Протоиерей Артемий Владимиров: Великая княгиня уподобилась свече, которая распространяет вокруг себя свет и тепло, а сама медленно тает

О том, что мы должны усвоить в год 100-летия мученического подвига Царской семьи и Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, уроках революции и рецепте святости рассказал духовник Елисаветинской гимназии, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.

− Прошло 100 лет с момента мученической смерти Великой княгини Елисаветы Феодоровны и её келейницы инокини Варвары. Как бы Вы охарактеризовали их подвиг?

− Безусловно, это был подвиг всей жизни, а не только последних месяцев пленения и страданий. Каждый из нас по принятии крещения делает вызов мировой тьме, силам зла и призван искру Божией благодати, полученную при крещении и миропомазании, взгревать и превращать в пламя. На примере преподобномучениц это более чем очевидно, ведь присоединившись к православию, обретя дар истинной веры, получив Божественную благодать, святая Великая княгиня уподобилась свече, которая распространяет вокруг себя свет и тепло, а сама медленно тает. И в этом истощании святая была прекрасна.

Подвиг святой Елисаветы и её сподвижницы особенный, потому что он совершался не в отрыве от городской жизни, но супруга Великого князя находилась в самой гуще столичного бытия. Она, по завету преподобного Серафима Саровского, черпала, собирала, умножала искры Святого Духа не только в сокровенной келейной тиши, но в подвиге деятельного милосердия. Для неё не существовало, как мне кажется, суеты, житейской молвы, мира опустошающих душу развлечений. Но всё было подчинено единому на потребу. Вот, богослужение в излюбленном ею уголке старой Москвы в Покровском храме, каждый кирпичик которого ею вымерен и облюбован. Вот, её беседы с сёстрами обители, в каждую из которых она вкладывала частицу своей души. Вот, общение со вчерашними беспризорниками, которых Великая княгиня буквально вырывает из порочного круга и, организовав их быт, занятия, досуг, делает всё, чтобы все нашли дорогу в жизнь. Вот, её беседы с представителями дворянства, купечества, на которых самый внешний вид её – белый апостольник, крест на груди – действовал отрезвляюще, умиротворяюще. Одним словом, вся жизнь святой Елисаветы, как внешняя, так и внутренняя, имела единственную цель – исполнение заповедей Божиих о любви к Создателю и любви к ближним. И чем более она возрастала в благодать Святого Духа, тем более силы тьмы, готовившие сокрушить историческую Россию, ополчались лично на неё. Она разделила с Царскими мучениками их жребий. Елисавету Феодоровну укрепляла и помогала ей в этом последнем скорбном голгофском пути её верная сподвижница – преподобномученица Варвара, и, судя по дневникам, воспоминаниям, душа Елисаветы Феодоровны была уже спелым и зрелым плодом, готовым для Царя неба и земли.

Мученическая кончина была новым и самым ярким венцом её жизни, доставившим ей дерзновение у престола Святой Троицы, сделавшая её несомненной участницей жизни новой России. Так что и мы сегодня, птенцы Елисаветинской гимназии, прихожане и насельницы Марфо-Мариинской обители, каждый день, подходя к раке с десницей святой Елисаветы Феодоровны, чувствуем её реальное прикосновение к нашим сердцам, убеждаемся в её участии в нашей жизни и почитаем это особой честью.

− Какой урок мы должны вынести после случившейся 100 лет назад с нашей страной трагедией?

− 2017 год стал годом воспоминаний рокового события – крушения Российской империи. 2018 год побуждает нас вспоминать самое страшное злодеяние XX века – убийство Царской семьи. И, безусловно, каждый рождённый на этой земле, каждый, кто считает себя сыном или дочерью России, должен сам для себя вынести те уроки, которые помогут нашему народу никогда не возвращаться вспять.

Все беды в жизни государства, народа, семьи проистекают из одной причины – измена человеческой души Царю царствующих и Господу господствующих, попрание клятв и обетов крещения, некогда нами произнесённых в час нашего искупления, вхождения в Матерь-Церковь. Охлаждение религиозного чувства, омрачение ума, в котором запечатлены истины Божественного откровения, уход из Божьего храма – это начало всех зол, зловещий симптом, последствия которого слишком легко могут быть угаданы и предсказаны. Никогда Матушка-Россия не была бы ввергнута в трагедию, о которой Вы меня спрашиваете, если бы во всех сословиях общества задавали тон верные Господу Его ученики, верные чада Церкви. К сожалению, число таких нелицемерных христиан значительно оскудело, особенно в высших сословиях, тех, кто призван задавать тон в обществе. Не буду сейчас говорить о генералитете, сплошь состоявшем из изменников, не будем говорить об иных представителях династии Романовых, которые выходили на улицу с красными бантами, ещё прежде чем власть была исторгнута из рук государя-императора Николая II. Я до сих пор изумляюсь, как легко могли чада Церкви, вспоённые от рождения молоком благочестия, причащавшиеся Святых Христовых Тайн, переходить на сторону бунтовщиков, мятежников, крамольников, бесстрашно попирать заповеди, проливать братнюю кровь, своими руками разрушать то, что их благочестивые предки созидали целое тысячелетие.

Уроки революции ещё и в том, что сегодня все понимают: нельзя смотреть на Запад с холопской улыбкой. Нужно ценить собственное духовное первородство. Вот и ныне в нашей стране немало так называемой либеральной несистемной оппозиции, которая душой и телом солидаризировалась с гнилыми «ценностями» – антиценностями Запада и представляет собой какой-то чужеродный элемент нашего общества. Впрочем, благодаря президенту и его мудрой стратегии и тактике все граждане России призываются к осмыслению своей жизни, к созидательному творчеству, к верности традициям. Думается, наш народ уже усвоил уроки революции хотя бы тем, что отменил праздник революции (в отличие от французов, которые 14 июля считают чуть ли не главным торжеством в своей стране).

− Как Вы считаете, хватает ли нам в современной жизни евангельской соли новомучеников?

− Кровь новомучеников не обуевает, то есть не теряет своей силы. Кровь, пролитая ими, обогрившая Русскую землю, и поныне вопиёт к Богу. Но от каждого из нас зависит, насколько мы усваиваем эту соль. Между прочим, к нашей беседе весьма подходят слова Спасителя: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9; 50). Всякое ваше слово, говорит апостол Павел, да будет приправлено солью, то есть благодатью Святого Духа. Только от нас, от меры открытости наших сердец, от степени нашего покаяния, от того, насколько мы серьёзно воспринимаем благовестие Христово, зависит, проникнет ли благодатная соль новомучеников, то есть яркий пример их жизни, их жертва, принесённая на алтарь богоугождения, в наши сердца. Заквасит ли их жизнь нашу жизнь? Воспламенимся ли мы – холодные угольки – от этого пламени молитв новомучеников за Россию и за наш народ. Соответственно, всё зависит от произволения каждого, кто читает эти строки. Вот почему для нашего времени особенно значительны предпоследние слова книги Апокалипсис: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною» (Откр. 22; 11).

Важно одно: судьбы новомучеников делают нас, потомков, бесконечно богатыми людьми, потому что мы их дети. Мы призваны воспринять из их рук «эстафетную палочку» благочестия. И с другой стороны, их страдания делают нас бесконечно ответственными пред судьбами нашей Родины, потому что святые новомученики как будто учат нас сентенции, изречённой несколько позже и по другому поводу: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

− Жизнь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны – это яркий интересный пример духовного пути человека, в результате ставшего святым. С момента гибели мужа, открытия Марфо-Мариинской обители милосердия и до её кончины прошли 13 лет, которые, наверное, больше всего свидетельствуют о её подвижничестве. По Вашему мнению, какой рецепт святости?

− Думается, что яблочко от яблони падает недалеко. Да, эти 13 лет были временем решительного разворота Великой княгини Елисаветы от светской жизни к аскетическому, покаянному монашескому житию. Да, в эти 13 лет она сменила яркие бальные платья на смиренные иноческие ризы. Да, в эти 13 лет она обрела золотой ключик от сокровенной сердечной молитвы, и её богатая творческая натура обрела внутри самой себя источник молитвы за ближних, за всю Россию. Но этим 13-ти годам предшествовали все прочие годы её жизни: аристократическая семья, замечательные уроки, почерпнутые от её матери, известной делами милосердия; всестороннее образование, развитие ума и сердца, сохранённое до замужества девство, то есть чистота души и тела; целеустремлённость и усердие, с которыми она, оказавшись в России, изучала русский язык, русскую культуру, став воплощением нашего национального духа. Это те корни, которые дали ростку импульс и затем ознаменовались такими прекрасными цветами и плодами. В этом смысле рецепт святости начинается с утробного периода, когда будущая мама, храня светлость ума и мирность сердца, делает всё необходимое для того, чтобы плод развивался сообразно биологическим законам, а затем, по рождении ребёнка, вкладывает в него без остатка свои телесные и душевные силы, жертвенно трудясь над раскрытием благих свойств личности своего дитяти.

Конечно, в Елисавете Феодоровне особенно замечательно сознательное принятие харизмы православной веры, её блюдение, сохранение себя от каких бы то ни было смертных грехов, которые угашают действие Божественной благодати, и её полное посвящение самой себя служению Богу и людям, когда отдыхом становится перемена занятий, когда в уединённой молитве человек учится черпать душевные силы для несения жизненного креста, когда деятельная любовь становится подлинной наградой и радостью подвижника, умеющего забывать о самом себе. Неслучайно ещё при жизни Елисавету Феодоровну звали Белым ангелом Москвы.

Так что рецепт воспитания благочестия очень простой:

− посвяти свою жизнь Богу от начала и до конца,

− научись видеть в жертвенной любви критерий правильной жизни,

− не думай о себе высоко и почитай самым большим умственным грехом чувство собственной исключительности,

− блюди себя от всякой нечистоты плоти и духа,

− старайся и мыслью, и словом, и делом прославлять Создателя,

− благодари Господа за каждый дарованный тебе день, как поприще служения своему народу,

− веруй, что Бог не даст тебе искушений, испытаний, превышающих твои немощные силы,

− не отрекайся свидетельствовать о Христе жизнью и словом, если обстоятельства поставляют тебя в положение исповедника веры,

− вверяй всецело свою жизнь, смерть и воскресение Тому, Кто нас видит, слышит, и любит, и даёт тебе силы последним словом и вздохом прославить Своё Имя.

− В нашем обществе всё больше появляется насилия и жестокости. Как должен вести себя наш современник-христианин, сталкиваясь с ними?

− Да, согласимся с тем, что в XXI столетии мы пришли не только к многополярному миру в политическом смысле, но на наших глазах поляризуются добро и зло, свет и тьма, истина и ложь, вера и противление веры. Сегодня невозможно занимать нейтральную позицию и быть никем и ничем. Сердце человеческое как свято место – пусто не бывает никогда, вот почему христианин не должен бояться разливающегося вокруг него моря нечистоты, жестокости и насилия. «Чем темнее ночь, тем ярче звёзды»... Мы – духовные светлячки по своему предназначению. Мы призваны носить в сердцах духовный свет веры, надежды и любви. И в Таинстве крещения, сделав вызов силам тьмы, буквально оплевав князя тьмы – сатану, не будем удивляться, если наше желание быть в мире со всеми, хранить чистоту плоти, блюсти себя от срамных мыслей, умножать в этом мире порядок, красоту и любовь вызывает иррациональную злобу и бешенство у агентов тьмы. Господь не обещал христианам большинства, Он назвал их малым стадом, но присовокупил тогда: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.12; 32). Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16; 33)», – обращался Христос к своим последователям. «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16; 33). «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14; 22)», – укрепляемые этими словами мы обладаем таким сокровищем, которое мир, во зле лежащий, не знает и знать не может. Эта благодать Святого Духа, которая проясняет, умиряет наше сердце, которая питает небесным хлебом в Таинствах церковных наши души; благодать, которая делает нас мудрыми и сильными, проницательными и любвеобильными, сострадательными и милостивыми, которая открывает нам прошедшее, настоящее и будущее, наставляет нас на всякую истину, которая укрывает нас от злоключений, помогает избегать засад и опасностей; благодать, которая ведёт нас тропой бескорыстной любви. Слава Богу, что это не только Вы и я, а это все чада Соборной Апостольской Православной Церкви. Нас очень много, и ради Церкви Божией вращается Земля и солнышко каждый раз посылает нам свои лучи

Беседовала Наталия Федотова. mmom.ru

Поделиться: