Образ «Христос во гробе»

Гнутова С.В.
Об одной редкой паломнической реликвии


Икона в окладе «Христос во гробе» с частицей Гроба Господня и врезной памятной медалью.
Икона и оклад. Последняя треть XIX века. Россия
Врезная медаль. Вторая половина XX века. Бронзолитейное предприятие «Дамиано Коломбо и Сыновья». Милан, Италия
Икона. Дерево, грунт, масло. 37,0х35,4х 4,5 см
Оклад. Cеребро, чеканка, гравировка 37,6х35,6х 3,0 см
Медаль. Металл, штамп. Диаметр 6,0 см

Состояние сохранности: Оборотная сторона. Оборот покрыт бархатом. Основа, очевидно, дублирована.
Лицевая сторона. Две горизонтальные трещины дерева, по нижней точечные утраты грунта и красочного слоя, тонировки. Небольшая горизонтальная трещина дерева справа от врезка с реликвией. Мелкие тонированные утраты красочного слоя. Трещины грунта, кракелюр.

Надпись на бумаге по-латыни: «Ex SS. Sepulcro D.N.J.C.» – «От Святой Гробницы Господа нашего Иисуса Христа»
Надпись на медали по-латыни: «Sepulcrum D.N.J.Christi Jerusalem» – «Гробница Господа нашего Иисуса Христа Иерусалим»
__________________________________________________

Традиция изображения Христа во гробе складывается в византийской и древнерусской иконописи с XIII века в композиции «Не рыдай мене, Мати». Изображения лежащего на смертном одре Господа были распространены в западноевропейском искусстве. С XIX века изображения Христа на ложе встречаются в творчестве русских академических живописцев. 


Христос во гробе.
В.Л. Боровиковский. 1810-е-первая половина 1820-х годов. 30x47.
Государственный Русский музей

Кисти В.Л. Боровиковского (1757-1825) принадлежит исполненный маслом картон «Христос во гробе», 1810-е-первая половина 1820-х годов (ГРМ. 30 x 47 см), на котором Христос представлен лежащим в пеленах в полукруглой нише. 

С 1830-х годов с каждым годом растет интерес к древним христианским памятникам как среди художников, так и паломников самого различного уровня благосостояния. Так, согласно официальной статистике Российской Империи, если в 1830-е годы паломников было единицы, а к концу 1840-х годов насчитывалось не более 200 человек в год, путешествующих в Иерусалим, то с конца 1850-х годов это число увеличивается каждый год в несколько раз. В 1847 году учреждается Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, в 1857 году после краткого перерыва ее деятельность возобновляется. В 1858 году создается Русское консульство. Большое влияние на их организационную деятельность оказал генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич, при котором Российской империей были приобретены несколько земельных участков в центре Иерусалима. Особое значение имело паломничество великих князей Сергея и Павла Александровичей и их двоюродного брата Константина Константиновича в мае 1881 года, результатом которого стало создание в Петербурге Императорского Православного Палестинского общества (1882) и строительство храма равноапостольной Марии Магдалины, небесной покровительницы супруги Александра II Марии Александровны (освящен в 1888).

Многие академические мастера специально посещают Палестину, чтобы запечатлеть на месте сюжеты библейской истории, виды Иерусалима и почитаемые святыни. М.Н. Воробьев многократно пишет картины с различными видами Гроба Господня. Во второй половине XIX века в Палестину приезжают такие значительные живописцы, как Ф.А. Бруни, А.А. Иванов, братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Кошелев и другие, работы которых послужили началом целого направления в русской иконописи. Многие из этих мастеров работали над созданием монументального убранства храма Христа Спасителя в Москве, церкви Марии Магдалины и Александра Невского в Иерусалиме (освящен в 1896 г.). 

Образ «Христа во гробе» в окладе с частицей почитаемой реликвии Гроба Господня принадлежит к числу редчайших. Манера живописи иконы находится в русле исканий академических художников, и может быть датирована последней третью XIX столетия. Уровень мастерства живописца свидетельствует об академической выучке автора. Этот образ мог быть создан русским мастером как в Палестине, так и в России с включением привезенной из Святой Земли реликвии. Путешествующие в Святую землю паломники привозили с собой во множестве различные памятные свидетельства. Реликвии от Гроба Господня могут указывать на достаточно высокий статус их владельца. В 1830-е годы А.Н. Муравьевым (1806-1874), автором известного «Путешествие ко Святым местам в 1830 году», был привезен ковчег, в который были вложены реликвии: камни от Гроба Господня и помоста Кувуклии, части от камня миропомазания и куска Голгофской горы (хранится доныне в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры). Заказчиком иконы, представленной на экспертизу, вероятно, мог быть как православный, так и католик, т.к. переход в католичество был не редким явлением среди русских аристократов в XIX веке, хотя к концу столетия их число было не так велико, как в начале.

Медаль, врезанная в доску, является позднейшим добавлением XX века. Её точная атрибуция затруднена в связи с невозможностью видеть другую сторону – аверс медали. Согласно авторской подписи на её реверсе – D.Colombo e Figli S.p.A. Italy, а также технически характеристикам, она была исполнена во второй половине XX века на миланском бронзолитейном предприятии «Дамиано Коломбо и сыновья», существующем с 1925 года. Такие медали выполнялись по случаю памятных событий, связанных с посещением Святой земли Римским папой или другим официальным лицом. Изображение кувуклии Гроба Господня воспроизводит греческие и латинские гравюрные образцы. 



Композиционные особенности подобных медалей повторяют более ранние образцы, в частности медаль 1893 года с портретом фра Луиджи, 1898 года с конным изображением германского кайзера Вильгельма II и 1964 года с портретом папы Павла VI. Врезка мемориального предмета в икону в более позднее время свидетельствует, что образом особо дорожили, вероятно, передавая в роду по наследству.

Оклад украшен растительным и геометрическим орнаментом. В верхних углах –гравированные изображения стилизованных церковных глав с крестами, что является особо примечательной деталью. Такая орнаментация характерна для стиля историзм, включающего неорусские элементы. Особенности орнаментации и стилистические черты позволяют датировать оклад последней третью XIX века.

Икона в окладе «Христос во гробе» представляет собой памятник редкой иконографии и имеет историко-культурное, художественное и музейное значение. Врезанные в икону реликвии придают ей мемориальное и духовное значение.

© Эксперты Музея имени Андрея Рублёва: кандидат искусствоведения Н.В. Герасименко, кандидат искусствоведения С.В. Гнутова

Поделиться: