О чём люди забыли на Радоницу

Тысячи людей, специальные автобусы и пропуска для транспорта — Радоница, пасхальное поминовение усопших, давно ассоциируется с массовым посещением кладбищ. Почему это принято делать после Пасхи и в чём смысл этого обычая, разбирался корреспондент РИА Новости.

Неожиданное горе

На Радоницу почти на каждой могиле орского Нагорного кладбища лежат маленькие куличи. Священник Александр Курсаков и его друг Георгий служат панихиду по прихожанке их храма, скоропостижно скончавшейся от рака год назад. В конце заупокойного богослужения вспоминают и жертв трагедии в московском аэропорту Шереметьево, случившейся накануне.

«Молимся и о тех, кто испытывает сегодня боль утраты. Нам тоже пришлось пережить подобное», – говорит Георгий. Прошлой зимой в другом московском аэропорту, Домодедово, при взлёте разбился самолёт авиакомпании «Саратовские авиалинии», направлявшийся в Орск. В небольшом городе горе, казалось, коснулось тогда каждой семьи.

Панихида как повинность

«Панихиду стараешься служить, руководствуясь в первую очередь правилом: чем делать как попало, лучше не делать вовсе. К сожалению, многие воспринимают заупокойные службы как повинность – пришёл, постоял, и бабушке на том свете лучше стало», – рассуждает он по дороге в город.

Радоница – праздник странный. Славянский день весеннего поминовения предков был воспринят Православной Церковью, но не до конца: в богослужебный устав он так и не вошёл. В разных местах его отмечали по-разному: где-то, как в Белоруссии, всей семьёй ходили на кладбище, а где-то, как в большинстве русских губерний, поминали близких в храме и дома, за столом. После революции этот обычай искоренили, но сегодня он снова возродился в народе как главный день посещения родных могил.

© РИА Новости, Сергей Паршуков Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время панихиды по погибшим в шахте "Северная" в Воркуте

© РИА Новости, Сергей Паршуков
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время панихиды по погибшим в шахте «Северная» в Воркуте
 
Табу на смерть
 
«Знакомый священник распечатывал на принтере таблички с молитвой об упокоении, чтобы люди знали хотя бы, что читать. Обычно всё сводится к словам «земля ему – или ей – пухом», а что это значит, никто особо не вникает. А ведь в Римской империи это было чуть ли не проклятие: чтобы тебя земля не приняла, чтоб ты там весь в пуху лежал», – говорит отец Александр.
 
Его печалит, что тема смерти сегодня табуирована не только в обществе, но и в самой церкви, главное предназначение которой, казалось бы, – говорить именно о смерти и о последующем воскресении. Многие люди, по его словам, не веря в Бога и вечную жизнь, всё же признают, что за свои дела пойдут в ад.
 
«Вдумайтесь, люди готовы добровольно идти в преисподнюю, и у них не возникает даже желания что-то исправить! А другие живут в блаженном неведении. К сожалению, смерть всё равно наступит, неважно, думаешь ты о ней или нет», – продолжает священник.
 
Разговины для усопших

Во многих местностях крестьяне верили, что раньше Радоницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. А при советской власти, когда церкви позакрывали, многие верующие вообще ходили отмечать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, Радоница и Пасха праздновались в один день.
 
«Но если ты понимаешь, что родные и близкие не всегда жили так, как говорится в заповедях, если ты волнуешься за их посмертие, поход на кладбище сам по себе ничего не изменит. О них нужно молиться и, конечно, стараться самому жить так, чтобы заслужить вечную жизнь рядом с Богом», – подчёркивает отец Александр.

Человек, по его словам, не выбирает, когда ему родиться и тем более когда предстать перед Господом. Но Радоница – повод особо задуматься о том, что сделал Христос для каждого человека. «Это день, когда мы идём к своим почившим рассказать, что смерти больше нет», – напоминает священник.
 
Источник: РИА Новости
Поделиться: