Барградский комитет и святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна

(По материалам каталога выставки «Москва – Святая Земля Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и Великого Князя Сергия Александровича», прошедшей в Государственном историческом музее в 2016–2017 гг.)

Кроме Палестины русские паломники издавна стремились посетить итальянский город Бари, в котором почивают столь дорогие для христианского сердца святые мощи Николая Чудотворца. После поклонения Гробу Господню многие считали необходимым поклониться и гробнице святителя Николая, претерпевая по пути многие невзгоды и лишения. Устроение этого места в Италии связано с именами Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Началось всё ещё в 1870 году, когда петербургские торговцы решили построить часовню в память спасения Императора Александра II от покушения на него 25 мая 1867 г. в Париже. Часовня была возведена около Старо-Алексеевского рынка в Санкт-Петербурге, торжественно освящена 6 декабря 1879 г. митрополитом Санкт-Петербургским Исидором. Тогда же её приписали к предположенной к восстановлению обители и церкви во имя святого Николая в Мирах Ликийских, здесь же осуществлялся сбор средств на это благое дело/1/.

Впоследствии почётным ктитором часовни стал Великий князь Сергей Александрович, а собранные пожертвования передавались в распоряжение Императорскому Православному Палестинскому Обществу, затем – для хранения – в контору Великого князя, Председателя Палестинского Общества.

Ввиду того, что храм в Мирах Ликийских, находившийся на участке, купленном ещё в 1853 г., из-за политических сложностей так и не удалось восстановить, в 1910 г. собранные средства было решено употребить на постройку русского подворья в Бари (Италия).

В 1913 г. будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) заложил на месте прежней часовни новый храм на мощах святого Алексия, митрополита Московского, при участии второго Председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Проект новой церкви в новгородско-псковском стиле был составлен известным архитектором русского модерна С. С. Кричинским, строительство консультировал известный археолог В. Т. Георгиевский.

В 1915 г. храм, получивший именование Барградская Николо-Александровская церковь, был освящён в присутствии Великой княгини. Среди чтимых святынь храма числились: икона Божией Матери «Скоропослушница», крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и икона «Вознесение» с частью камня Живоносного Гроба (были присланы Иерусалимским патриархом Дамианом). Также в храме находились: список надгробного образа преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей, привезённый из Троице-Сергиевой Лавры, ростовая икона преподобного Серафима Саровского с частью его мантии и икона с мощами сщмч. Патриарха Гермогена/2/.


Барградский храм в Санкт-Петербурге был в советское время закрыт, а в мае 1932 г. взорван, на его месте сейчас проезжая часть. Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» находится в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Образованное в 1882 г. Императорское Православное Палестинское Общество поставило целью облегчить паломничество в Бари. В ИППО были переданы собранные по всей России пожертвования в 246 тыс. рублей, и в 1910 г., по инициативе Председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, было принято решение купить участок земли в Италии, в Бари, а затем приступить к строительству там подворья Палестинского Общества.

Великая княгиня так описывала выбранный в Бари участок в письме Императору Николаю II: «Участок… очень удобный, рядом с вокзалом, в оливковой роще, и оттуда трамвай идёт прямо до базилики – наилучшее местоположение и замечательно дёшево. Этот участок даже сориентирован правильно на восток… да почиет на этом предприятии благословение св. Николая и да станет это умилительное дело благословением и божественной связью между ним и твоим народом и ярким эпизодом твоего царствования – как утешение во многих скорбях, которые тебе приходится нести»/3/.

7 января 1911 г. из Москвы в Италию выехал известный духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ИППО, будущий священномученик, протоиерей Иоанн Восторгов. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал в Совет Общества телеграмму об успешной покупке земли, а 2 февраля 1911 г. Елизавета Фёдоровна обратилась к Императору Николаю II с всеподданнейшим докладом, в котором сообщалось о намерении Палестинского Общества построить в Бари храм во имя святителя Николая и произвести в 1911 г. во всех храмах и монастырях России тарелочный сбор на сооружаемый храм, приуроченный к празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

Доклад был одобрен Императором, который сделал на нём приписку собственной рукой: «и в 1912 г.». Одновременно Николай II учредил Барградский комитет и стал первым жертвователем, пожаловав от себя и Императрицы 10 тыс. рублей/4/. Главой Барградского комитета был назначен вице-председатель ИППО князь А. А. Ширинский-Шихматов/5/.

Для непосредственного руководства ходом работ на месте Барградским комитетом была учреждена «Строительная комиссия по сооружению в г. Бари храма во имя святителя Николая и странноприимницы для русских паломников». В 1913 г. во время приёма у Великой княгини она поручает комиссии озаботиться сооружением временного приюта и церкви в Бари для паломников, не дожидаясь окончания строительства. 23 декабря 1913 г. временная церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца и с тех пор в ней осуществлялось ежедневное богослужение/6/.

По приглашению Барградского комитета академик архитектуры А. В. Щусев, ранее построивший для Великой княгини Елизаветы Фёдоровны здания Марфо-Мариинской обители милосердия, выполнил проект храма и странноприимного подворья в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV века, соединив здания крытыми переходами.

Храм с двухъярусной звонницей рассчитывался на 200 человек, располагал помещениями для ризницы и книгохранилища. Здание подворья-странноприимницы по плану заключало в себе: в нижнем этаже – приёмную, три общие палаты для паломников, помещения для священника и смотрителя и в верхнем этаже, 3 комнаты для паломников 1-го разряда, 14 комнат 2-го разряда, парадные покои для почётных гостей и общую столовую.

В третьем этаже южной части дома намечено было помещение для псаломщика. В полуподвальном помещении южной части дома, имевшей большие окна, предполагалось сделать обширную народную трапезную со сводчатыми потолками, соединённую с находящимися в верхнем этаже кухней и хозяйственными помещениями посредством электрического подъёмника.

В здании странноприимницы планировались кладовые для паломнических вещей, умывальные палаты для больных паломников с небольшой приёмной для врача. На внутреннем дворе возводилось отдельное здание для прачечной, бани и других хозяйственных служб, устраивались водоёмы для хранения дождевой воды, колодец. Всё свободное место вокруг занимал сад с цветником. Общая сумма сметы приблизилась к 414 680 рублям/7/.

Разработанный А. В. Щусевым по указанию Комитета план был одобрен Великой княгиней и в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, 9 мая 1913 г., состоялась торжественная закладка подворья. По окончании богослужения была прочитана присланная Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной телеграмма: «Соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников. Помоги вам Бог. Нахожусь на богомолье. Теперь еду на торжество канонизации святого Ермогена. Елисавета»/8/.

К марту 1914 г. подворье было почти подведено под крышу, в Бари стали появляться первые паломники из Иерусалима, однако всё ещё оставались трудности с их размещением. В июле 1914 г. по желанию Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и с соизволения Императора Николая II для ознакомления на месте с ходом строительства и нуждами паломников в Бари был командирован сын Великого князя Константина Константиновича (близкого друга великокняжеской четы, известного поэта, публиковавшегося под инициалами «К. Р.», президента Императорской академии наук) князь императорской крови Олег Константинович/9/.

Князь Олег осматривал постройки, собирал заседания строительной комиссии, выдвинул ряд предложений по устройству подворья, а затем, в связи с осложнившейся в преддверии Мировой войны международной обстановкой, отбыл в Россию, взяв с собой некоторые документы для доклада о результатах ревизии Елизавете Фёдоровне/10/.

После начала 28 июля 1914 г. Первой мировой войны, в Бари начали прибывать большие группы русских путешественников, которые не смогли вернуться домой обычным железнодорожным путём через Европу и ждали отправки в Россию морем. Однако, несмотря на войну, строительные работы продолжались и к январю 1915 г. были в основном завершены.

Когда 24 мая 1915 г. Италия объявила себя союзницей Антанты, а соответственно и России, Барградский комитет принял решение передать подворье на время войны итальянскому национальному обществу Красного Креста, во имя «укрепления уз дружбы с благородной Италией». Приготовленные к отправке для украшения храма старинные иконы и церковная утварь остались в России и дальнейшая судьба их неизвестна. Не удалось попасть в Бари и художнику К. С. Петрову-Водкину, который, как предполагалось ранее, должен был расписать новый храм в стиле ферапонтовских фресок Дионисия/11/.

Связь Барградского подворья с Россией после революции 1917 г. и гражданской войны прервалась. 25 июля 1921 г. епископ Георгий (Ярошевский), пребывавший в Русской Православной Церкви Заграницей, освятил нижнюю церковь (крипту) во имя святителя Спиридона Тримифунтского.

В 1930-х годах подворье было продано муниципалитету города Бари. Церковь и православный священник содержались на городские средства до конца 1990-х гг. В течение многих десятилетий единственной ответственной перед муниципалитетом оставалась бывшая тульская крестьянка Матрёна Зайцева, приехавшая в Бари как просвирница в 1912 году и принявшая впоследствии монашеский постриг с именем Николаи. Она следила за благолепием церкви и встречала паломников. В 1978 г. она скончалась и была погребена на городском кладбище в Бари.

Верхняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца была освящена лишь 21 мая 1955 г., в канун престольного праздника епископом Сильвестром (Харунсом), принадлежавшим к так называемой «парижской» Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Интерьер храма так и не был расписан. В 1977 г. приход храма упразднили , а храм был подчинён непосредственно Синоду Русской Православной Церкви Заграницей/12/.

В 1937 г. территория подворья была разделена высокой стеной на две неравные части: одна была предоставлена в пользование православной общине, а другая с садом – городским учреждениям, занявшим странноприимницу. В 1967 г. на стене храма, обращённой к улице, была выложена мозаичная икона святителя Николая/13/.

9 мая 1998 г. было подписано соглашение между Московской Патриархией и муниципалитетом города Бари, в соответствии с которым храм, дом в саду и часть странноприимного дома («царские покои») были переданы Русской Православной Церкви.

14 марта 2007 г. в ходе визита Президента России В. В. Путина в Бари состоялись переговоры о передаче храма Русской Православной Церкви, а 1 марта 2009 г. состоялась официальная церемония передачи церкви в присутствии Президента Италии Джорджо Наполитано и Президента России Д. А. Медведева/14/.

***

/1/ «Наш долг – служить и сеять…» Миссионерская деятельность Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. М.: ДАРЪ, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, 2011. С. 64-65.

/2/ Гришин Д. Б. Явление Святой Руси в европейском Петербурге. К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. URL: http://jerusalem-ippo.org/sv_z/hist/pravros/n-b/.

/3/ Письма преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М.: Православное сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы, 2011. С. 196.

/4/ Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М.: Индрик, 2006. С. 289.

/5/ Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862–1930), князь, русский государственный и общественный деятель, Тверской губернатор, гофмейстер Высочайшего Двора, действительный статский советник, прокурор и управляющий Московской синодальной конторы, обер-прокурор Святейшего Синода, сенатор, член Государственного Совета, участник монархического движения в России и эмиграции, публицист. Руководил подготовкой торжеств по прославлению преподобного Серафима Саровского в 1903 г. Вице-председатель Императорского Православного Палестинского Общества при Великой княгине Елизавете Фёдоровне, в 1917 г был избран Председателем Общества. После отъезда за границу возглавил Совет Палестинского Общества в эмиграции.

/6/ Там же. С. 291-192. Временная церковь была разобрана в 1921 г. после освящения нижнего храма подворья во имя святителя Спиридона Тримифунтского.

/7/ «Наш долг – служить и сеять…» Миссионерская деятельность Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. М.: ДАРЪ, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, 2011. С. 72-74.

/8/ Юшманов В. Д. Закладка русского храма во имя святителя Николая Чудотворца в городе Бари. СПб., 1913. С. 7.

/9/ Олег Константинович (1892–1914), князь Императорской крови, четвёртый сын Великого князя Константина Константиновича, правнук Императора Николая I. Серьёзно увлекался музыкой, рисованием, театром, особенно – литературой. Окончил Александровский кадетский корпус и поступил в Александровский лицей для получения светского образования, что ранее было не принято в императорской семье. Закончил лицей в 1913 г. с серебряной медалью, его выпускное сочинение «Стефан Прокопович как юрист» было удостоено Пушкинской медали. Во время учёбы начал издавать рукописи А. С. Пушкина, хранившиеся в музее Александровского лицея и в Румянцевском музее. Летом 1910 г. посетил Константинополь, Болгарию, Сербию, Черногорию, Германию, в 1911 г. – Францию, Испанию, Португалию. С начала Первой мировой войны в составе Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте. Пал смертью храбрых в бою в Галиции в 1914 г.

/10/ Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М. : Индрик, 2006. С. 299-300.

/11/ Там же. С. 301.

/12/ Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М. : Индрик, 2006. С. 302.

/13/ Официальный сайт Патриаршего подворья святителя Николая в Бари. URL: bargrad.com

/14/ «Наш долг – служить и сеять…» Миссионерская деятельность Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. М.: ДАРЪ, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, 2011. С. 80.

espo-fond.ru

Поделиться: