Сергей ЛАРИОНОВ: Всё началось с воссоздания отделения ИППО в Якутске

Сергей Ларионов, Якутское отделение ИППО
Сергей Ларионов, Якутское отделение ИППО
Интервью руководителя Якутского отделения ИППО.
 
 
– Сергей Александрович, недавно встретились потомки главных участников гражданской войны в Якутии. Как родилась идея организовать эту встречу? С чего всё началось?
 
– Наверное, началось всё с воссоздания в Якутске отделения Императорского Православного Палестинского Общества в конце 2015 года. Для меня предложение возглавить наше Региональное отделение было неожиданным, но теперь я понимаю, что судьбе было угодно так сделать – сегодня, когда позади столько добрых, я бы сказал, богоугодных дел, я уже не мыслю себя вне Общества.
 
Когда Председатель ИППО Сергей Степашин вручал нам удостоверения и знаки действительных членов Общества, он сказал нам, что первое в России Региональное отделение было образовано именно в Якутии – 125-летие этого события мы отмечаем в этом году. Это было действительно так – с помощью Музея ИППО мы нашли фотографии членов Общества в Якутии тех лет во главе с первым председателем Преосвященным Мелетием…
 
– Прошло около трёх лет, а в списке дел Общества и поклонные кресты в устье Амура, на месте гибели солдат-якутян, и восстановление Атамайской Николаевской церкви, и строительство часовни в Покровке, а теперь вот и акция примирения Пепеляевых и Стродов…
 
– Это всё получается по Божией воле. Представьте, летим мы на вертолёте над тайгой и в 70 километрах от Якутска, на границе Намского и Горного районов, вдруг на обширной поляне видим одиноко стоящее мощное сооружение – остатки церкви и колокольни. Впечатляющее зрелище.
 
«Подняли» историю – церковь была восстановлена в 1895 году на месте сгоревшей силами местных жителей. А тут подошло 125-летие Атамайского наслега, и мы добились включения её реставрации в план юбилейных мероприятий. Предполагалось долевое финансирование, но, кажется, мы до сих пор остаёмся единственными, кто действительно вложил средства. Опять подключились местные жители, которые создали бригаду строителей, чем сильно нам помогли. Сегодня Атамайская церковь – прекрасный объект как для паломничества, так и для посещений туристами, отличный памятник зодчим XIX века, нашим предкам.
 
Крест в устье Амура мы ставили к юбилею Победы, окончанию Второй мировой войны. Об этом много говорилось в прессе. Как было не отдать дань памяти землякам-эжанцам, которые после демобилизации рвались домой; в октябре рискнули сесть на шхуну, которая шла в Аян. Найти подробности, координаты гибели, списки погибших было делом нелёгким. Но ведь нашли! Такой же крест поставили и в селе Эжанцы, куда не вернулись с войны более 30 воинов, погибших уже после окончания войны.
 
Мы построили и поддерживаем молитвенный дом в Усть-Мае, может быть, построим и храм, место под строительство которого освящено Владыкой Романом. Купили иконы для Богородицкой церкви. Построили часовню в селе Покровка, освящение которой прошло 30 августа. Очень красивая часовня во имя преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары стоит на берегу реки Амга.
 
– Это событие совсем недавнее, оно тоже произвело большое впечатление не только на прихожан, но и вообще на общество. Расскажите подробнее…
 
– Амгинцы вообще-то давно мечтали о своей часовне, место под её строительство было выбрано и освящено владыкой Зосимой ещё в 2010 году. Все помнят, что бывший генеральный директор пароходства Е. Л. Чистяков был родом из Покровки и, конечно же, никогда не забывал своих земляков. После его кончины в наших отношениях с районом образовалась пауза, но она была недолгой. Год назад эстафета как бы «по наследству» перешла от него к нынешнему руководству – об этом настоятельно и неоднократно просили сами амгинцы. Я сам часто бывал на месте строительства, контролировал, чем мог помогал, в итоге все работы были завершены в запланированный срок – к 100-летию мученической смерти Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
 
У амгинцев, естественно, возникал вопрос, почему и в честь кого названа часовня. Нам пришлось неоднократно рассказывать о воссоздании в Якутске отделения Императорского Православного Палестинского Общества, о нашей работе.
 
Особое впечатление на покровчан оказала история жизни Сергея Александровича, погибшего от бомбы (чуть не сказал «бандита») террориста Каляева. Особенно интересовались люди жизнью его супруги Елизаветы Фёдоровны, которая во всём помогала мужу. После его гибели (куски тела Сергея Александровича она собирала своими руками) она решила продолжить дело, начатое Сергеем Александровичем и возглавила Императорское Православное Палестинское Общество.
 
В 1918 году Елизавета Фёдоровна, её келейница Варвара и ещё несколько человек были схвачены и сброшены в глубокую шахту. Живыми… Услышав их стоны, туда бросили несколько гранат.
 
Когда смотришь на её фотографии, испытываешь преклонение – видно сразу, насколько она красива, умна и интеллигентна. Любой, кто знакомится с жизнью, деяниями и кончиной этой замечательной женщины, никак не может остаться равнодушным, и мы по согласованию и с одобрения нашего Председателя ИППО, Сергея Вадимовича Степашина, провели в Якутии мероприятия, посвящённые памяти преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Это не было выполнением «приказа сверху» – мы, члены ИППО, единодушно решили приложить все силы, чтобы её имя и как Председателя ИППО, и как преподобной мученицы осталось в истории надолго.
 
Надо сказать, что и далёкую Якутию не обошла чаша сия: был расстрелян председатель Якутского отделения ИППО Иннокентий Пустынский, епископ Якутский и Вилюйский. Тогда случилось самое ужасное, что может произойти в стране, – гражданская война.
 
Часовня построена Якутским региональным отделением МОО ИППО, на наши средства. Освящение часовни в Покровке провёл архиепископ Якутский и Ленский Владыка Роман. Член Совета Федерации, наш бывший президент Вячеслав Анатольевич Штыров, узнав о мероприятии, принял решение лично присутствовать на церемонии. Из Москвы прилетел заместитель Председателя ИППО Сергей Байдаков. Здесь же присутствовали потомки участников гражданской войны, красного командира И. Строда и белого генерала А. Пепеляева.
 
– Как Вы решились на организацию встречи двух сторон, потомки которых воевали друг с другом? Как всё начиналось?
 
– Да, действительно, мы не знали, как пройдёт эта встреча, поначалу сомнения были, но мы решили рискнуть. А началось вот с чего. Во время визита Председателя ИППО Сергея Степашина в Якутск в марте нынешнего года во время разговора была затронута тема и о 100-летии гибели Елизаветы Фёдоровны, и вообще о гражданской войне в Якутии. Сергей Вадимович, как оказалось, совсем недавно прочёл книгу историка Л. А. Юзефовича «Зимняя дорога» о Пепеляеве и Строде и был впечатлён «ледовой осадой» в Сасыл-Сысы, похожестью биографий Пепеляева и Строда, которых расстреляли с разницей в несколько месяцев. Книга эта высоко оценена как критиками, так и читателями. Нас это порадовало, разговор пошёл на темы гражданской войны, о необходимости наконец примирить общество, убедить, что в гражданской войне, какие бы благие цели не преследовались, победителей быть не может. По подсчётам специалистов, если бы не гражданская война и, как следствие, последующие репрессии, нас бы уже было больше миллиарда…
 
Тут же стало понятно, что Юзефович имеет выход на потомков и Строда, и Пепеляева. А. В. Мигалкин, который в тот же день получил из рук Сергея Вадимовича удостоверение действительного члена ИППО, клятвенно пообещал найти их и по возможности собрать в Якутске.
 
Тогда это ещё звучало как фантазия – легендарные фамилии звучали просто мифически, как что-то очень далёкое и недоступное. Но Афанасий Васильевич время от времени докладывал о том, что Строды дали согласие, Пепеляевы дали согласие, приедут из Узбекистана, из Америки.
 
Мы приглашали и писателя, но он дал такой ответ: «Господин Ларионов может просто от моего имени выразить, во-первых, сожаление, что я не сумел приехать в Амгу. Во-вторых, радость, что на Якутской земле проходит конференция, посвящённая памяти двух честных, храбрых и гуманных людей, которым волей исторических судеб пришлось стать врагами. В-третьих, надежду, что такое противостояние не повторится и новой гражданской войны ни в Якутии, ни в России не будет. Удачи Вам во всём! Ваш Л. Ю».
 
Моё детство прошло в Усть-Мае. Память о тех событиях, несмотря на давность лет, живёт в местных жителях крепко. События гражданской войны, рассказанные дедами, хоть и превратились в легенды, но «оживают» постоянно – здесь был штаб Пепеляева, а это дом купца Юсупа Галибарова… Причём это произносят без всякого оттенка злости, даже, я бы сказал, с неким уважением. Всё-таки история судит людей по делам. И Галибаров был меценатом, и Пепеляев не подписал ни одного расстрельного приговора.
 
И тогда я принял решение встретить потомков этих исторических людей (не хочу говорить «героев» и «антигероев» гражданской войны), которые воевали друг с другом, каждый за свою правду, за Великую Россию, кто как понимал. Было решено воспользоваться таким событием и организовать пресс-конференцию, собрать историков и краеведов. Потом возникла мысль дать возможность потомкам побывать на месте боёв в Сасыл-Сысы…
 
– И вот они прилетели в Якутск…
 
– Да. Ольга Новомировна Строд (сейчас у неё фамилия Русина) и её племянник Ян Сергеевич Строд прилетели 25 августа, чуть раньше, чем запланировано, так как у Ольги (теперь уже я её называю так) здесь есть родственники и знакомые.
 
28 августа мы встретили Пепеляевых – Виктора Лавровича и Игоря Викторовича, которые в Якутии были впервые. В тот же день, в 14 часов, в Преображенском храме иеромонах Никандр провёл литию (молебен) по убиенным в годы гражданской войны. В интернете появилось фото, где Ян Строд зажигает свечу от свечи Пепеляева. Журналисты усмотрели в этом символический жест, хотя, конечно же, никто никого не расставлял.
 
Мы повезли их в храм в одной машине. Они сели, поздоровались, несколько обычных в таких случаях вопросов, ответы. Всё было нормально, наши сомнения рассеялись сразу – милые, культурные, доброжелательные люди. Молебен, по их же словам, сблизил их, они почувствовали какое-то единение. Теперь мы были уверены, что их надо селить рядом, в одну гостиницу. Был выбран пароходский «Парус». Вечером, по их же рассказам, они вместе собрались, поговорили и там, собственно, начались их дружеские отношения.
 
29 августа прошла пресс-конференция в республиканском пресс-центре, который все желающие могли смотреть «он-лайн». Вопросов было настолько много, что мы не уложились в отведённое время, и несколько человек не успели задать свои вопросы, что очень расстроило Ольгу. Она несколько раз вспоминала дедушку, который после объявления о завершении пресс-конференции резко развернулся и вышел из зала…
 
Вечером, просмотрев сообщения, они обратили внимание на то, что «потомок белого генерала» был в белом костюме, а «потомок красного командира» была в красном платье. Это тоже произошло чисто случайно, но наши гости обратили на это внимание. Мало того, журналисты попросили объятий и поцелуев. Виктор и Ольга постояли в обнимку, потом, с разрешения, он поцеловал её в щёчку. Журналисты кинулись к своим фотоаппаратам, давай кричать: «Ещё!», «Ещё, мы не успели!».
 
Я это рассказываю для того, чтобы вы окончательно поняли, какая обстановка сложилась среди наших гостей. Чтобы не было ни кривотолков, ни каких-то версий.
 
– Вероятно, они очень хотели побывать в Сасыл-Сысы. Как там всё прошло?
 
– Не только они хотели там побывать, выстроилась огромная очередь. Пётр Кириллович Конкин, один из «первооткрывателей» фамилии Пепеляева в местной прессе, собирался туда, а ведь ему 92 года. Огромный риск.
 
Однако его «ровесник», подполковник в отставке И. И. Мохначевский, несмотря на возражения, сел в машину и поехал в Амгу, откуда к месту «ледовой осады». Гостей мы не хотели отправлять «посуху», пришлось заказывать вертолёт. Появилась возможность быстро доставить Владыку Романа, В. А. Штырова и пресс-секретаря епархии в Покровку – Амгу.
 
Заместитель Председателя ИППО Сергей Байдаков из Москвы летел с задержками, через Нерюнгри, но в итоге всё-таки добрался до Амги, принял участие в работе конференции.
 
30 августа перед обедом мы приземлились в местности Сасыл-Сысы, при большом стечении народа. Мохначевский уже был там и по его «сценарию» произошло братание. Он разделил всех на две группы: «Вы – пепеляевцы, вы – стродовцы! Пошли навстречу, обнялись…» Как обычно, с первого раза что-то не получилось, пришлось брататься ещё раз.
 
Конечно, огромное впечатление производит дом, стены которого буквально испещрены дырами от пуль, надписи на стенах, оставшиеся с тех времён. Прошло много лет, памятники обветшали, но сохранились такими, как и были. Думается, очень много эмоций испытали и Пепеляевы, и Строды, ступая по земле, где бились их деды и прадеды.
 
Присутствовал глава Амгинского улуса Н. А. Архипов. Был кумыс, якутские лепёшки, погода была просто изумительная. Жаль, что времени было мало – впереди нас ждала научно-практическая конференция «Долгий путь к покаянию и примирению: уроки гражданской войны в Якутии».
 
На историческом здании в Сасыл-Сысы нами была оставлена табличка со следующими текстами:
«Господи, всех, всех погибших, убитых в дни смуты, прости, упокой в вечном царстве Твоем, ибо не ведали, что творили мы, люди» (из дневника А. Пепеляева); «Я искренне душевно рад тому, что… разрешён вопрос, который едва не увлёк нас в братоубийственную войну» (из письма И. Строда командиру повстанцев Петру Павлову). Памятная надпись установлена потомками Ивана Строда и Анатолия Пепеляева, дня 30, августа месяца 2018 года».
 
– Сергей Александрович, что дала работа конференции? Каковы её итоги?
 
– На мой взгляд, очень правильно, что она прошла в Амге. По воле судьбы территория Амгинского улуса была ареной гражданской войны. Через наслеги Амгинского улуса прошли сражения периода повстанчества (август 1921 г. – октябрь 1922 г.), поход Сибирской добровольческой дружины Пепеляева  (октябрь 1922 г. – июнь 1923 г.), тунгусское восстание (май 1924 г. – август 1925 г.), вооружённая демонстрация конфедералистов (ноябрь 1927 г. – февраль 1928 г.). Если жертвы обеих враждующих лагерей приблизительно подсчитаны, то число невинных жертв среди гражданского населения ещё требуют уточнения. Амгинский улус потерял около 400 человек мирных жителей, ставших жертвами гражданской войны в разные годы.
 
С большим докладом выступил историк В. И. Пестерев. Слово дали, конечно же, Строд Ольге и Пепеляеву Виктору. Выход их к трибуне участники встретили аплодисментами. В их выступлениях говорилось одно и то же: нам, потомкам, делить нечего – наши предки, проливая кровь, находясь по разные стороны баррикад, действительно хотели блага России, своей стране, народу. Жаль, что воплощение своих убеждений им пришлось осуществлять на поле битвы. Гражданская война – это самое страшное, что может обрушиться на страну.
 
Член Совета Федерации В. А. Штыров откровенно сказал, что в мире, да и в стране много сил, которые жаждут вовлечь наш народ в пучину гражданской войны, пользуясь и расслоением общества, и историческими трагедиями страны.
 
Поэтому, на мой взгляд, главное – это единодушные мысли и даже предложения о том, что, поскольку гражданская война в России и даже уже в СССР завершилась, у нас, в Якутии, именно отсюда надо начинать движение примирения. Всё, хватит делить наш народ на «белых» и «красных». Время и сырая земля всех их примирила и уравняла. Мы своими глазами увидели, что их потомки не только не держат зла друг на друга, но и готовы быть хорошими добрыми друзьями.
 
Есть мысли поставить в Якутске рядом с памятником героям-комсомольцам памятник участникам «ледовой осады» – дружине Пепеляева. Не слишком шокирующе звучит? Есть необходимость реабилитации А. Н. Пепеляева. Ведь толком никто не знает, почему идут отказы в восстановлении его доброго имени. Попробуем подключить Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Вадимовича Степашина. Пусть посмотрят внимательно. Где-то лежат в сейфах ФСБ награды и личные вещи И. Строда. Пора вернуть их семье.
 
Решение конференции сейчас готовится. Нам пришлось вылетать из Амги, а доклады и выступления там продолжились. Нашей работе со всех сторон была дана очень высокая оценка. Событие называют уникальным, историческим. Гости наши перед отъездом подготовили мне тёплое личное письмо-благодарность, чем я очень тронут. Мне лично было очень приятно выступление Сергея Львовича Байдакова на конференции, где он назвал наше Региональное отделение одним из лучших. Напомню, мы работаем всего три года.
 
Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить как членов нашего Регионального отделения ИППО, которые вложили много сил в подготовку и проведение конференции, в обеспечение культурной программы, так и многочисленных участников и помощников.
Записал Александр Павлов,
секретарь Якутского регионального отделения ИППО
 

 

Поделиться: