием (западный фронтон). Автор фресок испытал достаточно сильное влияние западной живописи. И хотя в изображении всех сцен, исключая Распятие, он следует канонической манере изображения, всё равно используемые им методы и сами цветовые решения свидетельствуют в пользу западной традиции. Во многих случаях видно, как он пытается придать прямую перспективу, следуя законам оптики.

Примером служат изображения Моисея и Богоматери на Престоле. Мастер стремится запечатлеть телесный объём и при этом пользуется яркими цветами, чуждыми византийской классической школе. Но сильнее всего влияние западной манеры сказывается в сцене Распятия. Яркие цвета, передача объёма и наличие глубины – отличительные черты Ренессанса – свидетельствуют о знакомстве иконописца с западными образцами.

Одновременно с созданием фресок был воздвигнут и деревянный иконостас, позолота которого была обновлена в 1783 году.

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

Поделиться: