Общение с помощью музыки

Михалёва М.А.
Тульское отделение ИППО встретилось с пациентами полустационарного отделения для престарелых и инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения города Тулы №1.

Для особенных гостей была предусмотрена увлекательная и не очень трудная для восприятия программа. Так как степень инвалидности гостей исключает возможность обращения к книжному тексту (многие не в состоянии читать), было решено обратиться к музыкальной теме.

Инвалиды узнали, что музыкальное образование имеет в России глубокие корни. При князе Андрее Боголюбском (XII в.) во Владимире уже существовала школа для певчих, что можно считать одним из первых свидетельств начала музыкального образования в России. Гости с любопытством рассмотрели певческую книгу XVII в. с крюковой нотацией, принятой в России до петровских времён, пытаясь увидеть знакомые всем нотные линейки, пока гостья Маша не догадалась, что крючки и значки над словами и могут быть обозначением мелодического рисунка.

Находясь всё в том же XII веке, улыбчивый и смелый Никита взялся на время стать знаменитым Гвидо Аретинским, который за 100 лет до этого (в XI в.) предложил  именование звуков: ут – с XVI в. «до», ре, ми, фа и т. д. Известная музыковедам «Гвидонова рука»  с обозначением высоты звука стала на время рукой Никиты, который прекрасно продирижировал хором своих друзей, по движению его рук бравших то высокую, то низкую ноту.

Гости с удовольствием путешествовали во времени. Постепенно добравшись до конца XVIII века, они попробовали извлечь звуки из фисгармонии, что оказалось довольно трудным делом. Инвалиды узнали, как музыкально красив был XIX век, какую музыку предпочитали члены императорской семьи на протяжении этого столетия. Прозвучало имя Императора Александра II, по Высочайшему указу которого в 1861 году была основана, а в 1862 году открыта Санкт-Петербургская консерватория. Спустя несколько лет, в 1866 году, по его же соизволению была открыта Московская консерватория. В обоих случаях было названо имя Великой княгини Елены Павловны, покровительницы этих музыкальных учреждений.

Гостям очень понравился портрет Великого князя Сергея Александровича, который был почётным членом Российского музыкального общества. Рассмотрев фотографии его супруги Елизаветы Фёдоровны, гости согласились, что она достойна самой изящной музыки и поэзии. Они с воодушевлением восприняли посвящённое Великой княгине стихотворение Константина Константиновича Романова, а затем и романсы, написанные на другие его стихи.

Настоящий восторг вызвали и музыкальная шкатулка, и патефон, которые, казалось,  с радостью отдавали свои звуки простодушным слушателям.

В завершение провели небольшую песенную эстафету: по очереди вспоминали и пели песни о России.

Гости ушли очень довольные и радостные, по дороге напевая каждый свою мелодию. Социальный педагог отделения для инвалидов Ирина Матюшина отметила, что выбранная форма  занятия и его тема были очень удачны. По её наблюдениям, пациенты с трудом откликаются на некоторые вопросы (например, кинематограф, литература, изобразительное искусство), а музыкальное занятие оказалось доходчивым и близким для всех пациентов.

Скорее всего, ментальным инвалидам и не запомнятся имена членов императорской семьи, радевших о музыкальном образовании России, как не запомнится и рассказ об истории музыки в целом. Но, возможно, при звуках прекрасной мелодии в сердце и вспыхнет радость догадки: а не имеет ли эта музыка отношение к тем красивым людям, портреты которых они видели в ИППО?

Марина Михалёва. Автор фото: Марина Полянская

Поделиться: