Михаил Пиотровский: ИППО является духовным носителем славной гуманитарной традиции на Ближнем Востоке

1 марта с. г. на круглом столе «Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы», который прошёл в Центре ИППО с участием многих видных экспертов, сирийских участников, выступил известный учёный-востоковед, генеральный директор Государственного Эрмитажа, Почётный член ИППО Михаил Борисович Пиотровский. Предлагаем вниманию текст его выступления.

«Дорогие коллеги! Я не умолкну, не успокоюсь благодарить наше Императорское Православное Палестинское Общество за всё то, что делается на Ближнем Востоке и в Сирии. Делается очень много, но как-то очень скромно, тихо звучит об этом в стране. Я понимаю, что есть какие-то вещи, о которых не принято особенно говорить, когда спасают людей, оказывают помощь.

Мне много приходится объяснять и простым, и очень интеллигентным людям, отвечая на вопрос: а что мы делаем в Сирии. И мы должны объяснять, что речь идёт в первую очередь о защите прав культуры. О силовой защите прав культуры. Это очень важная вещь. Это новая вещь в мировой политике. Речь идёт о сохранении цивилизации и о сохранении христианства на Ближнем Востоке и в Сирии. Если его там не будет, то христианства такого, как оно есть, не будет вообще.

У всех есть Родина. Если у людей нет Родины, то народ, нация меняется. И нужно объяснять, что такое восточное христианство, что такое христианский Восток, и я как главный редактор журнала «Христианский Восток» регулярно провожу конференции на эту тему. Нужно рассказывать, что такое сирийская средневековая христианская культура, что такое сирийский язык, что такое сирийские рукописи и тексты. Мы их издаём, но вся эта информация опять же оказывается в очень узком кругу.

Только что мой коллега прибыл из Соединённых Штатов, там группа энтузиастов успела в сирийских монастырях в Ираке отсканировать рукописи. Сами рукописи остались там, многие из них погибли. Сейчас всё это оцифровывается, исследуется. Какие-то вещи удалось сохранить хотя бы в виде изображений. Это очень большая работа, мы тоже этим занимаемся, и надо больше об этом рассказывать. У нас, к примеру, прошла в Эрмитаже выставка «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега», посвящённая искусству, не только православному. Важно, чтобы люди и у нас в России понимали, о чём идёт речь.

Есть ещё одна очень важная тема, о которой нужно постоянно говорить. В сосуществовании различных религий есть великая русская традиция, которую называют «русский рецепт». Это сосуществование христиан и мусульман, такого опыта практически нигде больше в мире нет, что нашло отражение и во многих научных теориях, и в российском востоковедении, и в тех коллекциях, которые собирались. У нас в коллекциях мусульманского искусства, в частности, тех, что находятся в Эрмитаже, порой не разобрать, где экспонаты христианские, где мусульманские. У академика Орбели даже была теория, что на уровне правящих классов эстетических разногласий практически не бывает. Мы показываем мусульманское искусство Ближнего Востока вместе с византийским искусством. Это всё культурное единство, которое лежит в основе толерантности, хотя толерантность – слово плохое. Просто есть традиции, на основе которых все живут. И эту традицию тоже нужно поддерживать и постоянно о ней рассказывать.

И ещё одно направление, уже чисто практическое. Владыка Иларион говорил о восстановлении церквей. Действительно, церкви являются символами того, что держит территорию. Что в Сирии, что в России территория определяется наличием церквей, храмов и музеев. В наших предложениях, которые зафиксированы и, думаю, будут воплощены в жизнь с помощью наших сирийских друзей и Министерства иностранных дел, содержатся совершенно конкретные предложения. В их основе лежат соглашения Эрмитажа с ЮНЕСКО и некоторыми международными фондами. Я надеюсь, что мы подпишем соглашение и с Сирией об участии в возрождении сирийских музеев.

Механизм совершенно конкретный: несколько реставраторов приезжают в Эрмитаж, обучаются тому, как реставрировать античную архитектуру, настенную живопись, потом возвращаются вместе с нашими специалистами и начинают работать. Они могут также принять участие в подготовке выставок. Мы сейчас начнём обновлять нашу пальмирскую экспозицию, менять освещение, они могут принять в этом участие.

Нам нужно помогать возрождать музеи, в частности, Пальмирский музей. Когда возрождается церковь, должен восстанавливаться и музей. Восстанавливать древние памятники пока рано, потому что сразу возникает вопрос: «А о людях вы не думаете?» Мы знаем, что Бамианские Будды (в 2001 году талибы уничтожили в Афганистане две гигантские каменные статуи Будды – сайт ИППО) были уничтожены как раз под этим предлогом: вы не помогаете нищим, бедным, голодающим, а реставрируете. А вот когда делается музей, то это сразу рабочие места, оживление в обществе, туристы, город начинает восстанавливаться.

Восстановление музеев в Сирии очень важно, нужно, чтобы акцент был на христианскую историю Ближнего Востока сильнее, чем он есть или бывает иногда. Например, примечательный Коптский музей в Каире есть, а в других ближневосточных странах таких потрясающих музеев, посвящённых христианскому искусству, нет. Так что мы можем восстанавливать разрушенное, но и, благодаря нашей теме, помочь немного изменить существовавшие традиции, и всё это будет в русле традиций российского востоковедения, российской политики на Ближнем Востоке. ИППО является духовным носителем этой славной гуманитарной традиции. Это нужно не только для христиан на Ближнем Востоке, это нужно и для России. Это тот мир, частью которого мы являемся».

Поделиться: