RSS
Написать
Карта сайта
Eng

ИППО на карте мира

ИППО в Интернете

ИППО на канале youtube

 

 



Великим постом на Афоне

Во имя чего, ради каких таких благ сотни людей устремляются на Афон – русские, греки, румыны, болгары, грузины, сербы, американцы и иные? Паломничают с посохом, становятся послушниками, принимают постриг монашеский, а некоторые сподобляются рукоположения в сан священнослужителя. Влечение к Афону неистребимо и необъяснимо с первого взгляда. Для миллионов православных Второй Удел Божией Матери остается тайной, “закрытой территорией монашеской республики”. А каким Афон открывается тем, кто туда паломничает?

Господь сподобил академика О. А. Колобова и меня грешного паломничать по афонским святыням на третьей седмице Великой Четыредесятницы. Мы увидели страну монастырей, прибежище девства, украшение Земли, удел святых, реальность строгого устава, заботу и любовь о страннике – и все это есть дар Божий.

Наше паломничество началось с монастыря Иверской иконы Божией Матери. На лике Богородицы – след от удара копьем, это след от наших постоянных ударов по собственному спасению. Там, в Иверском монастыре есть изображение паломника, которому Божия Матерь дает монетку. Много лет назад один паломник просил подаяние в монастыре, но ему отказали. Тогда он сел у дерева недалеко от монастыря и просил милостыню у проходящих. Ему явилась Сама Богородица с Богомладенцем и подала монетку. Паломник вернулся в монастырь и протянул монетку, прося хлеба. Монахи необычайно удивились: какая у тебя старая монета, откуда ты ее взял? Паломник ответил, что одна женщина с ребенком дала ему эту денежку. Оказалось, что денежка была с Иверской иконы, украшая образ и свидетельствуя о помощи Богородицы одному из Ее почитателей. Только тогда монахи поняли, Кто подал милостыню бедному паломнику. Может быть, с тех пор в Иверском монастыре при входе стоит большой ларь с хлебом для паломников, и все могут брать его безвозмездно?

Великая Лавра – первый общежительный монастырь на Афоне. Отсюда видна гора Афонская (Агиос Орос) – таинственная, покрытая снегом, которую то озаряет солнце, то покрывает, обнимает “одеяло-облако”. Посреди монастыря стоит гигантский кипарис, посаженный основателем преподобным Афанасием Афонским. Одна из святынь – икона Божией Матери “Кукузелисса”. Предание сообщает, что в Х или XI веке лучший певец византийского императора Иоанн ушел из Константинополя на Афон. Он молился перед этой иконой Божией Матери, чтобы его не нашли слуги императора, разгневанного таинственным исчезновением лучшего певца. Послушанием Иоанна было пасти коз. Питался он бобами и зеленью (куку и зель). Никто бы никогда не узнал о том, что Иоанн ушел на Афон, если бы кто-то из паломников не услышал чудного ангельского пения на горах около Великой Лавры. Это был Иоанн, певший непрестанно гимны Божией Матери, и ему подпевали ангелы. Поэтому икона получила название “Кукузелисса”.

Недалеко от Лавры стоит румынский монастырь Продрому в честь Богоявления. Главной святыней является самонаписанная икона Божией Матери. Иконописец только начал работу над образом, лег отдохнуть, и за ночь икона оказалась полностью написанной. Нечеловеческая рука писала образ.

Столица Афонского округа Карея вмещает несколько монастырей. В центре Кареи стоит здание Священного Кинота (Протата) – органа управления монашеским государством, состоящего из представителей 20 монастырей Афона. Протат формально подчиняется Вселенскому Патриарху в Константинополе. В Протате представлен и русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

В Карее особым почитанием монахов пользуется сербская Постница (Испосница). Постница основана святым Саввой Сербским, принесшим сюда чудотворную икону “Млекопитательница”. Нас встретил монах Никодим, непрестанно поющий песнопения. По-церковнославянски он запел “Богородице Дево, радуйся”, затем тропарь преподобному Серафиму Саровскому, затем величание, затем тропарь “Млекопитательнице”, затем гимны святому Савве – все время, когда мы прикладывались к иконам и к посоху великого сербского святого. Редко увидишь постоянно поющего монаха. Пока нас угощали лукумом и водой, о. Никодим – мы это слышали – на втором этаже келии уже читал молитвы. Он исполняет таким образом очень строгий устав Постницы. Св. Савва написал для Постницы специальный устав, по которому должны жить монахи, присылаемые из сербского монастыря Хиландар. Этот документ называется “Карейский устав”. Основные положения этого устава — В испоснице могут постоянно жить два-три монаха из Хиландара, причем независимо и от Прота и от игумена Хиландара. Братия должна исполнять молитвенное правило и соблюдать пост, прописанный специально для них, а именно: есть дозволяется один раз в день, кроме субботы и воскресения, и без оливкового масла по средам и пятницам. Они должны прочитывать целиком Псалтирь каждую ночь и все каноны Христу и Святому, поминаемому в этот день, а также акафист Пресвятой Богородице. Монастырь Хиландар должен обеспечить братию пищей и одеждой. Вот уже 800 лет исполняется этот устав. Пост никогда не нарушается, молитва никогда не прекращается, зажженные лампады никогда не угашаются. Там же в Постнице находится узкая, очень тесная, выделанная в пещере келья, дом безмолвия, где изнурял себя аскетическими подвигами сербский чудотворец святитель Савва.


Греческий монастырь Симонопетра (скала Симона)

В греческом монастыре Симонопетра (скала Симона) при въезде стоит каменная келья преподобного Симона. Святой основатель монастыря подвизался в этой тесной холодной келье многие годы. В рождественскую ночь преп. Симону небесная звезда показала место, где следует основать монастырь. Преподобный привел своих учеников на высоченную скалу. Те изумились – неужели здесь будет монастырь? Келейник Симона, посланный за водой и хлебом, вернулся и на глазах у святого и учеников сорвался со скалы. Но чудо! Через мгновение келейник поднялся на гору с чашечками не пролитой воды. Сила Божия удержала монаха и таким образом убедила последователей святого Симона в святости избранного места. Места здесь до сих пор небезопасные для проезда, как и все дороги на Афоне – “серпантин” над пропастью вьется повсюду. В прошлом году на Вербное воскресение два грека причастились в Симонопетра и, возвращаясь на машине из монастыря, сорвались в пропасть. Кончина греков (почтальона и работника таможни) считается праведной. Господь призвал их к Себе на Афоне, после причастия, в день входа Господня в Иерусалим. Они вошли в Иерусалим Небесный.

Жизнь Симонопетры, как и прочих обителей афонских, была не всегда легкой. Набеги разбойников, бремя долгов, пожары, турецкая оккупация, войны, вторжения на Афон…Но историю пишет Бог. Симонопетра в 1970-е годы была поддержана приходом из монастыря Больших Метеор группы греческих монахов, ведомых архимандритом Емелианом (Вафидисом). Настоящий подвижник, о. Емилиан говорил, что “длительный период упадка монашества и проникновение антропоцентрических течений в Православие послужили причиной глубокого изменения, произошедшего в сознании церковных людей в отношении осмысления ими монашества”. И вот монастырь вновь забурлил настоящей молитвенной жизнью. Он есть дом Божий и врата небесные (Быт. 28, 17), ожидание, по словам о. Емилиана, Бога в богочеловеческом обиталище.

Монастырь Симонопетра, к слову сказать, имеет келии во имя священномученика Модеста (память 31 декабря н.ст.), в которых подвизаются русские монахи. Радостно было видеть, как и в других греческих монастырях — 40 мучеников Севастийских, Пантократор и прочих — спасаются молодые русские святогорцы.

Повсюду видны памятники русского монашеского присутствия. Большое впечатление произвел Ильинский скит, относящийся ныне к греческому монастырю. Скит расположен в том месте, где в XVIII веке подвизался один из ревнителей “умной молитвы”, преподобный Паисий Величковский. К сожалению, из-за пожара не сохранилось его кельи. Долгое время Ильинский скит держали русские монахи. Об этом свидетельствует огромных размеров собор в честь ветхозаветного пророка с русским иконостасом. Храмовая икона имеет на цепочке благотворителей знаки от русского императора, военачальников России и, что для нас было особенно трогательно, знак Императорского православного палестинского общества.

Греки на Афоне глубоко почитают русских подвижников. Бросается в глаза особенное благоговение греков перед святыми Серафимом Саровским и Силуаном Афонским (Русским). Греческие монахи подчеркивают, что такие подвижники, как о. Силуан, посылаются Господом раз в 2–3 столетия. Мы видели, как в Андреевском скиту (расположен в Афонской столице Карее) группа мирян-греков во главе с греком-священником пела тропарь, кондак и величание перед иконой св. Силуана, а затем, после такого красивого пения, греки стали на колени и молча, трепетно молились русскому святогорцу. Все мы – греки и русские – приложились к иконе и частице мощей преподобного. Сохранилась мельница, откуда преп. Силуан таскал тяжелые мешки с мукой, сохранилась келия и другие места его подвига. Порядок там поддерживают монахи из русского Свято-Пантелеимонова монастыря.


Русский монастырь св. Пантелеймона

Русские монахи имеют самый благолепный, по размерам и внешнему виду, монастырь. Это Русский Пантелеимонов монастырь (Руссикон). Площадь монастыря велика настолько, что невольно представляешь, какой наплыв паломников был в славном прошлом и каким он может быть в период современного возрождения Православия. Здесь богатая библиотека, содержащая примерно 1320 греческих и около 600 славянских рукописей, более 20 тысяч печатных книг, включая очень редкие издания.

Архондарик – гостиница или комната для паломников на Афоне – открыт в каждом монастыре, скиту или келии. Страннику, независимо от его национальности, предложат воды, анисовой, кофе или чай с лукумом. “Кто напоит чашей воды одного из малых сих” – это евангельское правило любви исполняется неукоснительно. Основное же правило монаха – молиться. Афонские монахи выполняют его не без трудностей. Они говорят не о трудностях материальных, их всегда хватает. Монахи говорят о трудностях постоянной молитвы. Попечение о, казалось бы, важных делах, устройстве быта, строительстве, подвозе продовольствия и прочее “откусывает монашество”, то есть отщепляет драгоценное время молитвы, отвлекает от главного дела. Прежние старцы не то что бы знали грань между попечением земным и подвигом молитвы. У старцев, говорят святогорцы, и молитва не прекращалась, и дела делались. Как писал святой епископ Николай (Велимирович), “монахи-отшельники были постоянно заняты молитвами и размышлениями. Потребности их были малы, а суетных забот не было вовсе”. Не дерзаем далее и рассуждать об этом.

Монахов поддерживает благодать Божия. Невидимый мир постоянно с ними. В болгарском монастыре Зограф есть чудотворная икона великомученика Георгия. Когда-то давно сюда приехал некий архиерей, и его подвели к этой иконе, сказав о ее особой благодатности, о том, что святой Георгий – чудотворец. “Что-то у вас много чудотворных икон,— недоверчиво сказал архиерей и ткнул пальцем в икону. – Этот что ли чудотворец?” Его палец при этих словах прилип к иконе. От страха архиерей не знал что делать. Палец не могли отодрать от образа святого Георгия. Господь пожалел владыку, пришлось срезать кончик пальца, который до сих пор как свидетельство висит на иконе. Монастырь Ставроникита (Крест Никиты) имеет чудотворную икону святителя Николая Мир Ликийского. Икона выполнена в мозаике и была обретена рыбаками в море, недалеко от монастыря. Когда икону вынули из сетей, то увидели, что на лбу святителя прикреплена ракушка. Ее отделили, и изо лба святого потекла настоящая кровь. Этот красный след от крови до сих пор виден на образе. В Андреевском скиту мы прикладывались к честной главе святого апостола Андрея. Глава очень теплая, и этот необъяснимый температурный режим мощей – тоже афонская реальность. На Хиландаре, сербском монастыре, растет виноградная лоза, посаженная преподобным Симеоном Мироточивым, отцом св. Саввы Сербского. Более 800 лет лоза дает плоды, которые исцеляют супругов от бесплодия. В Нижнем Новгороде есть супруги, которым помог виноград сербского святого.

Мы были в русском скиту Богородица Ксилургу, исповедовались там и причащались. Это самый старый русский монастырь на Афоне и относится ныне к Руссикону. Первое упоминание о нем относится к 1030 г. По преданию, здесь принимал постриг преподобный Антоний Киево-Печерский. Землю под скит для наших монахов помогала приобрести супруга святого Владимира Крестителя, княгиня Анна. Родственница византийского императора, Анна способствовала приобретению большого участка земли, с мельницей на горе. Этот факт мало известен современным историкам. В скиту 3 храма: Свято-Успенский, преподобного Иоанна Рыльского (который, вероятно, устроили болгарские монахи, жившие здесь несколько десятков лет) и домовой храм в честь святых Кирилла и Мефодия. Рядом с главным храмом – каменные останки бывшей некогда очень ценной библиотеки. К сожалению, библиотека сгорела от пожара. В скиту есть своя костница. В ней выстроены черепа скончавшихся давно монахов, а на стене костницы надпись: “Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы”. Костница – часть афонского образа жизни. Через три года после кончины монаха, его тело вырывают из могилы. Если тело разложилось полностью, считается, что монах жил по заповедям, и его череп и косточки складывают в костницу. Если же тело не разложилось, то монахи выясняют, как жил этот монах и особенно молятся Богу об оставлении грехов усопшего. Поэтому на Афоне нет больших кладбищ.

Непросто объяснить самому себе, что значит Афон для православного русского человека. Здесь все серьезно и все просто, все страшно-трепетно от присутствия Бога и легко от милостей Божиих. Здесь собрались православные от разных народов, чтобы спасться вдали от мира. Здесь реально пребывает Божия Матерь и святые, число которых в звездах отражает красивый ночной небосвод Афона. Природа девственная так же, как девственны святогорцы. Святая Гора призывает подняться на высоту духовную, на ту, на которой пребывают незримые старцы, молящиеся за всех нас, за весь мир. Молитва – труд сокровенный – и монастырские работы – труд внешний – создают особый климат в единственной на земле монашеской республике. Здесь услышишь от монахов трезвые рассуждения о смысле христианской и вообще земной жизни, некую формулу жизни “сначала постница, затем костница”. И все равно: никаким пером, языком, никакой фотокамерой не отобразишь того, что видишь и чувствуешь на Афоне.

Корнилов А.А., профессор, доктор исторических наук, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

30 июня 2006 г.

Тэги: Афон, русские иноки на Афоне, паломничество

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню
Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню