В Третьяковской галерее открывается выставка, посвящённая Библии Пискатора

В Третьяковской галерее открывается выставка «Библия Пискатора – настольная книга русских иконописцев». Проиллюстрированные тексты Ветхого и Нового Заветов впервые увидели свет в середине XVII века в Амстердаме и стали источником вдохновения для мастеров в России, передаёт телеканал «Культура».

О том влиянии, которое оказала на русскую иконопись изданная в середине XVII века в Голландии Библия Пискатора, говорит хотя бы тот факт, что Третьяковской галерее понадобилось несколько залов, чтобы вместить все экспонаты. Иллюстрации на темы Ветхого и Нового Заветов стали для русских иконописцев образцами для храмовых росписей и иконостасов на всю вторую половину XVII и начало XVIII веков.

«Мы построили так экспозицию, чтобы можно было увидеть не только иконы эти замечательные, сверкающие яркими красками, как бы наполненные светом, придающим особую драгоценность их живописной поверхности, но и те изображения из Библии Пискатора, которые легли в основу», – поделилась заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега.

Этот Страстной цикл, созданный мастерами Оружейной палаты для московской церкви Введения во храм Богородицы, – лишь один из примеров. В Третьяковке можно увидеть и резные изображения холмогорских мастеров, и большие храмовые образа. Эта уникальная икона «Сказание о Римской иконе Богоматери» состоит из 128 клейм, часть из которых сходны по композиции с западными образцами. А вот ещё один необычный экспонат – резная икона. Она посвящена Архангелу Михаилу и, по мнению специалистов, также является плодом внимательного изучения русскими мастерами Библии Пискатора.

«Этот необыкновенный экспонат когда-то был навершием иконостаса. Не больше, не меньше. Находился вверху иконостаса. Резного, исполненного в конце XVII, вероятно, века, и полностью представляющего деяния Архангела Михаила», – рассказала Шередега.

Одни считают русскую иконопись этого периода упадком, другие – новым поворотом. Так или иначе, поворот этот произошёл задолго до того, как Пётр Первый начал перестраивать Россию на европейский лад.

«Этот поворот к западноевропейской культуре, это расширение контактов, открытость России возникали не при Петре Алексеевиче, а при царе Алексее Михайловиче», – рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В экспозиции можно увидеть гравюры западных мастеров, изображающих приезд в Москву голландского посольства и его приём царём Алексеем Михайловичем. Сохранился даже портрет одного из голландских купцов, который не только переселился в Москву, но взял русское имя – Андрей Денисович Виниус – и даже принял православие.

Источник: blagovest-info.ru

Поделиться: