RSS
Написать
Карта сайта
Eng

ИППО на карте мира

ИППО в Интернете

ИППО на канале youtube

 

 



Члены ИППО сохраняют память о епископе Алексии (Соболеве),
основателе Вологодского отдела Общества

3 января в рамках программы «Возвращение памяти: история Императорского Православного Палестинского Общества в регионах» действительные члены ИППО из Нижегородского и Московского областного отделений архимандрит Тихон (Затекин), иеродиакон Евстафий (Поляков), А. Н. Панин (заместитель председателя Московского областного отделения) и С. Я. Ваксман посетили город Арзамас Нижегородской области, где побывали в Спасо-Преображенском мужском монастыре — месте упокоения Преосвященного Алексия (Соболева), почетного члена ИППО, открывшего отдел в Вологде. 

Арзамас — старинный город, с богатой историей, культурными и экономическими традициями. История города неразрывно связана с историей нашей Родины. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые. Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно приобрел характер важного транзитного пункта. Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас был важным миссионерским центром, центром ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработки животных продуктов (скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие). В середине XIX века здесь их обрабатывалось на сумму более одного миллиона рублей в год, и большая часть приходилась на скорняжное и кожевенное производство. Золотой век Арзамаса стал беспрерывной цепью храмостроительства. За 75 лет в городе были возведены 25 церквей, одна прекраснее другой. Построенные в стиле старорусской архитектуры, барокко, классицизма, храмы Арзамаса покоряли красотой и изяществом. Известный русский реставратор и архитектор Померанцев Николай Николаевич отмечал, что «… в отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в течение XVIII века-второй половины XIX века воздвигались церкви чисто столичного масштаба». Большое развитие церковного строительства обусловило возникновение в Арзамасе художественных промыслов — таких, как иконописный, золотошвейный, резьба из жести по дереву. Развивалось чеканное и иконописное искусство, позолота, иконостасная резьба. Без преувеличения можно сказать, что в XVIII — ХIХ веках Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками, и поныне украшают многие храмы. Славился город  и  золотой вышивкой, в которой лавры первенства держали монахини и послушницы женских монастырей.

В городе Арзамасе члены  ИППО осмотрели древний Спасо-Преображенский мужской монастырь, где жил и трудился выдающийся представитель Русской Православной Церкви конца XIX века-начала XX века Преосвященный Алексий (Соболев), епископ Вологодский и Тотемский. 



Уроженец Нижегородской губернии, Александр Петрович Соболев долгие годы трудился на благо Церкви и Родины. Преподаватель, священник, монах, настоятель монастыря, епископ – везде и всюду он деятельно отдавал всего себя другим людям. Его знали и уважали  во всей Нижегородской губернии, где  Владыка совершил много добрых дел. Он родился 23 августа 1836 года, в 1858 году окончил Нижегородскую Духовную Семинарию, в которой трудился на должности преподавателя. 2 февраля 1861 года он был рукоположен в сан священника, а в 1891 году принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря. 6 июня 1893 года хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии.

С 12 декабря 1895 года Преосвященный Алексий возглавил древнюю Вологодскую кафедру. Его трудами в Вологде 14 сентября 1896 года был открыт Вологодский отдел Императорского Православного Палестинского Общества и его первым председателем стал Преосвященный Алексий, епископ Вологодский и Тотемский.

29 мая 1898 года Вологду посетил Председатель ИППО Великий Князь Сергей Александрович, которого во главе большой делегации встречало все Вологодское отделение Общества во главе с Преосвященным Алексием (Соболевым). В кафедральном Спасо-Всеградском соборе Великий Князь Сергей Александрович высказал свою благодарность Преосвященному Алексию за плодотворную деятельность отдела.

Владыка Алексий выступил инициатором проведения собеседований, посвященных деятельности Общества: «… усматривая в чтениях и собеседованиях наилучшее средство для возбуждения сочувствия к целям Палестинского Общества и его деятельности на Св. Земле». Владыка неустанно заботился, чтобы чтения и собеседования проходили не только в городах, но и в селах обширной Вологодской епархии. Так только в 1898 году в Вологодской епархии было проведено 358 чтений в селах, 303 в городах, 37 в школах. По настоятельным рекомендациям Владыки чтения сопровождались пением молитв и песнопений, бесплатной раздачей листков, брошюр, видов местностей Святой Земли. На годовом отчетном собрании ИППО 8 апреля 1912 года среди добрых слов, сказанных в память епископа Алексия, почетного члена ИППО, был упомянут и такой факт: «Для усиления притока пожертвований в Общество со стороны населяющих Вологодскую епархию православных зырян он, с разрешения Совета, даже издал особое воззвание на зырянском языке». В целом деятельность Владыки на посту председателя Вологодского отдела ИППО была оценена как старание «всеми мерами содействовать успешной и плодотворной деятельности».

Студент Санкт-Петербургской  Духовной Академии Николай Коновалов написал так о почившем Владыке в 1911 году на страницах «Вологодских епархиальных ведомостей» (№ 4 за 1911 год): «Это был великий труженик. Он жил своею работой, вкладывал в нее всю свою душу, как бы отождествлялся с нею, устремлял на нее все стороны своего духа…  Как бы мала и незначительна, по-видимому, была работа, он одинаково относился к ней с обычною для него тщательностью. Эта тщательность или, лучше, постоянная серьезность в работе, это вкладывание в нее всего себя является характерною чертою жизни и деятельности почившего». По воспоминаниям современников Владыка был строгим, но очень любвеобильным Пастырем, имея особенное расположением к детям и сиротам. В течение своего управления епархией он совершил множество объездов обширных Вологодских земель, побывал там, где по 30 лет не видели Архипастырей, он неустанно говорил проповеди и радостно приветствовал прошения об открытии обществ и попечительств во имя помощи бедным и нуждающимся.

21 апреля 1906 года Владыка попросился на покой, видя истощение своих телесных сил. Он был  уволен на покой, с правом быть настоятелем в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре.

2 февраля 1911 года он скончался в день 50-летия своего служения в священном сане. Владыка при жизни предсказал свою кончину. Его торжественное отпевание состоялось в городском Арзамасском Воскресенском соборе, которое совершил викарий Нижегородской епархии Преосвященный Геннадий (Туберозов), епископ Балахнинский. Святитель был погребен в склепе в Спасо-Преображенском соборе на территории обители, которой он дважды управлял.



Спасо-Преображенский третьеклассный монастырь расположен в восточной стороне города на берегу Спасского озера. Рядом с монастырем с востока находилась Богословская церковь, с запада — Благовещенская, с севера — начало Большой и Ильинской улиц. Основание монастыря относится к середине XVI столетия, к началу царствования Ивана Васильевича Грозного. Со времени своего учреждения Спасский монастырь находился в ведении всероссийских митрополитов, а потом патриархов. При составлении штатов в 1764 году монастырь утвержден в третьем классе с настоятельством игуменским, но в 1797 году именным Высочайшим указом поведено было восстановить в Спасском монастыре архимандрию.

В ведомости о состоянии Спасского монастыря за 1908 год говорится: «Религиозно-нравственная жизнь монастырского братства в отчетном году шла в обычном, установленном порядке, члены братства, особенно старшие, выделяются скромностью, воздержанностью и братолюбием, подают добрый пример для младших, а сие последние, за ежедневным богослужением, приучаясь к церковному пению, общим строем монастырской жизни, привыкают к порядку, послушанию и укрепляются в добрых правах, братолюбии и трудолюбии».

После богоборческого переворота монастырь был закрыт, разграблен и очень сильно разрушен. В монастыре  сохранился до наших дней древний Спасо-Преображенский собор, построенный в 1638 году, практически в руинах находится храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в конце XVII века. Уничтожены стены, старинное монастырское кладбище. В 2005 году решением Святейшего Синода монастырь был возобновлен, но его возрождение продвигается крайне тяжело. В настоящее время в монастыре один действующий храм — церковь  в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Спасо-Преображенский собор занят филиалом Нижегородского государственного архива.











Члены ИППО архимандрит Тихон (Затекин), иеродиакон Евстафий (Поляков), А. Н. Панин и С. Я. Ваксман в сопровождении наместника монастыря игумена Паисия (Яцко) осмотрели все постройки обители, ознакомились с ходом реставрационных работ, а также посетили Спасо-Преображенский собор, в котором расположен архив. Сотрудники архива ознакомили членов ИППО с материалами, касающимися истории Спасо-Преображенского монастыря и жизни его настоятеля Преосвященного Алексия (Соболева).





После осмотра территории монастыря члены ИППО прошли к большому деревянному кресту, установленному в память всех погребенных на территории монастыря, где возложили цветы от имени всего Общества и пропели «Во блаженном успении вечный покой».

Члены ИППО приняли решение изготовить гранитную таблицу и укрепить ее на стене собора в память Владыки Алексия (Соболева). Решено также подготовить и опубликовать статью и книгу о его жизни и деятельности, провести детальное исследование на предмет установления точного места погребения Владыки в соборе и провести несколько краеведческих экспедиций по местам жизни и служения Преосвященного.

***
Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Инициатором этой программы в 2012 году выступил фонд «Возрождение культурного наследия». Активным помощником в деле исследования захоронений членов ИППО стал наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин).

Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное  описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Работа ведется параллельно с исследованиями в архивах, библиотеках, в тесной связи с местными краеведами. На сегодняшний день выявлено, обследовано, описано 62 погребения членов Императорского Православного Палестинского Общества в разных городах России, Украины, Сербии, Белоруссии, Молдавии. Все эти погребения фонд уже включил в свою базу данных, которая предусматривает составление карточки на каждое погребение с описанием надгробной плиты, самой могилы, фотографий, и подробной географической привязки на местности. Также в рамках этой программы фонд намерен способствовать реставрации надгробных памятников, установлению памятных досок и привлечению внимания общественности к сохранению могил.

14.01.2014

Тэги: Алексий (Соболев), почетные члены ИППО, отделы ИППО, Вологда, проект «История ИППО в регионах», Панин. А.Н., Ваксман С.Я., архим. Тихон (Затёкин), Евстафий (Поляков)

Январь (30) Февраль (40) Март (30) Апрель (36) Май (32) Июнь (41)
Июль (45) Август (36) Сентябрь (40) Октябрь (67) Ноябрь (48) Декабрь (66)
../../../images/share42/icons2.png) -24px 0" href="#" onclick="window.open('about:blank', '_blank', 'scrollbars=0, resizable=1, menubar=0, left=200, top=200, width=554, height=421, toolbar=0, status=0');return false" title="Версия для печати" target="_blank">