Члены Астраханского отделения ИППО стали соорганизаторами выставки «Воспоминание о храме»

В Музее культуры Астрахани состоялось открытие выставки из цикла «Воспоминание о храме», посвящённой Астраханской единоверческой церкви Вознесения Господня.
«Воспоминание о храме» – совместный проект Астраханской митрополии, Астраханского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, Астраханского краеведческого музея-заповедника и Астраханского государственного архива Астраханской области. 
 
 
Открыли мероприятие заведующая Музеем культуры Елена Герасимиди и организатор выставки – заместитель руководителя ИППО Сергей Степанов.
 
Значимость выставки подчеркнул член ИППО, руководитель отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ протоиерей Дионисий Фокин, который передал слова приветствия от митрополита Астраханского и Камызякского Никона. 
 
 
В рамках мероприятия выступили: член ИППО, древлехранитель Астраханской епархии игумен Иосиф (Марьян), архитектор Светлана Рубцова, епархиальный архитектор Николай Ермолин, искусствовед Раиса Захарова, историк Наталья Канатьева, художник Юрий Анискин
 
Единоверие появилось благодаря инициативе митрополита Московского Платона (Левшина) (1787–1811 гг.). Для старообрядцев, вернувшихся в подчинение Русской Православной Церкви, но желавших сохранить свои традиции, строились особые храмы, рукополагались из их среды священнослужители, которые служили по книгам дониконовского издания. Этих старообрядцев стали называть единоверцами, так как их и православных скрепляла единая вера, несмотря на незначительную разность в обрядах.  
 
 
В 1895 году астраханские единоверцы обратились в Городскую Думу и к епископу Астраханскому Митрофану (Невскому) с просьбой поддержать идею строительства единоверческого храма. Епископ Митрофан благословил их, а Городская Дума выделила для строительства участок земли в центре города, на Кремлёвском спуске, севернее кремля. Церковь была построена на средства бывших старообрядцев, принявших единоверие.
 
Наибольший вклад внесли купцы: П. Г. Склянин, Я. И. Аверьянов и А. М. Милютин. Храм был выстроен в древнерусском стиле, пятиглавый, с декорированным каменным фасадом. По своему внешнему облику Вознесенская церковь была очень похожа на сохранившийся Сретенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря, возможно, строились они по одному проекту. К 1897 году все строительные работы были закончены. Освящён был храм Астраханским епископом Сергием (Серафимовым) в честь Вознесения Господня.
 
После событий 1923 года Вознесенский единоверческий храм стал окормлять не только своих прихожан, но и прихожан, захваченных обновленцами приходов. Сюда перешли священнослужители и прихожане Успенского собора. При храме обосновалась и община монахинь закрытого Благовещенского монастыря во главе с игуменьей Платонидой (Пасмурновой). Вознесенский храм перестал быть только единоверческим, и теперь здесь службы совершались попеременно, но это нисколько не разобщило единоверцев и православных, сплотившихся перед натиском обновленчества в одну монолитную общину. В 1930 году местные власти отобрали и снесли храм.
 
 
На выставке представлены фотографии из коллекции заместителя руководителя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степанова, краеведа, писателя Владимира Петрушкина, фондов Астраханского музея-заповедника, документы из государственного архива Астраханской области и картины художника Юрия Анискина
 
Поделиться: