Действительный член ИППО Сергей Чапнин принял участие в вечере памяти известного реставратора Владимира Сарабьянова

Воспоминаниями об ушедшем из жизни в апреле этого года художнике-реставраторе, авторе искусствоведческих работ Владимире Сарабьянове поделились 7 декабря на вечере его памяти друзья, коллеги, соавторы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря.

Москва, 8 декабря, Благовест-инфо. На встрече был представлен альбом-календарь «Пребывает там Бог с людьми. Мозаики Киевской Руси» с текстом, написанным В. Сарабьяновым. Координировал работу встречи директор центра Александр Лесовой.

На вечере выступил действительный член ИППО Владимир Чапнин.

                                   1_(22)рррр.jpg

Атташе по культуре Апостольской нунциатуры в Москве Джованна Парравичини рассказала о В. Сарабьянове как о подвижнике, спасавшем памятники искусства, без которого многое было бы утрачено. Представленный календарь-альбом – последний проект, который они делали вместе. Календари выходил многие годы, в их создании принимали участие Адольф Овчинников, Энгелина Смирнова, и многие искусствоведы из России. Идея этих календарей, этого 30-летнего проекта – единство корней западного и восточного мира, - славянского, византийского и латинского. Таким образом в нынешней конфликтной ситуации хотелось дать послание единства. Владимир Сарабьянов был в числе молодых реставраторов во время выставки первых русских икон в Риме в 90-е годы, после которой началось сотрудничество фонда «Христианская Россия» с российскими специалистами. «Мы, итальянцы, открыли искусство катакомб через русских искусствоведов», - сообщила Джованна Парравичини. Впоследствии, когда итальянские иконописцы путешествовали по России, имя Сарабьянова «было волшебным ключом, который открывал двери и дал возможность ознакомиться со многими фресками и храмами». Закончить календарь помогли его друзья, в частности, Анна Захарова, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства Исторического факультета МГУ.

Анна Захарова сделала подробный обзор календаря. Она отметила, что Сарабьянов всю жизнь занимался реставрацией древнерусской живописи, но самый важный аспект его деятельности – это исследовательская работа. «Он хорошо разбирался в научной литературе, зарубежной и русской, кроме того обладал потрясающим даром – видеть целое и частное и их взаимоотношение», - подчеркнула искусствовед. Сарабьянов, отметила Анна Захарова, умел «верно вывести древневизантийский знаменатель из произведений древнерусского искусства, и в то же время показать их национальное своеобразие». Все это позволило в трудах «дать новый синтез, показать место древнерусского искусства в мировом искусстве». Календарь – это экстракт из большей работы, в каком-то смысле эта работа стала итоговой. Анна Захарова рассказала о каждом разделе календаря.

«Этот текст является результатом серьезного труда, текст написан ясно, автор говорит просто об очень сложных вещах», - подытожила искусствовед.

Заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц, выступая, отметил, что путь Владимира Сарабьянова практически прошел у него на глазах. Он работал в Троице-Сергиевой лавре, потом было решено поручить ему работу в Мирожском монастыре во Пскове. Потом были работы в Юрьевом, Снетогорском, Антониевом монастырях. В нем привлекало то, «что он был не стандартным ученым». Его можно было назвать следопытом. «Он поразительно легко ощущал себя в пространстве сложного искусства. Это была та среда, почти домашнее окружение, где ему не надо напрягаться, чтобы понимать язык», - сказал искусствовед. Однако, отметил Л. Лифшиц, занимаясь древнерусским искусством, он не был чужд и периодам более позднего развития, и так же увлеченно занимался искусством XVI века.

Главный хранитель Софийского собора Новгорода Татьяна Царевская рассказала о совместных годах учебы на одном курсе, о работе Сарабьянова на реставрации фресок Георгиевского собора в Новгороде. «С ним очень интересно было общаться. Постоянные открытия, постоянно что-то неожиданно новое… У него была невероятная тяга открыть древний пласт», - рассказала Т.Царевская. Акт передачи Софийского собора, сообщила она, свершился с его участием, поскольку он был убежден, что в храме должно совершаться богослужение.

Доктор искусствоведения, профессор Энгелина Смирнова отметила удивительное сочетание в личности Сарабьянова исследователя и реставратора. Это было особенно заметно в путешествиях по Греции и Италии. «Владимир Дмитриевич разбирался во многих пластах искусства – художественном, технологическом, реставрационном. В этих поездках всегда себя чувствовала защищенной. Особое его качество – брать на себя трудности», - рассказала Э.Смирнова. Она отметила его необыкновенную работоспособность. «Он работал во многих храмах вне Москвы – в Полоцке, в Новгороде…. Когда же он писал эти огромные труды? В шесть утра он уже был за компьютером. Это все было в сочетании с реставрационными работами. Эта работоспособность должна стать примером», - подчеркнула Э.Смирнова.

Выступавшие отмечали и такую особенность В.Сарабьянова, как готовность участвовать в общественных делах, несмотря на свою занятость. Он преподавал в Православном Свято-тихоновском гуманитарном университете, был членом Комиссии по Соловецкому монастырю, Патриаршего совета по культуре, писал статьи для сборника «Искусство христианского мира».

На встрече выступили коллеги реставратора, сотрудники Центра Грабаря и ПСТГУ, представитель содружества «Артос», действительный член ИППО Сергей Чапнин, а также старший брат Владимира – Андрей Дмитриевич Сарабьянов.

В апреле 2016 года в Третьяковской галерее будет проведена конференция памяти Владимира Сарабьянова.

Елена Бажина

Поделиться: