При участии члена ИППО в Санкт-Петербурге прошёл концерт, посвящённый великокняжеской чете

Фото: Андрея Петрова
Во дворце князей Белосельских-Белозерских (бывшем Сергиевском) состоялся концерт в честь дня рождения Великого князя Сергия Александровича и 125-летия принятия православия будущей преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.

Вечер организовал Общественный мемориальный фонд Великого князя Сергия Александровича. Местом его проведения стал дворец, где в 1884–1891 годах жили Великий князь Сергий Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. 



Перед концертом настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Тосно иерей Сергий Рысев отслужил заупокойную литию и молебен. Затем детско-юношеский хор преподобного Иоанна Дамаскина Владимирского собора под управлением Ирины Болдышевой исполнил стихиры и тропарь Пасхи.



Первой из почётных гостей из Москвы на сцену поднялась игумения Марфо-Мариинской обители милосердия Елисавета (Позднякова). «Если одним словом охарактеризовать подвиг этой великой четы, лучше всего подходит слово «верность», – сказала матушка. – Легко однажды сказать кому-то «да» – мужу ли, Богу ли. Но сложно до конца сохранить верность. Иногда мы говорим Богу «да», а потом нам кажется, что наши обязанности по отношению к Нему на этом закончились. На самом деле всё только начинается. Хотелось бы всем вам пожелать умения сохранять верность, в первую очередь, Богу, а во-вторую – друг другу. Верность и любовь легче сохранять во дворце, но больше она ценится на краю шахты».



От имени Общественного мемориального фонда Великого князя Сергия Александровича ей было преподнесено фарфоровое пасхальное яйцо с изображениями святых петербургской земли: преподобных Серафима Вырицкого и Марии Гатчинской. Такие пасхальные сувениры вручались всем гостям.

В исполнении детско-юношеского хора прозвучали произведения, посвящённые хозяевам дворца: обработка темы Третьей симфонии Иоганнеса Брамса на слова протоиерея Андрея Логвинова «Матушка Великая княгиня» и народная песня «Княже Сергие, жертва чиста».

С напутственным словом выступил клирик Покровского храма на проспекте Косыгина диакон Владимир Василик. Он назвал переход Великой княгини Елизаветы Фёдоровны из лютеранства в православие восхождением от ограниченного и неясно понимаемого христианства к подлинно святой вере, которую она с детства искала всей душой. «Поступок Великой княгини, когда она по частям собирала тело убитого мужа после взрыва его кареты, сравним с действиями ранних христианок и жён-мироносиц, – считает отец Владимир. – В этом был характер Великой княгини, её любовь длилась до смерти, она умела проносить её через ужас, страдание и кровь. После гибели мужа она нашла силы прийти в тюрьму и даровать прощение заблудшему террористу и убийце Ивану Каляеву. До каких духовных высот надо было взойти, чтобы совершить это! Позже она вела поистине святую жизнь, всецело отданную Богу и людям».



Регент Ирина Болдышева, представляя очередную песню хора, отметила, что существом жизни великокняжеской четы была молитва. Состоялась премьера песни на слова монаха Варнавы (Евгения Санина) «Вечерняя молитва».



Председатель фонда Великого князя Сергия Александровича действительный член Императорского Православного Палестинского Общества Дмитрий Гришин рассказал о планах установления поклонного креста на месте разрушенного Николо-Барградского храма в Песках (после убийства Великого князя – Николо-Александровского), в котором со времени своего появления в России хранилась афонская икона Божией Матери «Скоропослушница». Храм почитался членами императорской семьи, в особенности Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Крест планируется установить в память великокняжеской четы и всех пострадавших за веру и Отечество. В холле дворца был организован сбор подписей в поддержку инициативы.

125 лет назад, в Лазареву субботу, 13 (25) апреля 1891 года, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (Елизавета Гессен-Дармштадтская) перешла в православие. Чин присоединения совершил протоиерей Иоанн Янышев в домовой церкви Рождества Христова Сергиевского дворца в присутствии царской семьи. Это стало её новым духовным рождением и самым знаменательным событием в земном пути. «Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия, и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение», – писала Елизавета Фёдоровна брату Эрнесту в 1891 году.

После гибели мужа она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Сёстры занимались благотворительностью и медицинской помощью. Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, днём трудилась наряду с сестрами, обходя беднейшие кварталы. После прихода к власти большевиков она была арестована и выслана из Москвы в Пермь. Вместе с другими членами Дома Романовых её перевезли в Екатеринбург, затем в Алапаевск. В ночь на 5 (18) июля 1918 года узников заживо сбросили в шахту в 18 км от Алапаевска. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней оттуда доносилось пение молитв. 31 октября 1918 года белые заняли Алапаевск; останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенском храме города. Прах Елизаветы Фёдоровны был погребён в январе 1921 года в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В 1992 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Великая княгиня и её келейница инокиня Варвара были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

ИА "Вода живая"
Фото: Андрея Петрова

Поделиться: