Действительный член ИППО игумен Арсений (Соколов) завершает труд о книге пророка Осии

Профессор кафедры библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, действительный член ИППО игумен Арсений (Соколов) представил на встрече с читателями в Москве 7 сентября свои монографии: «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» и «Книга Иисуса Навина: опыт историко-экзегетического исследования».
Исследования отца Арсения о книгах Ветхого Завета были недавно переизданы издательским домом «Познание» по благословению митрополита Волоколамского Илариона, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 
 
Представитель издательского дома «Познание» Артём Борисов, присутствовавший на встрече, рассказал, что труды отца Арсения изучают учёные-библеисты, студенты Свято-Тихоновского университета, духовных академий и семинарий. Недавно монографиями были отправлены в Минск и Алма-Ату для студентов духовных учебных заведений. Новые издания продаются в церковных лавках, а также в книжных магазинах «Библио-Глобус», «Читай-город», «Буквоед» и в интернет-магазинах. 
 
Артём Борисов рассказал также и о других новинках издательского дома «Познание», которые можно приобрести в Москве, Петербурге, в других городах и даже в удалённых регионах.  
 
Игумен Арсений (Соколов) подчеркнул особое значение библейских исследований в России и мире. Он отметил, что Библия – самая популярная в мире книга. Библия переведена более чем на две тысячи языков. Миллионы  людей в наше время читают Священное Писание, но не понимают значение многих слов и фраз, поскольку не знают об устаревших понятиях, традициях, исторических событиях. Трудно понять термины и образы, использованные древними авторами десятки веков тому назад. Перекинуть мостик через пропасть между  древностью и современностью – цель библейских исследований.  
 
Монографии игумена Арсения (Соколова) – попытка соединить древние толкования книг Ветхого Завета (отцов Церкви) с современностью. Для этого он изучил много источников, трудов библеистов и исторических работ как на русском языке, так и на иностранных языках. 
 
«Создавая комментарии к книге пророков Амоса и к книге Иисуса Навина, я использовал три компонента: святоотеческие толкования, древнеиудейские комментарии и работы современных учёных-библеистов, – сообщил автор. – При написании комментариев  я стремился дать разъяснение каждому слову и каждому стиху, найти исторические параллели. В выработке методологии мне в своё время очень помогла работа в библиотеках Италии – в Библейском институте в Риме и в библейском монастыре в Бозе». 
 
Пришедших на встречу с профессором библеистики обрадовало его объявление о скором завершении новой монографии, посвящённой книге пророка Осии, младшего современника пророка Амоса. 
 
Вот что игумен Арсений рассказал о своём новом труде: 
 
«Изучение книги Осии – это логичное продолжение исследования книги Амоса. Амос и Осия – малые пророки Северного царства (Израиля). Амос родился в Южном царстве (Иудее), он был пастухом, но по велению Господа отправился в Северное царство. Его книга – первый письменный пророческий текст.   
 
Осия родился на Севере, и его можно в полном смысле считать пророком Северного царства. Его язык – не классический библейский иврит, а северный диалект древнееврейского языка, как считают некоторые исследователи. Так что его тексты очень трудно переводить современным переводчикам, а комментаторам непросто их комментировать.  
 
Осия, скорее всего, знал содержание проповедей Амоса. Ведь он часто поднимает такие же темы, использует те же понятия и образы. 
 
Основной грех, в котором Осия обличает жителей Северного царства – идолопоклонство. Поклонение твари вместо Творца включает в себя не только поклонение истуканам, изделиям человеческих рук, но и преклонение перед великой державой (Ассирией). 
 
Осия представляет идолопоклонство народа Израиля как духовное прелюбодеяние.   
 
Основная тема пророчества Осии – скорая гибель Северного царства. И это произошло в 722 году до Р. Х. Ассирийские полчища захватили Израиль, осадили его столицу Шамрон в 724 году до Р. Х., и спустя два с небольшим года, в 722 году, город пал.  Жители Израиля были депортированы на восточные окраины империи, постепенно они ассимилировались. На территорию Израиля ассирийцы переселили другие племена.  
 
Сохранились ли потомки десяти колен Израильского царства? Соберутся ли они в конце времён? Эти вопросы остаются открытыми. Тексты пророка Осии требуют истолкования, ведь там много непонятного». 
 
Игумен Арсений ответил на вопросы собравшихся о своём пасторском служении в других странах. Вспоминая об Испании и Португалии, он рассказал о христианизации жителей Пиренейского полуострова во II-IV веках и о сегодняшней жизни христиан этих стран. Отец Арсений отметил: в отличие от многих западноевропейских стран, в Испании и Португалии по-прежнему многочисленные  христианские общины (около 15 процентов населения) ходят по воскресеньям в церковь. А в Сирии сейчас 10-11 процентов населения составляют христиане. 
 
На встрече с читателями присутствовали исполнительный директор Российского Библейского общества Анатолий Руденко, вице-президент Благотворительного фонда имени П. М. Третьякова Владимир Шаталин и другие. Обсуждение книг Ветхого Завета в тот вечер вызвало дискуссию на актуальную тему: зачем нужно сейчас изучать книги Ветхого Завета? 
 
«Мои книги – попытки объяснить значение Ветхого Завета. Оказывается, он не такой уж ветхий. Без него невозможно понять и усвоить Новый Завет. Могут ли вырасти на дереве плоды, если у него нет корней? Новый завет – исполнение и завершение Ветхого Завета, они нерасторжимы, – объяснил игумен Арсений.
 
Отец Арсений процитировал слова Блаженного Августина: «Что такое Ветхий завет как не откровение Нового Завета? И что такое Новый Завет, как не откровение Ветхого?» Также он напомнил, что Апостол Пётр в своём Соборном послании сравнил пророческое слово со светильником, горящим в темноте. 
 
После столь убедительных аргументов вряд ли у кого-то остались сомнения в необходимости изучать книги пророков.  
 
Новая монография игумена Арсения, посвящённая книге пророка Осии, будет, по завершении работы над ней, также издана в Москве издательским домом «Познание». Несомненно, эта книга будет очень полезна и интересна не только священнослужителям и библеистам, но и широкому кругу читателей. 
 
 
 
Ольга Королёва 
 
СПРАВКА 
 
Игумен Арсений (Соколов) – доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, представитель Патриарха Московского и всея Руси  в Сирии при Патриархате Великой Антиохии и всего Востока. Действительный член ИППО. 
 
В течение последних двадцати лет он возглавлял приходы Русской Православной Церкви в Мадриде, Лиссабоне, Бейруте. В настоящее время несёт служение в Дамаске, являясь представителем Московского Патриарха при Патриархе Антиохийском.  
 
Труды игумена Арсения (Соколова) выходили отдельными монографиями, его статьи публиковались в ряде российских периодических изданий: «Сибирские огни», «Церковь и время», «Журнал Московской Патриархии», «Альфа и Омега», «Скрижали», «Страницы» и др.  
 
Журнал «Русское искусство» в №1 за 2018 года печатал отрывки из его книги «Иберийская тетрадь», изданной в 2013 в Лиссабоне. «Иберийская тетрадь» – сборник путевых очерков и статей, написанных в период служения в Испании и Португалии (2001–2013 годы). 
 
Поделиться: