Пребывание на Святой Земле - это поистине встреча человека с Богом. А.И. Синявский

Синявский А.И.
Поездка по Святой Земле, по местам, описанным в Библии – это мечта практически каждого христианина и многих людей, интересующихся историей. И вот в сентябре 2010 года мне посчастливилось с группой паломников в течение двух дней совершить путешествие в Святую Землю, где мы посетили святые места Иерусалима и Палестины. Наш паломнический тур сопровождался посещением Иерусалима Христианского: Гефсиманский сад на Масличной горе, Храм Успения Богородицы, Крестный путь Иисуса Христа, Храм Гроба Господня, Голгофа. Побывали в Старом городе и посмотрели Панораму Иерусалима древнего и современного. На следующий день мы совершили переезд в Палестину и посетили Храм Рождества Христова в Вифлееме.

Иерусалим — это больше, чем  просто город. Этот город уже на протяжении многих веков считается во всем мире святым, и множество людей ежегодно осуществляют паломничество в  Иерусалим, как и в библейские времена. Иерусалим поистине впечатляет, это уникальная мозаика христианских, мусульманских и иудейских святынь  – древнейший город трех религий. Старый Иерусалим поражает своей красотой и исторической древностью. Он овеян дымкой древних библейских  легенд, которые неизменно притягивают  путешественников и паломников  всех религий. Многие святыни обустроены храмами и являются  местами паломничества миллионов  христиан разных веков из разных  стран.


Вид на Иерусалим со смотровой площадки

Мы ждали встречи с этим  главным городом мира, и трепет  охватил душу, когда на горизонте  появились первые строения Иерусалима. Вот мы поднялись на Масличную (Елеонскую) гору – одно из значимых мест, связанных со Страстями Христа. Вот мы в Гефсиманском саду, где Иисус так почувствовал Свое одиночество в преддверии предстоящего Ему испытания. Сюда в Гефсиманский сад Иисус приходил со своими учениками, здесь он молился перед самым своим арестом, здесь Спаситель был предан и взят воинами. С вершины этой горы воскресший Христос вознесся на небо. Сострадание и восхищение главным и последним подвигом Его земной жизни наполняли нас.


На площади перед входом в Храм Гроба Господня

А вот и святая святых – Храм Гроба Господня, место спасения  человеческого рода. Главный храм христианского мира, где заключены святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие святые места,  связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением. Колоссальный Храм Гроба Господня с утра до вечера полон гула, верующие со всего мира стремятся  хотя бы раз за свою жизнь  побывать в этом святом месте. Здесь все связано с именем Христа.


Подъем по лестнице, ведущей на Голгофу


У места Распятия На Голгофе

Мы входим в Храм Гроба Господня, справа у входа наверх ведут  две крутые лестницы на Голгофу. Поднявшись, мы попадаем на место,  где стоял крест, на котором был распят Христос. В глубине высится Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест с распятым Иисусом. Мы поклонились месту Распятия, почувствовали эту  печаль и горе здесь, на Голгофе, побывав на месте наибольших, крестных, страданий.


У Камня Миропомазанья

Спустившись вниз по лестнице, мы преклонились перед Камнем  Миропомазанья. На этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением. Никогда мы не чувствовали такую близость к евангельской истории, как прикасаясь к Камню Миропомазанья.

Чувства, которые овладевают людьми здесь, у каждого свои, поэтому не имеет смысла описывать сокровенное это место. Практически у всех  слезы на глазах, благодать там очень сильно чувствуется. Если есть какие-то переживания, то они приобретают  материальный образ, связанный с увиденным, и обыденное отступает сразу куда-то. Необыкновенное облегчение и спокойствие наступают внутри тебя.


Кувуклия — часовня над пещерой Гроба Господня

Пройдя дальше, мы видим небольшую купольную часовню, поставленную над пещерой Гроба Господня («кувуклия» — опочивальня). Часовня имеет два придела: придел Ангела, здесь мы видим фигуру сидящего на гробовом камне ангела и собственно гробница, куда ведет низкий проход — проходя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет два метра в длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие.  Приложились в Кувуклии к Гробу Господня и почувствовали радость совершившегося здесь Воскресения.

Мы заходим в большой зал, расположенный прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня. В нем, по православной традиции,  находится символический христианский центр Земли, место спасения всего человеческого рода — Пуп Земли. Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь стоит  символическая невысокая мраморная чаша с шаром внутри, на котором начертан крест. По существующей традиции, мы прикоснулись на счастье к чаше, символизирующей Пуп Земли.

И вот мы приехали в Вифлеем, и стоим на большой, вымощенной  камнем площадью перед Храмом Рождества Христова, который посвящён  главному событию, изменившему судьбу всего мира и начавшему современное летоисчисление, один из древнейших на Святой Земле. Вифлеемская звезда — эти слова  для любого христианина навсегда связаны с рождением Спасителя. Поскольку во время переписи населения мест на постоялых  дворах уже не было, святое семейство было вынуждено остановиться в пещере, где Богоматерь «родила Сына своего… и положила его в ясли». Над этими каменными яслями, сохранившимися и доныне, возведена Базилика Рождества.


В Храме Рождества Христова


В Пещере Рождества Христова

В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего  низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «вратами смирения». Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики. Для того чтобы попасть в пещеру, мы проходим через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спускаемся по большим каменным ступеням к месту рождения Иисуса Христа.  Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним на полу лежит серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда Пресвятая Богородица родила Младенца Иисуса. Мы преклоняем колена перед алтарем и благоговейно прикладываемся к серебряной Звезде.

Рядом с Пещерой Рождества есть грот с нишей, в  который ведут несколько ступенек. В эти ясли Дева Мария и положила  маленького Иисуса. Если честно, в храме от одного присутствия  Божия и от благодати, которая нисходит на тебя свыше, слезы на глаза наворачиваются, наверное, от счастья.


У Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы

В нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества  Христова, у стены, в деревянном киоте расположена Чудотворная  Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы. Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом. Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елисаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864–1918 гг., председательницы Императорского Православного Палестинского Общества с 1905 по 1917 гг.). Эта икона особо отличительна тем, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которой Пресвятая Дева изображена улыбающейся.

С молитвами, с просьбами в душе мы преклонились перед   Святым Образом, во всякой нужде и любых жизненных обстоятельствах мы обращаемся с молитвами к Пресвятой Богородице, и никто никогда не бывает оставлен нашей Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей. Когда смотришь на лик Богоматери, такое ощущение, что смотришь в Её живые и любящие глаза, и чувствуешь любовь, которая исходит от иконы к тебе, и любовь эта всеобъемлюща, она проникает в твое сердце, и греет в прохладе храма.

В моей жизни и вообще в жизни того, кто побывал на Святой Земле, свершилось главное событие. Пребывание на Святой земле — это поистине встреча человека с Богом. И это – в сердце, никакими словами не выразить силу впечатления от Святой Земли. Это не понять головой, это надо почувствовать душой. Она лишь может вместить все эти впечатления от пребывания на земле Спасителя, в местах святых, ставших уже для тебя близкими на всю жизнь. Ощутив духовную благодать, побывав в Святой Земле, уже с большим осмыслением и проникновением истинно великого, святого хочется снова и снова вернуться сюда.

Иерусалим — Вифлеем, сентябрь 2010 г.
Поделиться: